Управление дебиторской задолженностью: сущность и этапы.
Дебиторская задолженность: сущность, классификация и факторы, определяющие объем и состав.
Характеристика дебиторской задолженности, как объекта финансового анализа, предполагает раскрытие ее сущности. Дебиторская задолженность – это экономическая категория, которая представляет собой определенный вид хозяйственных отношений, возникающих из финансовых обязательств одних хозяйствующих субъектов и приобретающих форму авансированного в оборотные средства капитала у других.[1] Дебиторская задолженность как экономическая категория отражает всю финансово-хозяйственную деятельность организации, так как она оказывает влияние на денежный поток от реализации продукции, уровень доходности. Значение дебиторской задолженности как экономической категории проявляется в выполняемых ею функциях: формирование денежных доходов, отложенных во времени; перераспределительная функция; инвестиционная функция; формирование и регулирование денежных потоков. Основное ее назначение состоит в аккумулировании денежных средств, не поступивших от реализации продукции, оказания услуг, выполнения работ.
Дебиторская задолженность по МСФО является финансовым инструментом. Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность – это сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.
В целях проведения финансового анализа важна классификация дебиторской задолженности. В зависимости от сроков погашения, она подразделяется на: краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты), и долгосрочную (погашение которой ожидается не раньше, чем через год после отчетной даты).
С точки зрения отражения в бухгалтерском балансе, в соответствии с требованиями ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в составе дебиторской задолженности выделяют группы: покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы.
По степени обеспечения следует различать долговые обязательства, обеспеченные или необеспеченные залогом, поручительством, и другими способами, согласно закону или договору.
По степени ликвидности можно выделить высоколиквидную, неликвидную и среднеликвидную дебиторскую задолженность.
Объем и состав дебиторской задолженности зависят от внешних (инфляция и др.) и внутренних факторов (финансовая политика организации и др.).
Управление дебиторской задолженностью: сущность и этапы.
Значение профессионального управления дебиторской задолженностью очень велико. Несвоевременное погашение дебиторской задолженности ведет к платежному кризису. Рост задолженности по коммерческому кредиту ведет к увеличению спроса на краткосрочные ссуды и сокращению их предложения, к росту стоимости краткосрочных кредитов. Для уплаты долгов предприятия превращают высоколиквидные активы в денежные средства и погашают долги, иначе возникнет банкротство.
Дебиторская задолженность – это элемент оборотного капитала. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота. Дебиторская задолженность – это экономическая категория, которая представляет собой определенный вид хозяйственных отношений, возникающих из финансовых обязательств одних хозяйствующих субъектов и приобретающих форму авансированного в оборотные средства капитала у других.[2]
Сущность процесса управления заключается в целенаправленном воздействии субъекта на объект управления. Объектом управления является дебиторская задолженность.
Величина дебиторской задолженности определяется многими факторами. Их можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
– состояние экономики в стране (спад производства увеличивает размеры дебиторской задолженности);
– состояние расчетов в стране (кризис неплатежей приводит к росту дебиторской задолженности);
– эффективность денежно-кредитной политики Банка России (ограничение эмиссии вызывает "денежный голод" и затрудняет расчеты);
– уровень инфляции (при высокой инфляции не торопятся расстаться с долгами, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма);
– вид продукции (если это сезонная продукция, то дебиторская задолженность возрастает);
– емкость рынка и степень его насыщенности (если рынок мал и насыщен данным видом продукции, то возникают трудности с реализацией).
Внутренние факторы:
– кредитная политика предприятия (неправильное установление сроков и условий предоставления кредитов, непредставление скидки при досрочной оплате счетов, неверно установленные критерии кредитоспособности, ошибки в определении платежеспособности клиентов, неучтенные риски могут привести к резкому росту дебиторской задолженности);
– виды расчетов, используемых предприятиями (использование видов расчетов, гарантирующих платеж, сокращает размеры дебиторской задолженности);
– состояние контроля за дебиторской задолженностью;
– профессионализм финансового менеджера, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия;
– другие факторы.
Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и ограничить их влияние на предприятие практически невозможно. Внутренние факторы зависят от самого предприятия – от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью.
Величина дебиторской задолженности определяется двумя факторами:
– объемом реализации в кредит (общую выручку от реализации товаров и услуг следует разделить на две части – выручку от продажи за наличные и выручку от продажи в кредит, деление это можно произвести но фактическим данным за предыдущие периоды времени);
– средним промежутком времени между реализацией товаров и получением выручки.
Что касается формы дебиторской задолженности, то чаще всего это кредит, предоставляемый по открытому счету. В этом случае единственным доказательством того, что покупатель должен поставщику деньги за полученные им товары или услуги, является запись в бухгалтерских книгах и счет, подписанный покупателем. Чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, поставщик может потребовать оформления сделки предоставления коммерческого кредита путем выписки векселя – обычного или переводного (акцептованного) либо выставления покупателем аккредитива.
Основные задачи управления дебиторской задолженностью:
– содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита;
– рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж;
– повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежей;
– определение степени риска неплатежеспособности покупателей;
– расчет прогнозного размера резерва по сомнительным долгам;
– предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
Процесс управления дебиторской задолженностью может быть представлен в виде алгоритма (рис. 17.1). Управление дебиторской задолженностью состоит из нескольких этапов.
I этап. Финансовый анализ деятельности предприятия – поставщика.
II этап. Выработка кредитной политики предприятия.
III этап. Принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности.
IV этап. Изменение кредитной политики предприятия.
V этап. Контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его отправкой покупателю; составление картотеки дебиторов.
VI этап. Контроль за финансовым положением дебитора.
VII этап. При непогашении долга или его части – установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга.
VIII этап. Обращение в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности.
IX этап. Возбуждение дела о банкротстве.
X этап. Компенсация убытков из фонда компенсации безнадежных долгов.
· [1] КОРОВИНА Л.Н. КОБЯКОВА С.Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности. Социально-экономические явления и процессы 2011. №7.
· [2] КОРОВИНА Л.Н. КОБЯКОВА С.Н. К вопросу о дебиторской и кредиторской задолженности. Социально-экономические явления и процессы 2011. №7.