Анализ имущественного положения

Анализ имущественного положения организации включает анализ состава и структу­ры бухгалтерского баланса в динамике структуры и динамики основных средств.

В соответствии с принятой методикой определяют соотношение отдельных статей актива и пассива баланса, их удельный вес в общем итоге баланса, рассчитывают суммы отклонений в структуре основных статей баланса, сумме чистых активов организации и дают оценку выявленным изменениям на момент проведения ана­лиза. Используют стандартные приемы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный анализ.

Оценку имущества и источников его финансирования проводят с помощью обычной формы бухгалтерского баланса с пояснениями или сравнительного ана­литического баланса-нетто, который готовится путем уплотнения отдельных ста­тей и объединения их по составу в отдельные экономические разделы.

Рост активов свидетельствует об увеличении имущественного потенциала орга­низации.

В ходе анализа пассивной части баланса обращают внимание на структуру капитала, определяя долю собственного капитала в общем объеме источников средств, изменение объема и структуры капитала по сравнению с предыдущими отчетными датами.

К отрицательным тенденциям относят уменьшение валюты баланса, увеличе­ние доли краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности и увели­чение доли просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности в валюте баланса.

Положительными тенденциями, как правило, следует считать: стабильно устой­чивое увеличение суммы валюты баланса; превышение темпов роста оборотных активов над темпами роста необоротных активов и темпов роста собственного капитала над темпами роста заемного капитала; совпадение темпов прироста де­биторской и кредиторской задолженности. Расчет среднегодовых значений часто дает возможность получить более точное представление о состоянии имущества и его источников в течение анализируемого периода. Необходимо учитывать осо­бенности в организации операционного цикла предприятий различных видов эко­номической деятельности.

Величина чистых активов организации указана в пояснениях к балансу и пред­ставляет собой стоимостную оценку имущества организации после формально­го или фактического удовлетворения всех требований третьих лиц. В первом случае расчет ведется по балансовым оценкам, а во втором — по рыночным оцен­кам.

Чистые активы = {внеоборотные активы + [оборотные активы — задолженность учредителей по взносам в уставный капитал]} — [долгосрочные обязательства + + (краткосрочные обязательства — доходы будущих периодов)].

Для оценки имущественного положения организации в части основных средств служит ряд показателей:

1. Доля активной части основных средств в моментных и средних оценках. К ак­тивной части аналитики могут отнести все основные средства, за исключени­ем зданий и сооружений, или только машины, оборудование и транспортные средства. Расчет осуществляют по первоначальной или остаточной стоимости. Рост значений показателя рассматривают как благоприятную тенденцию.

2. Коэффициент износа характеризует долю стоимости основных средств, спи­санную на затраты в предшествующих периодах, в первоначальной (восста­новительной) стоимости.

3. Дополнением этого показателя до 100% (или единицы) является коэффици­ент годности. Интерпретация показателей связана с понятием амортизации. Амортизация представляет собой процесс распределения на готовую продук­цию единовременных вложений в основные средства. В экономической ли­тературе встречается описание нескольких методов амортизации. В РФ для целей налогового учета применяют линейную и ускоренную амортизацию. Коэффициенты годности и износа не дают точной характеристики состояния основных средств по ряду причин, но рекомендательно значение коэффициен­та износа не должно превышать 50%.

4. Коэффициент обновления показывает, какую часть от имеющихся на ко­нец отчетного периода основных средств составляют новые основные средства.

5. Коэффициент выбытия определяет, какая часть основных средств, с которыми предприятие начало деятельность в отчетном периоде, выбыла из-за ветхости и по другим причинам. В пояснениях к бухгалтерскому балансу приводятся данные обо всех поступивших (выбывших) основных средствах и сумме амор­тизационных отчислений по группам основных средств.

3. Анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния предполагает обобщенную оценку состояния орга­низации с позиции ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности на определенный период времени. Под ликвидностью понимают способность организации трансформировать свои активы в денежные средства и, в случае необходимости, оплатить краткосрочные обязательства. Коэффициенты лик­видности предприятия позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них с точки зрения финансового менеджмента являются следующие: коэффи­циент общей (текущей) ликвидности; коэффициент срочной ликвидности; коэффи­циент абсолютной ликвидности; сумма чистого оборотного капитала.

Коэффициент общей ликвидности рассчитывается как частное от деления обо­ротных средств на краткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его крат­косрочных обязательств в течение определенного периода. Согласно общепри­нятым международным стандартам, считается, что значение этого коэффициента должно находиться в пределах от единицы до двух. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для погашения краткосроч­ных обязательств, иначе предприятие окажется под угрозой банкротства. Пре­вышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в 2-3 раза и может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Коэффициент срочной ликвидности раскрывает отношение наиболее ликвид­ной части оборотных средств (денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности) к краткосрочным обязательствам. По международным стандартам уровень коэффициента срочной ликвидности должен быть выше единицы. В России же его оптимальное значение определено как 0,7-0,8. Необходимость расчета данного коэффициента вызвана тем, что лик­видность отдельных видов оборотных средств не одинакова. В практике россий­ского финансового менеджмента коэффициент срочной ликвидности рассчиты­вается редко.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается как отношение денеж­ных средства к краткосрочным обязательствам. Оптимальный уровень данного коэффициента в России считается равным 0,1-0,2.

Важным показателем в изучении, анализе ликвидности предприятия является чистый оборотный капитал, величина которого находится как разность между обо­ротными активами фирмы и ее краткосрочными обязательствами. На финансовом положении предприятия отрицательно сказывается как недостаток, так и излишек чистого оборотного капитала. Недостаток чистого оборотного капитала может при­вести к устойчивой неплатежеспособности и повышает вероятность банкротства организации. Значительное превышение чистого оборотного капитала над опти­мальной для данной организации потребностью свидетельствует о неэффектив­ном использовании ресурсов. Примерами являются выпуск акций или получение кредитов без реальной потребности в них для хозяйственной деятельности пред­приятия, нерациональное использование прибыли.

Анализ финансовой устойчивости предприятия является важнейшим этапом оценки его деятельности и финансово-экономического благополучия, отражает ре­зультат его текущего, инвестиционного и финансового развития, содержит необхо­димую информацию для инвесторов, а также характеризует способность предприя­тия отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал.

Под финансовой устойчивостью предприятия следует понимать его платежеспо­собность во времени с соблюдением условия финансового равновесия между соб­ственными и заемными финансовыми средствами. Финансовое равновесие пред­ставляет собой такое соотношение собственных и заемных средств предприятия, при котором за счет собственных средств полностью могут быть погашены прежние и новые долги. Рассчитанная по определенным правилам точка финансового равно­весия не позволяет предприятию, с одной стороны, увеличивать заемные средства, а с другой — нерационально использовать уже накопленные собственные средства. Если принимать во внимание, что собственные и заемные финансовые ресурсы проходят стадии образования, распределения и выплаты, а их конечная величина идет на пополнение имущества, то проведение анализа финансовой устойчивости на каждой из этих стадий дает возможность определить условия укрепления или потери финансового равновесия. Абсолютными показателями финансовой устой­чивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.

Для оценки состояния запасов и затрат используют данные группы статей «За­пасы» II раздела актива баланса. Для характеристики источников формирования запасов определяют три основных показателя:

Наличие собственных оборотных средств (СОС) как разница между собствен­ным капиталом (I раздел пассива баланса) и внеоборотными активами (I раздел актива баланса). Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальней­шем развитии деятельности предприятия.

Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования за­пасов и затрат (СД), определяемое путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных обязательств.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосроч­ных обязательств.

Трем показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:

1. Излишек (Фсос = 1) или недостаток (Фсос = 0) собственных оборотных средств: Фсос = СОС — запасы.

2. Излишек (Фсд =1) или недостаток (Фсд = 0) собственных и долгосрочных источников формирования запасов: Фсд= СД — запасы.

3. Излишек (Фои =1) или недостаток (Фои = 0) общей величины основных ис­точников формирования запасов: Фои = ОИ — запасы.

С помощью этих показателей определяется трехкомпонентный тип финансовой устойчивости в виде вектора чисел S = {Фсос, Фсд, Фои}. В зависимости от содержа­ния вектора S для характеристики финансовой ситуации на предприятии выделя­ется четыре типа финансовой устойчивости.

Первый тип — абсолютная финансовая устойчивость S = {1, 1, 1}. Характери­зуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т. е. организация не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко. Может быть связана с отсутствием желания и возмож­ности собственников или умения руководства привлекать внешние источники финансирования.

Второй тип — нормальная финансовая устойчивость S = {0, 1, 1}. В этой ситуа­ции предприятие использует для покрытия запасов помимо собственных оборот­ных и долгосрочные привлеченные средства. Такой тип финансирования запасов является «нормальным» с позиции финансового менеджмента. Является наиболее желательным для предприятия.

Третий тип — неустойчивое финансовое положение S = {0, 0, 1}. Характеризу­ется нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов. Фи­нансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина при­влекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции.

Четвертый тип — кризисное финансовое состояние S = {0, 0, 0}, при котором предприятие находится на грани банкротства, так как денежные средства, крат­косрочные финансовые вложения и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.

Финансовая устойчивость предприятия характеризуется также системой фи­нансовых коэффициентов. Они рассчитываются как соотношение абсолютных показателей актива и пассива бухгалтерского баланса на определенную отчетную дату. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики. К таким коэффициентам относятся следующие.

Коэффициент автономии (Kа) представляет собой одну из важнейших харак­теристик финансовой устойчивости предприятия, его независимость от заемного капитала и равен доле источников собственных средств в общем итоге баланса:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Чем выше значение данного коэффициента, тем более устойчивым, стабильным и независимым от внешних кредиторов является предприятие. На практике установ­лено, что общая сумма задолженности не должна превышать сумму общественных источников финансирования, т.е. источники финансирования должны быть хотя бы наполовину сформированы за счет собственных средств, таким образом, минималь­ное пороговое значение коэффициента автономии оценивается на уровне 0,5.

Коэффициент финансовой зависимости (Кзав) является обратным коэффици­енту автономии:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Рост этого коэффициента в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение равно единице, то это означа­ет, что предприятие финансируется за счет только собственных средств, если пре­вышает единицу — в финансировании деятельности предприятия используются заемные средства.

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, или коэффи­циент финансового левериджа (Кфл), показывает соотношение заемных средств и собственного капитала:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Этот коэффициент дает наиболее общую оценку финансовой устойчивости. Он показывает, сколько единиц заемных средств приходится на каждую еди­ницу собственных. Рост показателя в динамике свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов, т. е. о сни­жении финансовой устойчивости, и наоборот. Оптимальное значение данного коэффициента — Кфл ≤ 0,5, критическое — 1.

Коэффициент маневренности собственного капитала (Кман) показывает, какая часть собственного оборотного капитала находится в обороте, т. е. в той форме, которая позволяет свободно маневрировать этими средствами, а какая капитали­зирована. Коэффициент должен быть достаточно высоким, чтобы обеспечить гиб­кость в использовании собственных средств:

Анализ имущественного положения - student2.ru

В зависимости от структуры капитала и отраслевой принадлежности этот по­казатель может изменяться (однако нормативом является интервал 0,4—0,6). Нормальной считается ситуация, когда коэффициент маневренности в динамике незначительно увеличивается. Резкий рост данного коэффициента не может сви­детельствовать о нормальной деятельности предприятия, так как увеличение это­го показателя возможно либо при росте собственного оборотного капитала, либо при уменьшении собственных источников финансирования.

Коэффициент привлечения долгосрочных кредитов и займов (Кпривл) характе­ризует структуру капитала:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Рост этого показателя в динамике — негативная тенденция, которая означает, что возрастает зависимость предприятия от внешних инвесторов.

Коэффициент независимости (Кнезав) капитализированных источников рассчи­тывается следующим образом:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Снижение коэффициента независимости в динамике является негативной тенден­цией, означая, что с позиций долгосрочной перспективы предприятие все значи­тельнее зависит от внешних инвесторов.

Коэффициент покрытия (Кп) долгосрочных вложений показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Рост этого показателя в динамике говорит об усилении зависимости предприя­тия от внешних инвесторов-кредиторов.

Коэффициент обеспеченности (Кмз) материальных запасов собственными сред­ствами рассчитывается следующим образом:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Рекомендуемый интервал изменения данного коэффициента — 0,6—0,8.

Коэффициент соотношения внеоборотных активов и собственного капитала (Квн) рассчитывается:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Показатель характеризует обеспечение внеоборотных активов собственными средствами. Оптимальное значение данного коэффициента находится в интервале5—1,0. Показатель меньше 0,5 означает, что предприятие использует собствен­ный капитал в основном для формирования оборотных активов, и расценивает­ся негативно. Значение показателя более 1,0 свидетельствует об использовании долгосрочных заемных средств для формирования части внеоборотных активов. Показатель не должен быть значительно больше единицы.

Коэффициент структуры заемного капитала (Kстр) рассчитывается следующим образом:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Коэффициент обеспечения оборотных активов собственным оборотным капи­талом (Коос) рассчитывают как отношение собственного оборотного капитала ко всей величине оборотных активов:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Минимальное значение данного коэффициента равно 0,1, иначе структура фи­нансирования определяется как неудовлетворительная. Увеличение показате­ля является положительной тенденцией.

Коэффициент отношения производственных активов и стоимости имущества (Kпа) рассчитывается:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Минимальное значение показателя — 0,5. Более высокий показатель свидетель­ствует об увеличении производственных возможностей предприятия.

Коэффициент окупаемости процентов по кредитам (Кокуп) рассчитывается:

Анализ имущественного положения - student2.ru

Коэффициент характеризует уровень защищенности кредиторов и должен иметь значение не менее трех.

Для оценки финансовой стабильности предприятия используют также коэф­фициент стабильности экономического роста (Кстр):

Анализ имущественного положения - student2.ru

Полученное значение коэффициента сравнивают с коэффициентом за преды­дущий отчетный период, а также с аналогичными показателями других пред­приятий. Коэффициент характеризует стабильность получения прибыли, которая остается на предприятии для его развития и создания резерва. Если К = 0,2, то это означает, что прибыль в размере 20% собственного капитала за год направляется на развитие и на создание резервов предприятия.

Методика анализа названных выше коэффициентов состоит в сравнении: фак­тических коэффициентов текущего года с данными предыдущих периодов, с норма­тивами, с показателями конкурентов, с отраслевыми показателями. По результа­там анализа абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости можно выявить сильные и слабые финансовые позиции различных предприятий, фирм. Менеджеры организаций используют эти данные для контроля платеже­способности. Кредиторы анализируют показатели устойчивости для оценки кре­дитоспособности организации. Финансовые эксперты на их основе сравнивают относительные преимущества различных предприятий.

Приступая к анализу деловой активности нужно учитывать, что в широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках товаров, труда и капитала. В контексте управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия количественная оценка и анализ деловой активности могут быть произведены по следующим трем направлениям: оценка степени выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно) по основным показателям и анализ отклонений; оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово­-хозяйственной деятельности; оценка уровня эффективности использования ма­териальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации для обеспечения рациональной структуры оборотных активов. Общая формула рас­чета оборачиваемости имеет следующий вид:

Оборачиваемость средств или их источников
Выручка от продаж
Средняя за период величина средств или их источников

=

При определении оборачиваемости отдельных составляющих капитала в знаме­нателе формулы оборачиваемости используют среднюю стоимость соответствую­щих средств или их источников. Оборачиваемость показывает скорость обращения анализируемых элементов средств или их источников и выражается числом оборо­тов. Увеличение скорости обращения (числа оборотов) свидетельствует об ускоре­нии оборачиваемости и повышении деловой активности организации.

Кроме скорости оборота оборачиваемость капитала измеряют временем обра­щения или длительностью одного оборота и выражают в днях оборота. Показатель времени обращения отражает число дней, в течение которых оборотные средства совершают полный кругооборот. Общая формула времени обращения имеет вид:

Время обращения средств или их источников
Число дней в периоде
Средняя за период величина средств или их источников

Выручка от продаж
= ×

Для измерения тех или иных составляющих капитала в формуле времени об­ращения участвует средняя за период стоимость соответствующих средств или их источников. Увеличение времени обращения свидетельствует о замедлении обо­рачиваемости.

Оборачиваемость оборотных активов часто называют скоростью обращения обо­ротного капитала. Этот показатель характеризует скорость оборота всех мобильных средств предприятия. Его рост характеризуется положительно, если сочетается с ростом коэффициента оборачиваемости готовой продукции (товаров в торговле), и отрицательно, если коэффициент оборачиваемости готовой продукции уменьша­ется, так как при этом оборачиваемость оборотных средств ускоряется при одно­временном затоваривании.

Оборачиваемость средств в расчетах (дебиторской задолженности). Данный индикатор показывает число оборотов дебиторской задолженности относительно выручки за период. Рост показателя в динамике рассматривается как положитель­ная тенденция.

В предложенных выше формулах кроме выручки от продаж можно использовать показатель себестоимости реализованной за период продукции (работ, услуг). На­пример, при расчете оборачиваемости запасов и их элементов.

Снижение значения показателя свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства и неоправданном от­влечении денежных средств из оборота.

Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает увеличение или сни­жение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Чем выше данный показатель, тем быстрее компания рассчитывается со своими кредиторами. Замед­ление оборачиваемости может означать как проблемы с оплатой, так и эффектив­ную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный график платежей и использующую кредиторскую задол­женность как источник получения дешевых финансовых ресурсов.

Тема 13. «Финансовое планирование и бюджетирование»

1. Базовые понятия. Бюджет и план

2. Инфраструктура бюджетного процесса

3. Взаимосвязь финансовой и бюджетной структур компании

1. Базовые понятия. Бюджет и план

Финансовое планирование является основной функцией управления финансами предприятия. Планирование финансовых показателей позволяет собственнику и руководству компании представлять будущее финансовое состояние как предприя­тия в целом, так и его отдельных бизнес-единиц, своевременно оценивать потреб­ность в финансовых ресурсах для дальнейшего развития предприятия.

Основными задачами финансового планирования являются:

• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами выполнения производ­ственно-хозяйственных и инвестиционных планов предприятия;

• планирование дивидендной политики;

• предоставление информации для выбора наиболее эффективных направле­ний инвестирования;

• определение сумм налоговых платежей с учетом законодательно разрешен­ных возможностей их минимизации;

• формирование содержания и перечня плановых документов, достаточных для проведения анализа будущего финансового состояния и расчета показа­телей эффективности деятельности предприятия;

• выявление лучших условий проведения расчетов с различными контраген­тами, кредиторами и составление графиков платежей.

Каждая из названных задач должна быть реализована в разрезе краткосрочных (сроком до одного года), среднесрочных (до пяти лет) и перспективных планов.

Взаимосвязь всех видов финансовых планов обеспечивает непрерывность планиро­вания и его стратегическую направленность на повышение стоимости предприятия.

Последовательность планирования включает в себя определенные этапы.

Во-первых, определение целей и их количественного выражения. Этот этап от­носится к уровню стратегического планирования и влияет на эффективность всей системы планирования на предприятии. Выбор целей зависит от согласованных действий и представлений о будущем компании всех участников процесса стратеги­ческого планирования, т. е. менеджмента компании и его собственников. На этапе стратегического планирования закладываются качественные и количественные показатели целей предприятия и концептуально согласовывается видение того, что надо делать для достижения поставленных целей. Как правило, целевые по­казатели охватывают показатели роста продаж, достижение определенных значе­ний прибыли, свободного денежного потока, а также относительные показатели, например рентабельности продаж, среди которых в последние годы выделяются показатели маржи EBITDA. Кроме показателей прибыли и объема продаж в усло­виях финансового кризиса инвесторы придают большое значение динамике по­казателей, отражающих финансовую независимость предприятия и его способ­ность погашать займы. К стратегическим показателям финансовых планов часто относят отношение суммы долгосрочных и краткосрочных займов и кредитов к величине EBITDA. Выбор целевых ориентиров зависит от качества составленных прогнозов макроэкономических показателей, способных оказать значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и на деятель­ность его основных конкурентов.

Ввиду нестабильного развития экономики, постоянно меняющихся макроэко­номических прогнозов, использованных при разработке показателей стратеги­ческих целей предприятия, в системе финансового планирования должна быть предусмотрена процедура корректировок целевых показателей.

Во-вторых, происходит конкретизация стратегических целей на среднесрочную перспективу, осуществляется моделирование будущего состояния предприятия с учетом стратегических планов. Для этого формируются показатели инвестиционной и производственной деятельности, определяется потребность в финансировании и способы привлечения капитала, конкретизируются действия по достижению страте­гических показателей для самостоятельных бизнес-единиц, входящих в предприятие, детализируются показатели для отдельных функциональных, региональных и про­дуктовых подразделений компании. В процессе разработки бизнес-планов уточня­ются сроки выполнения инвестиционных программ, при этом используются количественные методы анализа с применением большого количества информации.

В-третьих, формируются детальные оперативные планы по реализации задач, сформулированных на втором этапе, и доводятся до конкретных исполнителей. Оперативное планирование охватывает в основном текущую деятельность пред­приятия, а также оперативные решения, обусловленные необходимостью реали­зации инвестиционных планов.

Важным инструментом оперативного финансового управления, включающим анализ, планирование, контроль исполнения плановых показателей, является бюджетирование. Бюджетирование трактуют:

• как процесс разработки и исполнения бюджетов;

• как управленческую технологию, направленную на реализацию стратегиче­ских целей посредством организации процедур планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов предприятия.

Первая точка зрения акцентирует внимание на организации системы оператив­ного планирования, что обычно характерно для небольших предприятий, имеющих опыт планирования отдельных операций и стремящихся к достижению комплекс­ного представления о результатах своей деятельности в будущем. Вторая точка зре­ния отражает возможности бюджетирования как инструмента управления стоимо­стью предприятия, включающего в себя все элементы управления. Планирование деятельности при этом выходит за рамки составления только оперативных планов, предполагая необходимость разработки как краткосрочных бюджетов, так и стра­тегических бюджетов. Системный подход к бюджетированию возможен на круп­ных предприятиях, использующих современные информационные технологии, и нацелен на повышение эффективности процесса управления в целом. Компании, внедряющие у себя бюджетирование, стремятся решить следующие задачи:

• сформировать единую информационную базу для принятия управленческих решений, в частности для разработки систем стимулирования сотрудников;

• получать реальные прогнозы финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия;

• повысить согласованность действий различных подразделений компании;

• усилить направленность деятельности подразделений на выполнение стра­тегических задач;

• получить возможность своевременно реагировать на информацию об ухуд­шении финансовых показателей и предпринимать меры по недопущению развития кризисных явлений;

• усилить контроль за эффективным использованием ресурсов и денежных средств структурными подразделениями компании.

Реализация задач бюджетирования происходит в рамках организации бюджет­ного процесса.

Бюджетный процесс — это совокупность последовательных управленческих действий, включающих в себя постановку целей и выбор показателей стратегиче­ского планирования на предприятии, финансовое и операционное планирование, сопоставление плановых данных с фактическими, оценку результатов деятельно­сти, формирование и проведение управленческого воздействия, а также корректи­ровку целей, планов и бюджетов.

Бюджетирование как управленческая технология базируется на использова­нии определенного понятийного аппарата, который во многом является заим­ствованным из опыта зарубежных компаний. В силу особенностей перевода и интерпретации российскими специалистами встречаются различные обозначе­ния одного и того же явления. Ключевыми понятиями являются «бюджет», «бюд­жетный период», «бюджетный цикл», составляющие основу построения системы бюджетирования. Система бюджетирования выступает как система управления, организованная в целях разработки и улучшения тактики планирования и распре­деления ресурсов, которая должна соответствовать стратегическим показателям деятельности предприятия.

Под бюджетом понимают план, составленный на следующий период в нату­ральном и денежном выражении, который определяет необходимые ресурсы для реализации целей предприятия в соответствующем периоде.

Бюджетный период (горизонт планирования) представляет собой срок, на кото­рый утверждается бюджет. Руководство предприятия по согласованию с собствен­никами может устанавливать его в зависимости от сроков предоставления внешней отчетности предприятия, и тогда он совпадает с календарным годом. С другой сто­роны, непредсказуемая рыночная ситуация, длительность операционного цикла, задачи стратегического развития предприятия, законодательные требования или обычаи делового оборота, с которыми должны считаться владельцы и руковод­ство компании, могут влиять на сроки планирования, уменьшая или увеличивая их. Определение бюджетного периода предполагает уточнение уровня детализа­ции интервалов планирования, задавая подпериоды бюджетирования, Так, годо­вой бюджет может состоять из бюджетов, подготовленных на кварталы, месяцы, декады и т. д. По оценкам специалистов, «горизонт прогнозирования» для инве­сторов в нашей стране сейчас редко превышает три года.

Регулярно повторяющаяся последовательность процессов планирования, испол­нения, контроля, анализа и управленческого воздействия, выполняемых в течение определенного интервала времени, составляет содержание бюджетного цикла пред­приятия.

В основе бюджетирования лежит подготовка главного бюджета (так называе­мого мастер-бюджета), определяющего на бюджетный период, как правило год, объем производства, использования материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов компании. Мастер-бюджет состоит из операционных бюджетов (operating budget) и финансовых бюджетов (financial budget).

К финансовым бюджетам относят:

• бюджет движения денежных средств(cash budget). Бюджет движения денеж­ных средств (БДДС) позволяет прогнозировать денежные потоки и управлять платежеспособностью и ликвидностью предприятия;

• бюджет капиталовложений, или инвестиционный бюджет, или бюджет капи­тала (capital expenditure budget). Инвестиционный бюджет представляет собой план капитальных затрат с указанием источников их финансирования;

• бюджет по балансовому листу(балансовый бюджет). Прогнозный баланс, или бюджет по балансовому листу (ББЛ), дает возможность прогнозировать имущественное состояние компании на конец бюджетного периода.

Операционные бюджеты составляются в рамках планирования операций по теку­щей деятельности и формируют итоговый бюджет доходов и расходов предприятия. К операционным бюджетам относятся: бюджет продаж, производственный бюджет, бюджет закупок, бюджет коммерческих расходов, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет трудовых затрат, бюджет административно-хозяйственных рас­ходов, прогнозный бюджет доходов и расходов.

Бюджет доходов и расходов (БДР) содержит показатели для планирования ре­зультатов хозяйственной деятельности компании.

На заключительном этапе планирования руководство предприятия должно иметь три основные бюджетные формы, отражающие прогнозные результаты деятельно­сти предприятия в конце бюджетного периода и дающие возможность представить то, как будут выглядеть основные формы финансовой отчетности перед общим со­бранием акционеров:

• прогнозный отчет о доходах и расходах;

• прогнозный отчет о движении денежных средств;

• прогнозный баланс.

Основные бюджеты строятся путем обобщения данных, содержащихся в бюд­жетах всех входящих в компанию структурных подразделений, поэтому главный бюджет часто называют сводным бюджетом.

Помимо вышеназванных общепринятых видов бюджетов на практике может появиться необходимость в использовании дополнительной терминологии, обу­словленной управленческими решениями в компании.

В зависимости от учета изменений на предприятиях могут разрабатываться гиб­кие бюджеты (многовариантные бюджеты переменных расходов) и фиксирован­ные, или статичные, бюджеты (бюджеты постоянных расходов).

В гибком бюджете часть расходов, зависящая от объема производства и продаж, может быть пересчитана применительно к различным сценариям прогноза спроса на выпускаемую продукцию либо к фактическому объему продаж. Обычно гибкий бюджет используется для контроля нормируемых затрат.

Фиксированный бюджет применяется для планирования затрат, мало подвер­женных влиянию изменения уровня деловой активности, поэтому служит основой для планирования расходов на НИОКР, административную деятельность и т. п. Существуют следующие виды фиксированных бюджетов:

• бюджеты «от достигнутого» составляют на основании анализа выполнения бюджетов прошлых периодов с учетом ожидаемых изменений условий хо­зяйствования предприятия. Иногда такие бюджеты называют преемствен­ными бюджетами;

• бюджеты «с нуля» (zero-based budgets).Этот вид бюджетов не учитывает про­шлые результаты, а отталкивается от представлений того, какими должны быть затраты в будущем. Такой подход является более трудоемким, посколь­ку каждый раз бюджет разрабатывается с нуля. Бюджеты проектов являются наиболее частой разновидностью такого типа бюджетов.

По принципу разработки и направленности информационных потоков разли­чают:

• бюджеты, построенные «снизу вверх»;

• бюджеты, построенные «сверху вниз».

На практике в чистом виде и тот и другой подход встречаются редко. Обыч­но процесс разработки и согласования бюджетов носит двусторонний характер, предполагающий разработку бюджетов низшими звеньями в пределах прогноз­ных значений отдельных показателей, согласованных с руководством.

В зависимости от обязательности исполнения выделяют бюджеты:

• директивные;

• индикативные.

Директивными бюджетами являются бюджеты, показатели которых не подле­жат корректировке и являются обязательными для исполнения. Утвержденный квартальный бюджет движения денежных средств, как правило, является дирек­тивным и жестко контролируется руководством. Долгосрочный бюджет содержит прогнозные показатели, достижение которых желательно, но возможны уточне­ния и существенные корректировки.

По отношению к объекту бюджетирования выделяют:

• Функциональный бюджет. Планированию в данном случае подлежит опреде­ленная функциональная область деятельности предприятия, например бюд­жет закупок охватывает все операции подразделений компании, отвечающие за закупки.

• Операционный бюджет. В бюджете отражены все плановые показатели цен­тра финансовой ответственности.

По признаку выделения уровня и объема ответственности:

• Бюджет предприятия представляет собой сводную информацию о бюдже­тах входящих в него подразделений и определяет потребность всего пред­приятия в ресурсах, необходимых для достижения поставленных целей.

• Бюджет центра финансовой ответственности состоит из доходов и/или за­трат, относящихся к определенному подразделению, например отделу про­даж, финансовому отделу и т. п.

• Бюджет проекта содержит перечень затрат и размер капитальных вложений, рассчитанный на период срока его реализации с детализацией по планируе­мым этапам сдачи работ в разрезе ресурсов. Срок реализации проекта может охватывать несколько периодов операционного бюджета.

• Постатейные бюджеты (line-item budgets) предусматривают жесткий кон­троль за целевым использованием средств, запланированных по каждой статье расходов. В случае экономии средств по данной статье перераспределение в пользу других статей этого центра ответственности обычно не происходит.

Наши рекомендации