Функции бюджета, принципы его построения

Сущность бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Распределительная функция дает возможность сконцентрировать в руках государства денежные средства и использовать их для удовлетворения общегосударственных потребностей. Основным объектом перераспределения выступает чистый доход. Для бюджета характерно многовидовое (межотраслевое и межтерриториальное и т.д.) и многоуровневое (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределение.

Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:

-образование и использование денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость и т.д.),

-организация налогов,

-финансирование отраслей народного хозяйства,

-формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

Все эти методы предполагают присутствие бюджета и возникновение бюджетных отношений.

Контрольная функция позволяет узнать насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Контрольная функция реализуется, в основном, по двум направлениям:

1.Контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджет и внебюджетные фонды.

2.Контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Романовский М.В. выделяет следующие функции:

1.Образование бюджетного фонда.

2.Использование бюджетного фонда.

3.Контрольная.

Александров И.М. выделяет следующие функции бюджета:

1.Распределительная функция

2.Перераспределительная функция

3.Регулирующая функция

4.Стимулирующая функция

5.Социальная функция

6.Функция планирования

7.Функция организации

8.Контрольная функция

Парыгина В.А. выделяет следующие функции:

-распределительная (перераспределительная),

-общетеоретическая,

-аналитическая,

-контрольная,

-критическая.

В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50 % ВВП. Благодаря бюджету государство может регулировать хозяйственную жизнь страны, экономические отношения. При этом государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Роль бюджета заключается в следующем:

1.Создает финансовую базу государства.

2.Реализуются программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии ВПК, по охране окружающей среды и т.д.

3.Способствует равномерному развитию экономики и культуры по всей территории государства.

Бюджет решает следующие задачи:

-перераспределение национального дохода,

-государственное регулирование и стимулирование экономики,

-стабилизация кредитно-денежной системы государства,

-финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства,

-удовлетворение общественных потребностей по содержанию аппарата управления, органов обороны, безопасности и правопорядка,

-регулирование экономической и социальной видов деятельности субъектов хозяйствования и развития инфраструктуры,

-разрешение вопросов освоения новых технологий, программ и производств,

-обеспечение международных и межгосударственных договорных обязательств,

-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Таким образом, бюджет выступает мощным инструментом государственного регулирования и стимулирования.

Функции бюджета и его значение для экономики находят воплощение в бюджетной политике.

Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджетов необходимы для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных и экономических функций.

Государственные доходы – это часть НД, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства, с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.

Муниципальные доходы - это часть НД, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.

Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образуют доходы бюджетов.

Доходы – это экономические отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств.

С юридической точки зрения,

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета формируются двумя методами:

Налоговым (бюджетным) и кредитным.

Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения носит безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется значительная часть бюджета.

Другая часть бюджета формируется на кредитной основе: это поступления в форме внутренних займов и иностранных кредитов.

Главным источником доходных поступлений в бюджет является НД. Другим источником выступает часть НБ: доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, от продажи золотого запаса и т.п.

Таким образом, объектами денежных отношений в области формирования бюджетных доходов являются:

1.ВВП, часть которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования (через налоговый механизм) бюджетных доходов.

2.НБ, часть которого служат источником доходов.

3.Временно свободные денежные средства предприятий и сбережения населения, привлекаемые на возмездной и возвратной основе в кредитной форме.

4.Иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме.

Основными видами доходов бюджетов являются:

-налоговые,

-неналоговые,

-безвозмездные перечисления.

Государственные расходы – это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства – экономической, социальной, управленческой, оборонной. При этом государство выполняет свои функции либо непосредственно через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия, организации и учреждения. Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий.

Роль государственных расходов состоит в следующем:

-способствуют структурной перестройке экономики,

-обеспечивают наращивание научно-технического потенциала,

-реализуют инвестиционную политику,

-способствуют реализации природоохранных мероприятий,

-позволяют решать важнейшие социальные задачи,

Система государственных расходов базируется на следующих принципах:

1.Целевое направление средств.

2.Безвозвратное расходование государственных ресурсов.

3.Соблюдение режима экономии.

Финансирование государственных расходов осуществляется в следующих формах: самофинансирование, бюджетное финансирование, кредитное обеспечение.

В зависимости от экономического содержание расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие – это расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов власти, оказание государственной поддержки в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Капитальные – расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность.

Построение расходов бюджета должно основываться на следующем тождестве:

Расходы на покупку товаров и услуг
Неналоговые доходы
Поступления налогов
Трансферты
+ = +

То есть государство должно тратить на покупку нужных ему товаров и услуг (услуги сотрудников различных министерств и ведомств – милиция, военнослужащие, научные работники и прочее), а также на перечисление (трансферт) денег в бюджеты более низкого уровня столько средств, сколько оно смогло бы получить в виде налоговых и неналоговых поступлений.

Вместе с тем, соблюсти это правило очень сложно, так как происходит постоянный рост государственных расходов. Кроме того, несоответствие доходов и расходов вызвано постоянным противостоянием между законодательной и исполнительной властями. «Искусный политик голосует за снижение налогов и рост социальных расходов».

На практике представленное тождество имеет несколько иной вид:

                       
 
Расходы на покупку товаров и услуг
 
Транс-ферты
 
Расходы по обслужива-нию госдолга
 
Налоговые поступления
 
Неналоговые поступления
 
Займы

+ + = + +

Данное тождество требует очень тщательного контроля, иначе ситуация будет развиваться непредсказуемо для государства и может привести не только к резкому снижению расходов, но и к механизму секвестирования.

В настоящее время основными приоритетами государственных расходов являются:

1.повышение заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

2.Рост жизненного уровня пенсионеров.

3.Улучшение системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости.

4.Расширение практики применения национальных проектов.

5.Обеспечение большей прозрачности государственных расходов.

6.Переход в здравоохранении на одноканальную систему финансирования.

7.Применение нормативно-подушевого финансирования в образовании.

8.Создать условия для развития образовательного кредитования.

9.Обеспечить доступность и адресный характер государственной поддержки агропромышленного комплекса

10.Выделение средств на развитие индустрии нанотехнологий и создание элементной базы

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

· ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

· средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· трансфертов населению;

· ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

· ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

· бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

· субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

· инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

· межбюджетных трансфертов;

· кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

· кредитов иностранным государствам;

· средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В структуре доходных источников бюджетной системы наиболее важное место отведено налогам.

4в. Основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ

Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность: федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (субфедеральных бюджетов) и муниципальных бюджетов.

Таким образом, в РФ трехуровневая бюджетная система. Принципы ее построения:

1. единства

2. полноты

3. реальности

4. гласности

5. самостоятельности всех бюджетов

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов и их частичное перераспределение.

Принцип полноты обеспечивается полным использованием всех видов источников дохода и полным охватом всех направлений расходов.

Принцип реальности должен обеспечиваться реальными поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней.

Принцип самостоятельности обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.

Принцип гласности обеспечивается, во-первых, открытым обсуждением бюджетов на предстоящий годи итогов исполнения бюджета прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

Наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и нижестоящих бюджетов на принципах самостоятельности и четкого разграничения доходных и расходных полномочий.

5в. Бюджетный процесс и его стадии.

Бюджетный процесс – это регламентируемая законом деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Таким образом, он имеет 4 стадии. Составление и исполнение бюджета- функции исполнительных органов власти; рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета – законодательных органов власти.

Решение о начале работы над проектом принимает Президент за 18 месяцев до начала финансового года. Затем Правительство организует работу по составлению проекта бюджета. При этом составляются следующие документы:

- прогноз социально-экономического развития

- сводный финансовый баланс

- основные направления бюджетной политики. Производится расчет контрольных цифр проекта бюджета.

Составление проекта бюджета осуществляется в соответствии с планами развития конкретной территории и сообщенными вышестоящими органами показателями. Министерство финансов РФ готовит проект федерального бюджета и консолидированного бюджета как составные части Бюджетного послания Президента РФ.

На второй стадии законодательные органы проводят постатейное рассмотрение проекта бюджета в 4 слушаниях и выносят заключение. Далее организуется доработка и уточнение бюджета.

Уточненный проект бюджета выносится на рассмотрение федеральным собранием не позднее чем за 3,5 месяца до начала очередного финансового года.

Исполнение бюджета длится с 1.01 до 31.12. Оно заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.

Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по такому документу как бюджетная роспись. Роспись – это основной оперативный план распределения расходов и доходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года.

Отчеты об исполнении бюджета составляют исполнительные органы власти всех уровней. Отчет о федеральном бюджете РФ утверждает Федеральное собрание РФ.

Принципы организации бюджетного процесса:

1. Единства

2. Полноты

3. Реальности

4. Гласности

5. Самостоятельности всех бюджетов

6. Разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти

7. Принцип специализации бюджетных показателей. Он реализуется через бюджетную классификацию.

8. Принцип ежегодности. Выражается в ежегодном повторении его стадий.

6 в. Особенности формирования территориальных и местных бюджетов в современных условиях.

Под местным бюджетом в российском законодательстве пони­мается бюджет муниципального образования, формирование, утвер­ждение и исполнение которого осуществляют органы местного само­управления. Под бюджетным регулированием понимается перерасп­ределение средств с целью обеспечения в местных бюджетах минимально необходимого уровня доходов.

Состав местных финансов состоит из средств местных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов (включая валютный), ценных бумаг, которые принадлежат органам местного самоуправления, и других финансовых ресурсов, служащих для осуществления функций органов местного самоуправления.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов. Доходы местных бюджетов включают дотации, субвенции, средства по взаимным расчетам с другими бюджетами, заемные средства. Смета расходов является другой частью местного бюджета. Доходы, закрепляемые за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и направляемые непосредственно в местные бюджеты — это собственные доходы местных бюджетов.

Собственные доходы всегда являются основой доходной части местного бюджета: местные налоги и сборы; другие местные доходы; часть федеральных и региональных налогов, которые закреплены за местными бюджетами в фиксированных долях на постоянной основе.

К местным налогам и сборам относятся:

—налог на землю;

—налог на имущество физических лиц;

—налог на рекламу.

Законодательство Российской Федераций к средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относит:

—часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в
местные бюджеты по нормативам, которые утверждаются органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке
бюджетного регулирования на планируемый год;

—средства, выделяемые из бюджетов субъектов Российской Федерации для финансовой поддержки муниципальных образований;

—дотации и субвенции из бюджетов субъектов Российской Федерации, а по федеральным программам и из федерального бюджета;

—другие средства, получаемые местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации.

Дотации местным бюджетам — средства, которые выделяют местным бюджетам в твердой сумме из бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования без целевого назначения. Субвенции местным бюджетам —- суммы, выделяемые.на конкретные цели и определенный срок местным бюджетам из федерального бюджета субъектов Российской Федерации. Субсидии предполагают долевое софинансирование.

Для дополнительного пополнения местного бюджета в Российской Федерации привлекаются средства инвесторов для реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований.

7в. Бюджетный механизм.

Бюджетный механизм – это совокупность конкретных форм, видов организации бюджетных отношений и специфические методы, условия, принципы планирования, мобилизации и использования бюджетных средств.

Он имеет три звена:

1. механизм мобилизации денежных средств (НДС, налог на прибыль и др.)

2. механизм предоставления бюджетных средств (ассигнования из бюджета, бюджетное финансирование и др.)

3. Механизм внутрибюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов. При этом формами перераспределения средств между бюджетами разных уровней являются:

- отчисления от регулирующих доходов

- субвенции, дотации

- субсидии

- взаиморасчеты между бюджетами

- ссуды из вышестоящих бюджетов

- использование бюджетных резервов

- бюджетные компенсации.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Бюджетные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Взаиморасчеты – метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений.

Основная роль бюджетного механизма – качественно и количественно воздействовать на конкретные виды доходов и расходов. Это воздействие может выражаться через пропорции распределения денежных средств.

8в. Сущность и значение государственного и муниципального кредита, его формы

Государственный кредит как экономическая категория – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность гос. Кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие бюджетного дефицита бюджета либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

В результате реализации финансово-правовых отношений по гос. кредиту формируется государственный долг страны, под которым понимается сумма долговых обязательств государства.

Формы государственного кредита:

1. государственные займы

2. обращение части вкладов населения в государственные займы

3. заимствование средств общегосударственного ссудного фонда

4. казначейские ссуды

5. гарантированные займы (условный государственный кредит).

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, субъектов хозяйствования привлекаются на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских облигаций (КО) и других видов государственных ценных бумаг.

Обращение части вкладов населения в государственные займы. В данном случае сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Эта форма осуществляется через покупку особых ценных бумаг (казначейских сберегательных сертификатов), а также оформлением безоблигационных займов.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов Правительства.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Казначейские ссуды не имеют коммерческой уели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства отраслей.

В отдельных случаях Правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также выплату процентов по нему. Это уловный государственный кредит – гарантированные займы. По ним Правительство несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика. Эта форма широко была распространена в 20-30 годы.

Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги разных видов: облигации, КО и другие. Наиболее распространенным видом ценных бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам:

1. по праву эмиссии: федеральные, территориальные и муниципальные.

2. по признаку держателей ценных бумах:

- реализуемые среди населения (государственный внутренний выигрышный заем 1982 г., ОГСЗ)

- среди юридических лиц (государственный внутренний 5% заем 1990 г., ГКО, ОФЗ)

-универсальные

3. По форме выплаты доходов:

- процентные (КО)

- выигрышные (государственный внутренний заем 1982 г.)

- процентно-выигрышные

- беспроигрышные

- беспроцентные (целевые). Они гарантируют получение определенного товара (государственный целевой заем 1990 г.)

4. по срокам погашения:

- краткосрочные (срок погашения до 1 года)

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет)

- долгосрочные (от 5 до 30 лет), по муниципальным ценным бумагам – до 10 лет.

5. по методам размещения:

- добровольные (в настоящее время)

- размещаемые по подписке

- принудительные.

6. по характеру выпуска:

- облигационные (документарные)

- безоблигационные (путем записей в долговых книгах и выдачи особых сертификатов).

Вопрос о муниципальных заимствованиях впервые был законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ.В соответствии с Бюджетным кодексом РФ субъект Федерации не может иметь дефицит бюджета больше, чем его расходы В противном случае возникает потребность в заимствованиях. При этом все субъекты России ассиметричны в своем развитии. Например, в 11 субъектах из 88 расходы на обслуживание государственного долга превышают 50 процентов объема государственного бюджета.

Заимствования являются обратной стороной налогов, Это было наглядно выражено в США в период «рейганомики». Например, на уровне субъектов федерации выпускались займы на 5 лет, затем вводился местный налог на погашение займа.

Бюджетный кодекс РФ предусмотрел регулирование заемной деятельности территорий путем введения следующих ограничений:

1. предельный объем государственного долга субъекта РФ (точно так же как и муниципального долга) ограничен объемом доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы. Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ – 15% от величины собственных бюджетных доходов, а муниципального образования – 10%.

2. предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета, не должен превышать 30% объема собственных доходов бюджета субъекта РФ (для муниципальных образований ограничение составляет 15% объема доходов местного бюджета)

3. предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ (муниципалитета) не должен превышать 15% объема расходов его бюджета.

Если при исполнении бюджета нарушаются 2-е или 3-е ограничение территория не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств Бюджетный кодекс допускает применение следующих мер:

1. назначение ревизии бюджета

2. передачу исполнения бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов

3. другие меры, предусмотренные законодательством.

Территориям, нарушающим 1 и 3 ограничения запрещено осуществлять новые заимствования.

9в. Управление государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Мероприятия государства по управлению государственным долгом:

1. Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2. Конверсия – изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам.

3. Консолидация займа – увеличение срока действия уже выпущенных займов.

4. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Эта мера упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Это избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных рублях.

6. Отсрочка погашения займа, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Когда Правительство выпустило уже слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства.

7. Аннулирование государственного долга, в результате чего государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.

8. Реструктуризация задолженности применяется применительно к международным финансово-кредитным отношениям, например, погашение части долга акциями или натурой.

Наши рекомендации