Контроль качества аудиторской деятельности
Контроль качества аудита – совокупность процедур необходимых для обеспечения уверенности в том, что аудит проводится в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний.
Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а в аудиторских организациях, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, кроме саморегулируемой организации аудиторов внешний контроль осуществляет также уполномоченный федеральный орган.
Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.
Внешние проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов могут быть: плановыми и внеплановыми.
Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.
Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляются:
1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;
2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.
Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.
Уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.
Внутренний контроль качествапроисходит то двум основным направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.
Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает:
· соблюдение принципов независимости, профессионализма и компетентности аудиторов;
· текущий контроль их работы;
· проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудита.
Общий контроль качества аудита базируется на:
· определенных личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость, конфиденциальность, профессионализм, компетентность);
· обоснованном распределении работы между членами группы аудиторов;
· надзоре за работой аудиторов по соблюдению стандартов качества;
· контроле за эффективностью политики и процедур контроля качества.
Текущий контроль осуществляется в следующих формах: контроль основного аудитора за работой ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов и др.
Если проверка выполняется бригадой аудиторов, то основной аудитор (руководитель бригады) должен постоянно контролировать и направлять работу ассистентов — менее квалифицированных сотрудников. Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах. Важная роль при этом отводится программе аудиторской проверки, включающей цель аудита, график выполнения работ, перечень процедур проверки, распределение обязанностей между членами группы аудиторов.
В ходе реализации программы проверки надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это делается для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о своей ответственности и целях выполняемых ими процедур, а сами процедуры проводились в соответствии со сложившейся практикой и стандартами.
Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.
Важное значение для качественного оказания услуг имеют рабочие документы аудитора, которые обеспечивают методический и логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудитора, содержат информацию о проделанной работе, обнаруженных проблемах и способах их решения. Если рабочие документы стандартизованы, это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что отдельные моменты не будут упущены.
Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется:
· посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита;
· посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т. п.);
· некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверкидостоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.
Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:
а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
б)укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;
ж)принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или не надлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.
Текущий контроль работы исполнителей состоит из руководящих указаний, которые должны соответствовать общему плану аудита, включая расчеты затрат времени на проведение аудита, и программе аудита, а также проверки выполненной работы. Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции, в ходе аудита:
а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями для выполнения порученной работы;
б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;
в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;
г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают им оценку и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;
д) принимают в пределах своих полномочий решения, обоснованные на профессиональном суждении аудитора, в случаях когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.
При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:
а) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;
б) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;
г) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;
д) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.
В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:
а) следить за ходом выполнения общего плана и программы аудита;
б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план и программу аудита;
в) следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;
г) выяснять и оцениватьстепень влияния отмеченных в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.
До выдачи аудиторского заключения руководитель аудиторской проверки должен проверить рабочие документы аудитора и обсудить работу с участниками аудиторской группы, чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере полученных аудиторских доказательств, подтверждающих сделанные выводы.
Руководитель аудиторской проверки не должен проверять все рабочие документы аудитора, однако он должен документально оформить информацию о том, когда и какие рабочие документы были им проверены.
Руководитель аудиторской проверки должен:
а) отвечать за организацию получения участниками аудиторской группы консультаций по сложным и спорным вопросам;
б) убедиться, что участники аудиторской группы имеют возможность в ходе выполнения задания по аудиту получать соответствующие разъяснения и консультации как от других, более опытных участников аудиторской группы или лиц, имеющих соответствующие знания, полномочия и опыт, работающих в аудиторской организации, так и от сторонних компетентных лиц;
в) убедиться, что характер и объем консультаций, а также сделанные на основании таких консультаций выводы документально оформлены и согласованы с лицами, осуществлявшими консультирование;
г) убедиться, что выводы, сделанные по результатам консультаций, были применены на практике.
В случае если между участниками аудиторской группы и лицом, предоставляющим консультации, или между руководителем аудиторской проверки и лицом, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания, возникает расхождение мнений, то участники аудиторской группы должны следовать принципам и процедурам в отношении порядка разрешения разногласий, установленным в аудиторской организации.
Контрольные вопросы
1. Какие основные принципы включает в себя Федеральный правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»?
2. Что представляет собой этический кодекс аудита?
3. Что включается в понятие этики аудитора?
4. Какие основные требования включает в себя Кодекс этики аудиторов России?
5. Как обеспечивается внутренний контроль качества аудита?
6. Как обеспечивается внешний контроль качества аудита?
Тест
1. Общие принципы аудита определяет:
1. ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности;
2. Федеральный стандарт «Цель и основные принципы аудита и финансовой отчетности;
3. Кодекс профессиональной этики аудиторов.
2. В спорной ситуации мера вины и ответственности аудитора перед клиентом определяется:
1. судом;
2. договором об аудиторской проверке;
3. налоговой инспекцией.
3. Аудитор в договоре на аудиторскую проверку уведомил клиента, что в силу особенности аудита какое-либо искажение финансовой отчетности может быть им в ходе проверки не обнаружено. Освобождает ли это аудитора от ответственности при возникновении конфликтной ситуации:
1. да, ведь он предупреждал;
2. нет;
3. да, но при условии, что руководство экономического субъекта письменно подтвердит свое согласие с таким подходом.
4. В каком из следующих случаев независимость и объективность
аудитора не считается нарушенной:
1. аудитор оказывал проверяемому экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности;
2. аудитор является учредителем, собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом проверяемого экономического субъекта, несущим ответственность за соблюдение финансовой отчетности;
3. аудитор состоит в близком родстве с учредителями, собственниками или руководителями проверяемого экономического субъекта;
4. аудитор оказывал управленческую услугу по обучению персонала проверяемой компании пользованием компьютерной системой.
5. Контроль за соблюдением требований законодательства аудиторами, аудиторскими организациями осуществляет:
1. Инспекция по налогам и сборам РФ;
2. Федеральная служба налоговой полиции РФ;
3. саморегулируемое аудиторское объединение.
6.Ответственность аудитора заключается в том, что он:
1. ответствен за свое заключение;
2. ответствен за содержание отчетов клиента;
3. ответствен за результаты деятельности проверяемого экономического субъекта.
7. Аудитор уведомил в договоре, что не все ошибки экономического характера могут быть обнаружены при проверке. Освобождает ли это его от ответственности?
1. конечно;
2. нет;
3. да, при условии согласия клиента.
8. Имущественные споры между аудиторами и экономическими субъектами разрешаются:
1. в претензионном порядке;
2. судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
3. в соответствии с договором на оказание аудиторских услуг.
9. Принцип профессиональной компетентности – это принцип аудита, заключающийся:
1. в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг;
2. в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также в следовании общим нормам морали;
3. в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим исполнением своих способностей.
10. При защите интересов клиента в суде аудитор получил информацию, что защищаемые им интересы возникли в нарушение закона. Аудитор исходя из принципа соблюдения общественных интересов:
1. продолжит защищать интересы клиента;
2. разгласит полученную информацию, представив подтверждающие документы суду;
3. откажется от защиты клиента.