Управление дебиторской задолженностью

В процессе осуществления хозяйственно-экономической деятельности в условиях рынка каждое предприятие постоянно сталкивается с проблемой расчетов за реализуемые им товары. Отгружая продукцию или оказывая потребителям (контрагентам, клиентам) некие услуги, предприятие, как правило, не получает оплату немедленно, т.е. по сути кредитует покупателей, становящихся его должниками. В результате средства предприятия временно омертвляются в виде так называемой дебиторской задолженности, объем, причины возникновения и динамика которой зависят от множества противоречивых факторов, которыми можно и нужно управлять.

В общем случае, управление дебиторской задолженностью предприятия предполагает:

§ классификацию клиентов с позиции их кредитоспособности;

§ фиксацию условий кредитования клиентов;

§ оценку реального состояния дебиторской задолженности;

§ стимулирование погашения дебиторской задолженности;

§ планирование денежных потоков, поступающих от дебиторов.

Классификация потенциальных дебиторов с позиции их кредитоспособности
в норме ведется предприятием в плановом, опережающем режиме, исключающем необходимость принятия спонтанных, недостаточно обоснованных решений.

Вырабатывая политику кредитования покупателей продукции, предприятие должно определиться по следующим вопросам:

§ срокам предоставления кредита;

§ системе скидок;

§ обеспечению кредита;

Оценка реального состояния дебиторской задолженности включает в себя ранжирование ее по срокам возникновения, анализ сложившегося и прогноз будущего уровня по данным бухгалтерского и управленческого учета, что позволяет финансовому менеджеру правильно оценивать обстановку и своевременно предпринимать необходимые защитные меры.

Стимулирование погашения дебиторской задолженности сводится к побуждению должников к выполнению обязательств и перечислению требуемых платежей. Предполагает разработку и осуществление:

§ численных значений критериальных показателей, свидетельствующих об угрозе и масштабности возможных нарушений;

§ порядка взаимодействия с дебиторами в случае нарушения взятых на себя обязательств;

§ способов наказания недобросовестных контрагентов;

§ правил формирования резервов на невозврат долгов.

Планирование денежных потоков, поступающих от дебиторов, сводится к минимизации промежутка между принятием дебитором решения о погашении имеющейся у него задолженности и фактическим зачислением соответствующих средств на банковские счета или в кассу предприятия. Ситуация осложняется тем, что даже у добросовестного дебитора на момент оплаты могут отсутствовать «свободные» или вообще какие-либо денежные средства и взамен их кредитору предложат другие, менее ликвидные активы (векселя и т.д.).

УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ АКТИВАМИ

Сущность и цели

Денежные активы, в число которых входят денежные средства на банковских счетах и в кассе предприятия, а также приравненные к ним высоколиквидные вложения, служащие резервом, являются самым маленьким по величине, но самым важным по значению элементом (слагаемым) оборотных активов любого торгового или промышленного предприятия.

Общая величина денежных активов предприятия определяется следующими основными факторами:

§ совокупной потребностью в оборотных активах за определенный период;

§ коэффициентом оборачиваемости оборотных активов за данный период
(числом оборотов);

§ потребностью в финансировании внеоборотных операций, осуществляемых
в рамках ДФП;

§ коэффициентом стохастичности (т.е. размахом и вероятностью изменения) каждого упомянутого выше фактора.

Управление денежными активами предприятия традиционно осуществляется по определенному алгоритму, включающему в себя четыре ключевые стадии:

§ расчет длительности финансового цикла;

§ анализ движения денежных средств;

§ прогнозирование денежных потоков;

§ расчет оптимального остатка денежных средств.

Целями управления денежными активами предприятия является определение и оптимизация текущих (ежедневных) количественных значений следующих параметров:

§ остатка средств на банковских счетах и в кассе;

§ величины резерва, хранимого в ином, менее ликвидном, но более доходном виде.

Наши рекомендации