Налоговое регулирование бюджетной обеспеченности
Налоговое регулирование бюджетной обеспеченностиозначает разграничение налогов и других платежей между уровнями бюджетной системы и их закрепление в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами.
Налоговое регулирование бюджетной обеспеченности осуществляется посредством:
• закрепления налогов или отчислений на постоянной основе Бюджетным кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ;
• закрепления налогов или отчислений на постоянной основе региональным и местным законодательством;
• установления дополнительных (дифференцированных) отчислений от налогов.
Цель налогового регулирования бюджетной обеспеченности - создание максимально возможных исходных условий для сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении государственных минимальных социальных стандартов исходя из имеющегося на соответствующей территории потенциала.
При формировании бюджетов разного уровня в Российской Федерации применяются как раздельные налоги, так и совместные, разграниченные на постоянной основе между уровнями бюджетной системы.
Так, к основным раздельным налогам и платежам, которые по нормативу 100% зачисляются в федеральный бюджет, относятся:
• НДС;
• акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;
• акцизы на табачную продукцию;
• акцизы на автомобили легковые и мотоциклы;
•акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;
• налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
• регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);
• водный налог;
• таможенные пошлины и таможенные сборы.
К основным совместным налогам и платежам, формируемым федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, относятся:
• налог на прибыль организаций;
• акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья;
• акцизы на спиртосодержащую продукцию;
•акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей;
• налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);
• сбор за пользование объектами водных биологических (исключая внутренние водные объекты);
• плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Раздельные и совместные налоги и платежи предусмотрены в Российской Федерации и для бюджетов нижестоящих уровней. Например, за бюджетами субъектов Российской Федерации закреплены налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; за местными бюджетами — налог на имущество физических лиц и земельный налог.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации установлены единые для соответствующего уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что способствует повышению предсказуемости и стабильности налоговых доходов всех уровней бюджетной системы, усиливает стимулирующую роль в процессе экономического развития соответствующей территории и повышения эффективности бюджетного менеджмента.
Параллельно с этим Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены нормы, регулирующие установление нормативов отчислений в местные бюджеты органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, переданы полномочия по установлению нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае передачи налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в местные бюджеты, соответствующие нормативы (сверх уровня, установленного Кодексом), как правило, должны быть стабильными и едиными для всех муниципальных образований соответствующего субъекта Российской Федерации. Дифференциация указанных нормативов допускается лишь в отношении налога на доходы физических лиц в рамках формализованных схем выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны установить единые и (или) дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога. Данный подход позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- во-первых, разделить налоговые доходы между бюджетами муниципальных районов и бюджетами поселений с учетом объективных территориальных различий в соотношении расходных обязательств местных бюджетов разных типов (уровней);
- во-вторых, определить оптимальную для каждого региона степень выравнивания различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет сочетания единых и дифференцированных (по формуле) нормативов отчислений от данного налога, в том числе перераспределить значительную часть поступлений по месту жительства граждан.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен отказ от практики централизации местных налогов в бюджеты более высокого уровня за некоторыми исключениями.
Отказ от расщепления федеральными законами налоговых доходов от региональных и местных налогов и установление Бюджетным кодексом нормативов по целому ряду налоговых доходов на уровне 100% означает существенный шаг к реализации принципа «один налог — один бюджет».
Результатом принятия указанных поправок к Бюджетному кодексу РФ является потеря смысла в разделении налоговых доходов на «собственные» и «регулирующие», а также определение статуса «регулирующих налогов» и пропорций их распределения между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ, в связи с чем ст. 48 Бюджетного кодекса «Регулирующие доходы бюджетов» утратила силу с 1 января 2005 г.
В республиканский бюджет Чувашской Республики подлежат зачислению:
§ налоговые доходы от следующих региональных налогов:
- налог на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
- налог на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
- транспортный налог - по нормативу 100 процентов;
§ налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов по нормативам, установленным статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
- налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
- налог на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
- акцизы на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
- акцизы на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;
- акцизы на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
- акцизы на пиво - по нормативу 100 процентов;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
- налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
- единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 30 процентов;
- государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
В бюджеты муниципальных районов Чувашской Республики подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
- налог на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 100 процентов;
- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 100 процентов;
- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
- сбор за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов.
Кроме того, законом Чувашской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц. Дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц устанавливаются не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики от указанного налога.
Законом Чувашской Республики о республиканском бюджете на очередной финансовый год представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Чувашской Республики, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.
При недостаточности собственных доходов для сбалансированности бюджетов нижестоящего уровня с учетом возлагаемых на соответствующие органы власти задач и функций при соблюдении государственных минимальных социальных стандартов органы власти вышестоящего уровня осуществляют перераспределение средств между уровнями бюджетной системы, направленное на выравнивание бюджетных доходов и социально-экономического развития территориальных образований, отстающих по объективным причинам.
Перераспределение средств между уровнями бюджетной системы осуществляется по следующим направлениям:
• дотирование нижестоящих бюджетов с учетом бюджетной обеспеченности и по душевому принципу;
• поддержка социального и экономического развития посредством субвенций и субсидий из фондов развития и субсидий из фондов софинасирования социальных расходов.