Оптимизации управления ресурсами предприятий (ERP II)

Международные стандарты ИТУ предприятиями

В системах управления предприятиями применяют различные методы управления, основанные на конкретных алгоритмах подготовки и принятия управленческих решений с использованием информационных технологий.

Методы управления формализованы в виде стандартов управления, которые являются основой разработки функциональной структуры ИС (организационно-экономической подсистемы):

■ планирование потребности в материалах (Material Requirement Planning- MRP I);

■ планирование потребности в производственных мощностях (Capacity Resource Planning — CRP);

■ замкнутый цикл планирования материальных ресурсов (CL MPR);

■ планирование ресурсов производства (Manufacturing Resource Planning - MRP II);

■ планирование ресурсов предприятия (MRP II & FRP (Finance Resource Planning), Enterprise Resource Planning — ERP I);

■ оптимизации управления ресурсами (ERP II);

■ система управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM, Customer Synchronized Relationship Management - CSRM);

■ производство на мировом уровне (World Class Manufacturing — WCM).

1. Планирование потребности в материалах (MRP I)

Метод планирования потребности в материалах (MRP I) предполагает решение следующего комплекса управленческих задач:

■ формирование календарного плана-графика снабжения сырьем, материалами и комплектующими;

■ управление складским хозяйством;

■ учет оборотных средств (запасов материалов).

Планирование потребности в производственных мощностях (CRP)

Метод планирования потребности в производственных мощностях (CRP) нацелен на улучшение использования производственных мощностей рабочих центров (оборудования, поточных линий, бригад рабочих и т.п.). Система выполняет планирование и балансировку загрузки рабочих центров с учетом ресурсных ограничений и планов выпуска готовой продукции. Планирование потребности в производственных мощностях осуществляется по каждому виду продукции, включенного в главный календарный план. При планировании учитывается последовательность выполнения технологических операций изготовления продукции на рабочих центрах.

Информационные системы классов CRP/MRP обеспечивают реализацию функций управления в направлении «сверху вниз», без учета обратной связи, а также решение функциональных задач планирования потребностей в материалах и производственных мощностях.

Такие функции управления, как бизнес-планирование, планирование продаж, планирование производства, разработка главного календарного плана производства, оказались не охваченными ИС классов MRP/CRP.

Замкнутый цикл планирования потребностей материальных ресурсов (CL MRP)

Метод замкнутого цикла MRP (CL MPR), является дальнейшим развитием метода планирования потребно­стей в материальных ресурсах. Основная идея нового метода — налаживание обратных связей, обеспечивающих отслеживание текущего состояния, поддержание мониторинга выполнения плана снабжения и производства. В результате применения нового метода значительно повышен уровень достоверности и точности плановых показателей. Дополнительно к системе MRP новый метод позволил автоматизиро­вать функции управления:

■ укрупненное технико-экономическое производственное планирование;

■ разработку главного календарного плана производства;

■ планирование потребности в производственных ресурсах (мощностях).

После завершения фазы укрупненного планирования система замкнутого цикла MRP поддерживает фазы детального планирования и учета выполнения планов:

■ формирование подробных графиков выпуска готовой продукции, поставок сырья, материалов и комплектующих для поставщиков;

■ учет входного/выходного материального потока;

■ диспетчирование хода производства и поставок;

■ составление отчетности о предполагаемом отставании от графиков выпуска, графиков поставок и т.д.

Дополнительные функции обеспечивают обратную связь, гибкость планирования с учетом внешних экономических факторов (уровень спроса, состояние открытых заказов, движение материаль­ного потока и т.п.). В процесс управления вовлечены бизнес-процессы, которые связаны со снабжением и производством, хотя бизнес-процессы сбыта или продаж и финансового учета при этом не рассматриваются.

Планирование ресурсов производства (MRP II)

Планирование ресурсов производства (MRP II) является усовершенствованным методом планирования всех видов ресурсов предприятия, продолжением и расширением замкнутого цикла MRP. Важнейшая установка стандарта MRP II — обеспечение руководящего персонала необходимой информацией для принятия управленческих решений.

Система MRP II обеспечивает поддержку следующих функций управления предприятием:

■ бизнес-планирование;

■ планирование продаж и операций;

■ планирование производства;

■ формирование главного календарного плана производства;

■ планирование потребности в материалах;

■ планирование потребности в мощностях;

■ система поддержки исполнения планов для производственных мощностей и материалов.

Детальные производственные планы и планы снабжения находят свое стоимостное отражение в калькуляции себестоимости продукции, учете реализации, учете снабженческих и производственных операций. Выходные данные интегрируются с финансовыми отчетами и документами.

В MRP II-системе реализуется три базовых принципа:

■ иерархичность построения ИС — разделение функций планирования на уровни, соответствующие сферам ответственности разных органов управления;

■ интеграция функций управления ИС — единое информационное пространство для различных сфер деятельности, связанных с матери­альными и финансовыми потоками в пределах горизонта планирова­ния;

■ интерактивное взаимодействие управленческого персонала для моделирования управленческих решений в ИС.

Система представляет собой подробную и точную модель производства, основными объектами которой являются:

■ укрупненный план потребности в производственных мощностях;

■ план потребности в материалах;

■ план потребности в производственных мощностях;

■ финансовый план.

Система имеет следующие основные преимущества:

■ возможность планирования оптимальной потребности в матери­альных и производственных ресурсах;

■ достоверный учет движения различных видов материальных цен­ностей от момента поступления материала на склад до отгрузки про­дукции потребителю;

■ предотвращение дефицита или избытка материальных запасов.

К недостаткам MRP II-систем относятся:

■ отсутствие интеграции с процессами управления финансами и персоналом;

■ ориентация на существующие заказы (специального комплекса задач по прогнозированию спроса нет);

■ слабая интеграция с системами проектирования и конструиро­вания (конструкторско-технологической подготовкой производства).

Планирование ресурсов предприятия (ERP)

MRP II-системы интегрируют с модулем финансового планирования (Financial Resource Planning — FRP) и системой бизнес-планирования. В результате сформировалась система класса предприятия (корпорации) (Enterprise Resource Planning — ERP), которая позволяет эффективно планировать коммерческую деятельность предприятия, включая планирование потребностей материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ресурсов оборудования, а также осуществлять подготовку инвестиционных проектов. Особенностью систем MRP II и ERP является основополагающий принцип системности и функциональной целостности системы управления. Подобные системы могут применяться для управления предприятиями различного масштаба, но в первую очередь — крупными фирмами, ведущими активный бизнес.

Благодаря информационным технологиям, системы MRP II и ERP обеспечивают поддержку принятия решений на различных уровнях управления производственной и коммерческой деятельностью (производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техни­ческое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление или поставку продукции). При этом и системы MRP II, и системы ERP в большей степени ориентированы на управление внутренними процессами предприятия, заданную модель технологического процесса производства продукции (работ, услуг). Экономическая эффективность от эксплуатации систем данного класса достигается прежде всего благодаря согласованной работе подразделений, снижению административных издержек, интеграции функций управления. Эти системы позволяют:

■ оптимизировать бизнес-процессы для снижения издержек на производство и реализацию продукции, работ и услуг;

■ использовать оптимальные методы планирования и управления запасами материальных ценностей;

■ обеспечить управление себестоимостью продукции, сократить незавершенное производство;

■ сократить цикл изготовления продукции (заказов);

■ вести детализированный учет работы каждой производственной единицы;

■ оперативно вносить изменения в производственные планы;

■ улучшить обслуживание клиентов и заказчиков; и др.

Оптимизации управления ресурсами предприятий (ERP II)

В условиях дальнейшего развития средств коммуникаций и компьютерных технологий компании стремятся перевести бизнес-процессы в сферу электронного бизнеса. «Gartner Group» вводит понятие систем оптимизации управления ресурсами предприятия второго поколения — ERP II, которые отличаются от ERP-систем следующими признаками:

■ расширенный функционал ERP-систем, полная автоматизация функций системы управления в режиме реального времени;

■ переход от автоматизации внутренних бизнес-процессов компании к свободному взаимодействию компании со своими контрагентами (заказчиками, поставщиками, банками, налоговыми органами и пр.);

■ пользователи ERP II-систем — внутренние и внешние компании всех секторов и сегментов рынка, отсутствие ограничений на масштабы и географическое положение объекта управления (подразделений корпорации);

■ открытость ERP-системы, поддержка взаимодействия с внешними информационными системами на базе стандартных технологий и программных интерфейсов;

■ единое информационное пространство для принятия управленческих решений, высокий уровень качества информации для реализации функций управления, современные информационные технологии обработки данных;

■ высокая надежность функционирования КИС, защита данных от несанкционированного доступа, других угроз целостности и сохранности данных, дружественный пользовательский интерфейс и др.

Как правило, ERP II-системы создаются для отраслей и отдельных направлений бизнеса, модель открытого взаимодействия обеспечивает интеграцию с другими приложениями, поддержку многочисленных стандартов и протоколов межплатформенного взаимодействия (языки Java, XML, ASP, технологии Corba, СОМ, система электронной документации EDI и т.д.).

В ERP II-системы включены функциональные компоненты электронного бизнеса, реализованные как веб-приложения:

■ SRM (Supplier Relationship Management) — система управления взаимоотношениями с поставщиками (снабжение) для закупок ресурсов;

■ CRM (Customer Relationship Management) — система управления связями с клиентами (сбыт) для сбыта и реализации продукции;

■ SCM (Supply Chain Management) — система управления виртуальными логистическими цепочками для доставки ресурсов или продукции;

■ BI (Business Intelligence) — система бизнес-аналитики для формирования аналитических отчетов и оценки бизнес-процессов;

■ PLM (Product Lifecycle Management) — система управления жизненным циклом продукта;

■ HRM (Human Resource Management) — система управления человеческими ресурсами;

■ Financials — система управления финансами со стороны различных участников процесса (финансового директора, менеджера, инвестора, сотрудника);

■ Mobile Business (мобильный бизнес) — система обеспечения прозрачности местоположения участников бизнеса в мировом масштабе;

■ KM (Knowledge Management) — система управления знаниями о бизнесе (извлечение знаний из накопленных фактов); и др.

Наши рекомендации