Развитие систем показателей для оценки эффективности управления стоимостью бизнеса
Управление бизнесом, основанное на повышении его стоимости, зародилось в экономике Соединенных Штатов Америки, в 80-е годы ХХвека. В настоящее время большинство ведущих мировых компаний функционируют на принципах управления стоимостью.
В западной практикеэтот подход получил название стоимостной менеджмент (VBM – Value-Based Management) или менеджмент, основанный на стоимости.
Основой процесса управления стоимостью бизнеса является сравнительный анализ стоимостной оценки и возможность повышения стоимости акционерного капитала за счет изменения структуры активов, аккумуляция средств на главных направлениях развития бизнеса и сохранения корпоративного контроля. Внедрение подобной системы управления требует от менеджмента и персонала понимания принципов и резервов создания и повышения стоимости бизнеса.
Эффективное управление стоимостью компании во многом зависит от выбранных стратегических целей и разработки системы показателей, обеспечивающей руководителей информацией о результатах работы их менеджеров. Успех здесь зависит во многом от того, насколько правильно руководство сможет расставить приоритеты и определить факторы стоимости.
Основными факторами, определяющими стоимость (ценность) бизнеса являются:
• рыночная конъюнктура;
• будущие выгоды от владения оцениваемым бизнесом;
• затраты на создание аналогичных предприятий;
• риск получения доходов;
• степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов;
• ликвидность бизнеса.
Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса. Спрос на предприятие наряду с полезностью зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовый рынок. Важным фактором, влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций.
Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такие, как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность.
Будущие выгоды, которые может получить собственник объекта, зависят от характера операционной деятельности и возможности получить доход от продажи объекта после использования. Чаще всего под будущими выгодами понимается чистый денежный поток.
Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначать управляющих, определять величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий, определять величину дивидендов и т.д.
Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ.
Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.
Ключевыми факторами стоимости (драйверами стоимости) являются те 20% факторов, которые, согласно хорошо известному «принципу Парето», определяют 80% стоимости компании.
Драйверы стоимости присутствуют во всех элементах компании –корпорации в целом, бизнес-единицах, бизнес-процессах, функциональных подразделениях, региональных филиалах, проектах и т.д. КФС бывают внутренние и внешние (по отношению к компании), финансовые и нефинансовые, количественные и качественные и т.д.
Финансовыми драйверами является, например, объем продаж в денежном выражении или размер дебиторской задолженности. Нефинансовым количественным – дневной объем производства в натуральном выражении. Примером качественного драйвера является степень удовлетворенности клиента уровнем сервиса в компании. Внешним КФС может являться объем потребности того или иного целевого рынка (в натуральном или денежном выражении) в продуктах той категории, которые производит или продает компания.
Основополагающим достоинством системы драйверов стоимости по сравнению с любой другой системой показателей, используемых в управлении бизнесом, является то, что с помощью стоимостных моделей можно оценить влияние любого фактора – финансового и нефинансового, количественного и качественного – на создание стоимости в компании с точностью, вполне достаточной для того, чтобы ставить финансовые задачи операционным менеджерам, а также контролировать и стимулировать максимальную финансовую эффективность операционной деятельности.
Факторы стоимости могут быть распределены по нескольким уровням:
• общие факторы – в первую очередь рентабельность инвестированного капитала;
• показатели операционной прибыли и объема инвестированного капитала;
• факторы, которыми определяется прибыль компании (доход и издержки); направления инвестирования капитала (различные виды активов);
• уровень специфических факторов (клиентская база, эффективность использования ресурсов и т.п.)
• уровень оперативных факторов (цены на отдельные виды ресурсов, платежная политика, наличие поставщиков, дефицит ресурсов, стоимость ремонта основных средств и т.д.).
Необходимо определить степень влияния каждого фактора на стоимость компании (провести факторный анализ). Тестирование системы факторов имеет смысл производить на основе как обычной текущей деятельности, так и возможных критических ситуаций, таких как ценовые войны, дефицит сырья, негативные изменения законодательства и т.п.
Для практической реализации системы управления бизнесом на основе КФС разрабатывается система целевых нормативов эффективности (систем показателей) и корпоративных стандартов. Целевыми нормативами эффективности являются конкретные значения КФС, установленные в виде плановых заданий компании в целом, бизнес-единицам, функциональным подразделениям, региональным филиалам, но, в конечном итоге, отдельным сотрудникам компании (так как конкретную работу выполняют вполне конкретные люди).
В качестве ключевых интегральных показателей А. Дамодаран рекомендует использовать рентабельность вложенного капитала и коэффициент реинвестирования. Подобный подход, по мнению автора, позволяет учесть перспективы развития компании и интересы акционеров. Во-первых, рентабельность вложенного капитала отражает отдачу на вложенные средства и определяет прибыль, которую предприятие получит в будущем при сохранении текущего уровня эффективности использования активов.
Во-вторых, коэффициент реинвестирования позволяет учесть долю прибыли, которая будет направлена на новые инвестиции в будущем, чтобы обеспечить последующий рост прибыли. Таким образом, фирма не может надеяться на рост прибыли от реализации без реинвестирования части этой прибыли в оборотный капитал и чистые капитальные расходы; а чистые капитальные затраты, которые требуются фирме для поддержания заданного темпа роста, должны быть обратно пропорциональны эффективности ее инвестиций.
В модели показатели рентабельности инвестированного капитала (Returnon on investment Capital) и коэффициент реинвестирования (Reinvestment Rate) рассчитываются следующим образом:
ROIC = EBIT (1 – T) / (BD + BE), (1)
RR = ((CE – D) – ΔNCWC) / EBIT(1 – T) , (2)
где ROIC – рентабельность капитала;
EBIT – прибыль до выплаты процентов и налогов;
Т – ставка налога на прибыль;
BD – балансовая стоимость обязательств;
BE – балансовая стоимость акционерного капитала;
RR– коэффициент реинвестирования;
CE – капитальные затраты;
D – амортизация;
ΔNCWC – прирост чистого оборотного капитала.
Перемножая выражения(1) и (2), получим:
В правой части отражается темп прироста капитала как отношение приращения капитала к стоимости всего капитала. Именно такой рост должна иметь прибыль предприятия при постоянном коэффициенте реинвестиций и рентабельности. Отсюда:
g = ROIC х RR,
где g – темп прироста прибыли.
Таким образом, темп прироста прибыли, определяющий потенциал развития компании, согласно модели А. Дамодарана, обусловлен рентабельностью активов и политикой компании в области реинвестирования.
Широко известны также факторные модели рентабельности собственного капитала (ROE), разработанные компанией DuPont.
Денежный поток для всего капитала= Приток денежных средств – Отток денежных средств = [Выручка в базовом периоде * (1+ темп роста выручки) * Рентабельность продаж * (1 – ставка налогообложения)] – чистые капитальные вложения – прирост чистого оборотного капитала.
Расчет EVA базируется на двух методах:
EVA = NOPAT – WACC x C,
Где
NOPAT ( Net Operating Profits After Taxes) - прибыль после выплаты налогов,
WACC - средневзвешенная стоимость капитала,
C - инвестированный капитал.
EVA = (ROI – WACC) х C,
Где
ROI (Return on Investment) - рентабельность инвестированного капитала
EVA также является индикатором качества управленческих решений: постоянная положительная величина этого показателя свидетельствует об увеличении стоимости компании, тогда как отрицательная - о ее снижении. Увеличивая значение EVA, путем воздействия на факторы, участвующие в модели, менеджер увеличивает стоимость компании.
EVA является наиболее распространенным показателем для оценки процесса создания стоимости бизнеса.
Причина этого в том, что данный показатель относительно легко рассчитывается, а также позволяет оценивать эффективность как предприятия в целом, так и отдельных подразделений.
Однако простота расчета самого показателя EVA сочетается с трудностями, связанными с внесением существенных поправок относительно составляющих модели.
Наиболее значительными корректировками прибыли и величины капитала при расчете стоимости бизнеса на основе модели EVA являются:
- Стоимость части нематериальных активов (например, НИОКР), которые обеспечивают получение выгод в будущем, при расчете EVA должна капитализироваться, а не списываться в расходы.
Таким образом, величина капитала должна быть скорректирована на величину капитализированных нематериальных активов за вычетом накопленной амортизации.
На величину амортизации анализируемого периода должна быть откорректирована величина NOPAT.
- Общая сумма отложенных налогов (deferred taxes) прибавляется к величине капитала. Для расчета величины NOPAT прирост суммы отложенных налогов за рассматриваемый период также прибавляется к сумме прибыли.
- При расчете EVA необходимо измерить доход, генерируемый средствами, вложенными в предприятие. По этой причине при расчете величины капитала прибавляется накопленная гудвилл.
По мнению исследователей, показатель Market Value Added (MVA) – также очевидный критерий создания стоимости. С точки зрения теории корпоративных финансов MVA отражает дисконтированную стоимость всех настоящих и будущих инвестиций.
MVA = Рыночная капитализация (рыночная стоимость акционерного капитала) + Рыночная стоимость долга – Совокупный инвестированный капитал (балансовая стоимость).
Стоимость бизнеса определяется как разница между рыночной стоимостью всего капитала компании и совокупным инвестированным капиталом.
В рамках данной модели оценка эффективности управления стоимостью основывается на следующих позициях:
- если рыночная капитализация / инвестированный капитал > 1, то есть MVA положительна, то рынок оценивает бизнес как бизнес, наращивающий стоимость (бизнес обладает положительным рыночным рейтингом и инвестиции в него выгодны),
- если ROIC / WACC > 1, то бизнес также создает стоимость и выгоден для инвестиций.
Однако, оценка эффективности функционирования бизнеса, ориентированная только на эту модель таит в себе опасность: возможно, что руководство будет принимать решения, оказывающие краткосрочное влияние на курсовую стоимость акций, но разрушающие стоимость в долгосрочной перспективе (например, программы сокращения затрат за счет масштабного сокращения бюджета НИОКР).
Некоторые исследователи концептуально относят модель MVA к методам оценки и управления стоимостью, основанных на концепции ЕVA, и рассматривают MVA как модификацию (форму) модели ЕVA. Связь между рассматриваемыми показателями действительно существует. Так, например, рыночная стоимость, выраженная в показателе MVA, является, по сути, дисконтированной суммой всех будущих EVA.
Показатель Shareholder Value Added (SVA) - акционерная добавленная стоимость вработах Альфреда Раппапорта7 определяется как приращение между двумя показателями – стоимостью акционерного капитала после некоторой операции и стоимостью того же капитала до этой операции. А.Раппапорт разработал модель, описывающую изменение стоимости компании и учитывающую изменения периода конкурентных преимуществ, текущего уровня продаж, ставки налога на прибыль, инвестиций в оборотный капитал, чистых капитальных вложений, средневзвешенной стоимости капитала.
В современном финансовом подходе часто используется и несколько иная трактовка этой модели: SVA – это приращение между расчетной стоимостью акционерного капитала (например, методом дисконтированных денежных потоков) и балансовой стоимостью акционерного капитала.
Эти показатели заложены в предложенный им расчет критерия, который характеризует изменение стоимости компании – добавленной акционерной стоимости (SVA).
Основным недостатком данной модели является трудоемкость расчетов и сложности, связанные с прогнозированием финансовых потоков.
Показатель Cash Flow Return on Investment (CFROI) – денежный поток отдачи на инвестиции.
В рамках данной модели денежный поток отдачи на инвестиции
(CFROI) определяется в соответствии с формулой:
CFROI = Скорректированные денежные притоки (cash in) в текущих ценах / скорректированные денежные оттоки (cash out) в текущих ценах.
Взаимосвязь стоимостных показателей
Расчет CFROI включает следующие этапы:
1. Выявление денежных притоков в течение экономического срока
службы активов. Данный срок рассчитывается как отношение суммарной
стоимости активов к амортизационным отчислениям.
2. Расчет величины суммарных активов, которая будет выступать в качестве оттока денежных средств.
3. Корректировка, как оттоков, так и притоков на коэффициент инфляции, то есть приведение их к текущим ценам.
4. Внесение ряда поправок в расчетные величины для нивелирования искажений, вызываемых различными системами отчетности. (Например, для расчета денежных притоков чистый доход корректируется на суммы амортизации, проценты по заемному капиталу, выплаты по договорам лизинга и т.д. Балансовая стоимость активов корректируется на суммы накопленной амортизации, стоимость имущества, полученного по договорам лизинга и т.д.)
5. Расчет CFROI в соответствии с формулой.
Если показатель CFROI превышает требуемый инвесторами средний уровень доходности, то бизнес создает стоимость; наоборот, если CFROI ниже требуемой доходности, то стоимость бизнеса будет снижаться.
Преимущество показателя CFROI – учет денежных потоков, генерируемых бизнесом, а также учет фактора инфляции (поскольку как денежные потоки, генерируемые существующими и будущими активами, так и главных недостатков модели является то, что результат выражается не в сумме созданной (или разрушенной) стоимости, а в виде относительного показателя, поэтому для некоторых нефинансовых менеджеров интерпретация данного показателя может не быть столь же ясной, как, например, EVA. Кроме того, расчет показателя CFROI достаточно сложен, поскольку необходимо идентифицировать все денежные потоки, генерируемые как существующими, так и будущими активами.
Показатель (CVA, RCF) используется в качестве отдачи от инвестированного капитала денежные потоки и учитывает (в отличие от показателя CFROI) в явном виде затраты на привлечение и обслуживание капитала из разных источников (средневзвешенную цену капитала).
Расчет CVA (RCF) проводится в соответствии с формулой:
RCF = AOCF – WACC * TA,
где RCF – Residual Cash Flow – денежная добавленная стоимость,
AOCF (Adjusted Operating Cash Flows) – скорректированный операционный денежный поток,
WACC – средневзвешенная стоимость капитала, TA – суммарные скорректированные активы (корректировки, вносимые при расчете указанных величин аналогичны тем, которые рассматривались при анализе концепции EVA).
Собственнику компании следует учесть, что подобная многоуровневая система демонстрирует зависимость факторов более высокого уровня от факторов более низкого уровня и показывает, каким образом показатель стоимости связан с текущей деятельностью. Например, совершенствование бизнес-процессов может привести к снижению текущих издержек компании. Это способствует росту операционной прибыли и повышению рентабельности всей деятельности и вложенного капитала.
Система управления внутренней стоимостью компании должна обладать следующими характеристиками:
1) Должна быть ориентирована на долгосрочный рост внутренней стоимости предприятия, а не на достижение тех или иных ее значений, т.е. должна иметь не статичный, а динамический характер.
2) Должна отвечать интересам большинства инвесторов и кредиторов предприятия.
3) Должна оперировать доступными данными.
4) Должна максимально исключать возможности манипулирования показателями, входящими в систему.
5) Должна быть пригодной не для оценки уже созданной компанией стоимости, а для определения путей ее возможного повышения.
6) Эффективность применения системы должна быть подтверждена проведенным анализом изменения рыночной стоимости достаточного количества компаний на длительном промежутке времени.
На сегодняшний день наиболее популярными системами стоимостного управления компанией является система, основанная на показателе экономической добавленной стоимости (EVA), разработанная консалтинговой фирмой Stern&Stewart; система, основанная на показателе экономической прибыли, предложенная уже упоминавшимися Т. Коуплендом, Т. Коллером и Дж. Муррином», система сбалансированных показателей, разработанная Д. Нортоном и Р. Капланом (BSC – Balanced Scorecard).