Понятие безработного, его правовой статус

Безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие воинской службы и зарегистрированные в ГСЗ.

Признаки безработного:

1) трудоспособность;

2) наличие трудоспособного возраста;

3) постоянное проживание на территории РБ;

4) отсутствие занятости по одной из перечисленных форм;

5) регистрация в качестве безработного в ГСЗ.

Трудоспособность – это совокупность физических и духовных свойств человека, необходимых для производительного и творческого труда т формирующихся в результате физического и духовного развития личности, общего и специального образования, выработки трудовых навыков и мастерства.

Различают трудоспособность общую – способность выполнять какую-либо работу в обычных условиях труда, и трудоспособность специальную – способность выполнять работу по определенной профессии (специальности). В случае стойкой утраты трудоспособности гражданин вынужден прекратить трудовую деятельность вообще либо на продолжительный период, в связи с чем МРЭК устанавливает инвалидность и ему назначается пенсия по инвалидности.

Трудоспособный возраст законодатель определяет с 16 лет и до 55 лет у женщин, до 60 лет у мужчин. Тем не менее трудовое законодательство допускает в определенных случаях заключение трудового договора с лицами, достигшими 14 лет, тем самым расширяя границы трудоспособного возраста. Поэтому если несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет был принят на работу, а затем потерял ее, то он также может быть признан безработным, но при условии, что работа является для него основным и единственным занятием. Учащиеся дневных общеобразовательных школ, дневных отделений ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений не могут в силу ст. 1 Закона о занятости считаться безработными, так как работа, если таковая имеется, является для них не основным, а второстепенным, дополнительным к учебе делом.

Постоянно проживающими на территории РБ могут быть не только граждане РБ, но и иностранцы, и лица без гражданства. Свидетельством постоянного проживания в РБ является факт регистрации или вид на жительство для иностранца.

Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется районными службами занятости по месту постоянного проживания безработного. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости после предъявления необходимых документов:

- паспорта или иного документа, его заменяющего;

- трудовой книжки;

- свидетельства об образовании, о профессиональной квалификации;

- справки о среднемесячном заработке за последние два месяца по последнему месту работы;

- декларации о доходах.

В отдельных случаях по требованию службы занятости безработный обязан представить и иные документы: справку об освобождении, эвакуационное удостоверение и др.

При наличии условий, необходимых для признания гражданина безработным, у него возникает право на признание его безработным и на трудоустройство при посредничестве службы занятости. Право безработного на трудоустройство тесно связано с комплексом сопутствующих правомочий, а именно правом на:

- профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку;

- бесплатную информацию о вакантных рабочих местах и на бесплатное консультирование по вопросам своего правового положения;

- социальные гарантии и компенсации;

- обжалование неправомерных действий службы занятости.

Этим правам безработного соответствуют обязанности ГСЗ: обязанность оказания бесплатного посредничества в поиске и получении подходящей работы, регистрации гражданина в качестве безработного, назначение стипендий и пособий по безработице в соответствии с Законом о занятости, направление на переобучение и т.д.

На профессиональное обучение и переобучение центры занятости, как правило, направляют безработных, которым невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой квалификации, либо если безработный утратил способность выполнять работу по прежней профессии (специальности), либо если профессия (специальность) безработного не находит спроса на рынке труда. Профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются в учебных центрах службы занятости либо в иных учебных заведениях (организациях).

Период профессиональной подготовки безработного засчитывается в общий и непрерывный стаж и отражается в трудовой книжке. Повторное направление на переобучение допускается только после истечения 1 года с момента предыдущей учебы и на профессии, имеющие устойчивый спрос на рынке труда.

Обязанности безработного:

- самостоятельно заниматься поиском работы и информировать службу занятости об этом по ее требованию;

- являться по вызову в ГСЗ для предложения ему конкретной работы, а при отсутствии вызова – 1 раз в месяц в установленный срок;

- в течение 2 рабочих дней обратиться к нанимателю, который указан в направлении ГСЗ;

- информировать ГСЗ о временном выезде в другой населенный пункт.

Правоотношения между безработным и службой занятости прекращаются после приема гражданина на работу либо в случае отказа безработного от услуг службы занятости.

Обжалование неправомерных действий должностных лиц и органов ГСЗ может производиться в вышестоящий орган и в судебном порядке.

Наши рекомендации