Анализ возникающих на предприятии узких мест. АВС-анализ
Анализ возникающих на предприятии узких мест. Узкое место - это параметр, тем или иным образом ограничивающий производство продукта, величина которого [параметра] является пороговым, предельным значением при составлении производственной программы, причем в краткосрочном периоде величина эта является неизменной. Узким местом на предприятии может быть, например, объем производственных мощностей. Тогда, в зависимости от конкретной ситуации, единицами измерения работы узкого места будет выступать время работы основного производственного оборудования (в машино-часах), время работы основных производственных рабочих (в часах), площадь производственных помещений (в метрах квадратных) и т.д.
Вид и количество узких мест, сумма покрытия на одно узкое место являются ключевыми параметрами составления производственной программы, которая определяет затем объем получаемой выручки, суммы покрытия и, соответственно, прибыли. Значение имеют также возможные альтернативные производственные процессы.
На предприятии существуют три принципиальных подхода к планированию производственной программы в зависимости от наличия узких мест, представленные на рис. 15
1) Узких мест нет.
При отсутствии узких мест производиться может вся необходимая продукция в требуемых количествах.
2) Имеется одно узкое место.
В этом случае необходимо различать случаи единственного и возможного альтернативного технологического процесса. Необходимо проверить все возможные к производству продукты при всех возможных альтернативных технологических процессах на удельную величину суммы покрытия. В итоге в производственную программу включаются, прежде всего, продукты с максимальными суммами покрытия на единицу загрузки узкого места, как самые доходные.
3) Имеется несколько узких мест.
При наличии на производстве нескольких узких мест принять решение гораздо сложнее. Принцип действий аналогичен случаю наличия лишь одного узкого места. Необходимо рассчитать удельные суммы покрытия при всех возможных технологических процессах, всех производимых продуктах на всех узких местах. Такая работа выполняется с применением методов линейного программирования.
До тех пор, пока в производстве нет узких мест, критерием принятия решения о производстве продукта будет положительная сумма покрытия, т.к. каждый продукт с положительной суммой покрытия вносит свой вклад в покрытие структурных затрат.
Наличие одного узкого места может объясняться двумя причинами:
А) если производственный процесс одноступенчатый, то существующих мощностей оказывается недостаточно для производства максимального количества всех продуктов с положительными суммами покрытия,
Б) если производственный процесс многоступенчатый, то узкое место возникает только на одном участке, мощности которого не хватает для производства всех продуктов.
В этом случае необходимо принимать решение исходя из суммы покрытия на единицу загрузки узкого места (относительной суммы покрытия)
АВС-анализ. АВС-анализ – это анализ групп факторов и показателей, в зависимости от их вклада в конечный результат. Данный вид анализа является важным инструментом, используемым на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов. В финансовом контроллинге АВС-анализ используется, прежде всего, при проведении текущего контроля, выявлении и анализе отклонений от плана. При определении перечня контрольных показателей приоритет отдается тем величинам, даже небольшое процентное изменение которых влечет за собой значительное изменение конечного результата, например, денежного потока, объема поступлений (так называемые, А-показатели). А-показатели должны стать объектом пристального внимания со стороны как контроллеров, так и менеджеров. Для С-показателей (показателей, изменение которых относительно слабо влияет на конечный результат) достаточно установить пределы возможных отклонений, и анализировать их только при условии выхода показателя за эти рамки. Также АВС-анализ применяется в управленческом процессе при оценке важности задач, в области материально-технического обеспечения – для выделения А-деталей и А-поставщиков, в производстве – интерес представляют составляющие постоянных и переменных затрат, в области сбыта – наибольше внимание надо уделить А-продуктам и А-клиентам.