Факторы воздействия на деятельность предприятия
Предприятие – открытая система, зависящая от внешней среды, без которой не может функционировать, поскольку для деятельности нужны входные ресурсы для производства оборудования и технологии, для конечной продукции – каналы сбыта.
Внешняя среда оказывает влияние посредством ряда факторов прямого и косвенного воздействия.
Факторы прямого воздействия:
1) Поставщики – сотрудничество с надежными поставщиками не нарушающими договорные обязательства
2) Капитал – средства, необходимые предприятию для функционирования, модернизации, развития предоставляются инвесторами, получение кредита, финансирование по различным федеральным и областным программам
3) Государственные органы обеспечивают выполнение существующих законов, могут издавать собственные законы (деятельность местных органов власти, которые в определенной мере могут повторять, уточнять или изменять федеральные законы)
4) Потребители - продукция должны быть востребована покупателем, т.к. в условиях отсутствия спроса невозможно выжить среди своих конкурентов, необходимо изучать потребности потребителей, на что крупные компании тратят огромные денежные средства. Предприятию необходимо выстраивать свою деятельность в соответствие с пожеланиями покупателей и с учетом внутренних возможностей
5) Трудовые ресурсы – предприятие должно быть обеспечено не только трудовыми ресурсами, участвующими в производственном процессе, но и грамотными специалистами – управленцами.
6) Законы регулируют деятельность предприятия и его взаимодействие с другими элементами внешней среды. В соответствие с законом у каждого предприятия есть свой правовой статус. Данный фактор изменчив, т.к. законодательство пересматривается
7) Конкуренты – предприятия конкурируют в борьбе за покупателей, материальные и трудовые ресурсы, деятельность конкурента влияет на формирование цены продукции предприятия
Факторы косвенного воздействия отличаются отсутствием прямого влияния на деятельность предприятия и отсутствием полной информации о них:
v Технологический фактор приобретает в последнее десятилетие важное значение, поскольку технология влияет на качество и издержки выпускаемой продукции, эффективность предприятия. Частой смене технологии больше подвержены небольшие фирмы предприятия, они более чутко реагируют на технологические новинки, т.к. смена технологии связана с определенным риском. Крупные предприятия на это идут редко, т.к. для смены технологии необходимы большие финансовые вливания
v Состояние экономики государства определяется способностью населения покупать товары, услуги, возможностью предприятия получать кредиты
v Социально-культурные факторы связаны с традиционными устоями, обычаями, установками конкретного общества, группы населения, где предприятие осуществляет свою деятельность
v Политические факторы – отношение бизнеса и политики, роль лоббиста
v Международные факторы – изменение валютных курсов, политика стран, инвестирующих капитал
V Отношения с местными органами власти и населением
Для повышения авторитета предприятия на территории области, района, местного поселения необходимо осуществлять благотворительность, финансировать определенные социальные программы
Этапы годового тактического планирования
Тактическое планирование занимает промежуточное положение между стратегическим и оперативно-производственным планированием и является средством реализации стратегических планов.
Тактический план может разрабатываться в 2 этапа:
1) Подготовительный этап начинается за 6-7 мес. до начала планового года. На этом этапе:
-проводится технико-экономический анализ деятельности предприятия
-уточняются, разрабатываются новые технико-экономические нормы и нормативы
-проводятся маркетинговые исследования
-изучается потребность в выпускаемой продукции
-выявляются конкуренты
-изыскиваются резервы производства
-на основе полученных данных проводится обоснование ключевых элементов плана
-проводится работа по заключению договоров с поставщиками сырья и потребителями продукции
2)Следующий этап длится 1-2 мес., здесь:
-разрабатывается окончательный вариант плана
-рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана.
Планово-экономический отдел:
oрассчитывает контрольные цифры
oпроводится обоснование потребности в ресурсах, потребность в финансовых средствам,
oосуществляется взаимоувязка частей плана
oпри необходимости проводится корректировка ряда показателей, утвержденных на первом этапе
Составленный документ плана должен быть доложен работниками планового отдела в производственных цехах, участках, а в них уже рассмотрен и уточнен.
После всех обсуждений составляется окончательный вариант плана.
Перечень видов работ
№ по порядку | Содержание работы | Отдел исполнитель | Трудоемкость, % |
Издание приказа о порядке и сроках разработке плана | планово-экономический | - | |
Формирование портфеля заказов | маркетинга и сбыта | 16,7 | |
Планирование инноваций | все службы | ||
Составление плана производства и реализации продукции | планово-производственный, планово-экономический | ||
Разработка норм и нормативов | все службы с уточнением | ||
Планирование персонала и оплаты труда | планово-экономический, отдел труда и оплаты | 7,5 | |
Планирование материально-технического обеспечения | планово-экономический и отдел материально-технического снабжения | 9,4 | |
Планирование издержек (смета затрат) | планово-экономический | 7,6 | |
Планирование показателей экономической эффективности | планово-экономический | ||
Планирование фондов специального назначения | планово-экономический, финансовый, бухгалтерия | 4,4 | |
Планирование инвестиций и капительного строительства | планово-экономический, финансовый | 6,7 | |
Планирование социального развития коллектива | планово-экономический, общественные организации, отдел техники безопасности | 4,4 | |
Планирование охраны природы и использования природных ресурсов | планово-экономический, технический службы | ||
Планировнаие финансов | финансовый, планово-экономический | ||
Содержание тактического плана
Разделы:
1. Производство и реализация продукции. Данный раздел плана является основным, на основе которого разрабатываются все остальные разделы годового плана. В данном разделе отражаются договорные обязательства, объемы заказа продукции, а также обоснованная производственная программа производства по видам и ассортименту продукции с учетом всех каналов потребления продукции.
При разработке данного раздела изыскиваются возможности наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, коллективного использования производственных мощностей, основных фондов трудовых ресурсов.
2. Материально-техническое обеспечение производства.В данном разделе плана устанавливается потребность предприятия в материальных ресурсах, необходимые для выполнения производственной программы мероприятий, предусмотренных планом технологического развития и организации производства. Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются планируемые объемы производства, а также нормативная база. Потребность в материально-технических ресурсах определяется с учетом отраслевых особенностей, исходя из применяемых: видов сырья, топлива, энергии, оборудования, запасов, сырья.
3. Персонал и оплата труда. В данном разделе устанавливается потребность в персонале и средствах на оплату труда предприятия. Определяется оптимальная величина численности работающих по категориям, эффективного использования трудовых ресурсов, а также объем денежных средств на выплату з/п.
4. Издержки производства. В данном разделе производится обоснование затрат по каждой статье. Сейчас это называется бюджетирование затрат. Бюджетирование, обоснование лимита по каждой статье затрат может проводиться с учетом методики расчета статей затрат, а также с использованием программ по бюджетированию. Обоснование статей затрат является основой для проведения калькуляции с/с каждого вида продукции. Рыночная цена на продукцию складывается с учетом спроса и предложения. В условиях жесткой конкуренции единственным источником повышения рентабельности продукции является снижение собственных издержек. При разработке данного раздела видно выявить нецелесообразные затраты, разработать меры по совершенствованию коммерческого или хозяйственного расчета, взаимоотношений между структурными подразделениями. Необходимо выявлять резервы снижения с/с, установить рациональную структуру с/с, соотношение между постоянными и переменными издержками.
5. Инновации (техническое и организационное развитие предприятия). Основными задачами данного раздела являются ускорение внедрения достижений науки и техники, передового опыта, повышение технического уровня и организации производства. Повышение качества и конкурентноспособности продукции. План инноваций ежегодно составляется на основе стратегического плана каждого мероприятия, плана инноваций должно содержать расчет экономической эффективности и источников экономии.
6. Инвестиции и капитальное строительство.Данный раздел содержит обоснование предприятии в инвестициях в разрезе направлений их использования. Определяется прирост производственных мощностей. Данный раздел должен иметь увязку с финансовым отделом и отделом материальных ресурсов.
7. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. В данном разделе обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров, объем затрат на проведение мероприятий и источники финансирования этих мероприятий.
8. Социальное развитие коллектива. Намечают мероприятия и объем средств на их проведение по улучшению условий, труда и укрепления здоровья работников. Предусматриваются изменения социально-демографической структуры коллектива, улучшение жилищно-бытовых условий работающих, совершенствование стиля и методов руководства коллективом. Учитываются мнения общественных организаций, коллективный договор.
Финансовая часть плана
9. Фонды специального назначения.На предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения. Основными источниками формирования фондов являются: чистая прибыль, амортизационные отчисления, прибыль от внереализационных операций. Устанавливаются размеры и направления деятельности. Данный раздел должен быть увязан с финансовым планом. В данном разделе проводится обоснование обеспечения предприятия финансовыми ресурсами, определяются финансовые взаимоотношения предприятия с бюджетами различных уровней, учреждениями банковской системы, вышестоящими организациями. Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов предприятия на основании финансового плана строится управление денежными потоками на предприятии с целью маневренности собственными и заемными денежными ресурсами для построения платежных календарей с целью обеспечения нормального финансового положения.
Бизнес-план предприятия
В отличие от западных стран бизнес-планирование России имеет ряд особенностей.
Экономическая и социальная ситуации, в которых работают Российские предприятия не позволяют им непосредственно использовать зарубежные методики разработки бизнес-плана. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям функционирования. Российское законодательство не закрепляет обязательность разработки бизнес-плана.
Для большинства Российских предприятий – это новый документ. Большинство предприятий в качестве альтернативы бизнес-плана разрабатывают краткое технико-экономическое обоснование.
Такая позиция не может являться достаточной для получения инвестиций под конкретные проекты. Условия рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования.
Зарубежный опыт и опыт ряда отечественных предприятий показывают, что бизнес-план составляет сама жизнь.
Значительное число указов и законодательных актов формируют деловую среду предпринимательства, а функционирование в ней предполагает разработку бизнес плана для получения финансирования, а в кризисных условиях – для финансового оздоровления – санирования. Бизнес-планирование охватывает весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг, организация, экономика, учет, финансы, персонал).
Разработчик бизнес-плана должен обладать знаниями во всех этих отраслях.
Бизнес-план служит обоснованием, необходимым для привлечения инвестиций и решает следующие задачи:
1) Оценивает жизнеспособность и устойчивость предприятия
2) Снижает риск предпринимательской деятельности
3) Конкретизирует перспективы деятельности на основе системы количественных и качественных показателей развития
4) Создает основу для привлечения внимания интереса и поддержки со стороны потенциальных инвесторов.
Бизнес-план является основой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами и кредиторами, банками, органами государственной власти и управления, крупными фирмами, которые могут инвестировать или кредитовать деятельность, предусмотренную планом.
Бизнес-план имеет четко определенные временные рамки, по истечении которых достигнуты цели и решены задачи, обеспечена окупаемость капиталовложений.
В разработке бизнес-плана можно выделить 6-7 этапов:
1.Первый этап заключается в методическом обеспечении планирования, т.е. необходимо иметь методику, согласно которой будет разрабатываться документ. Единые методики разработки бизнес-плана не существует. Методику бизнес плана может подавать кредитор, инвестор вместе с пакетом необходимых документов. Структура бизнес-плана может быть различной относительно названий основных разделов.
2.На втором этапе определяется цель, перечень проблем, которые необходимо решить; определение целевого инвестора – это могут быть отечественные кредитные организации, занимающиеся финансированием развития, крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли, в регионе или в других регионах. В оценке возможных инвесторов финансирования:
-Во-первых обычно полагают, что круг инвесторов и кредиторов весьма ограничен
-Во-вторых считают, что внутренние возможности финансирования на предприятиях отсутствует множество источников капитала и предприятия располагают немалыми внутренними источниками инвестиционных ресурсов – это амортизационные фонды и чистая прибыль, которыми необходимо эффективно управлять
3.Установление общей структуры создаваемого документа. Структура бизнес-плана может включать следующие разделы:
· резюме
· история предприятия, если оно уже действует
· описание продуктов, товаров и услуг
· описание дел в отрасли (товарных рынках)
· конкуренты, оценка и выбор конкурентной стратегии
· производственный план
· план маркетинга
· организационный план
· финансовый план
· оценка рисков
4.Этот этап предполагает сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана.На этом этапе может быть необходимо участие экспертов и консультантов, это могут быть специалисты предприятия, специализированных фирм. Если бизнес-план выполняется по договору, то для сбора информации необходимо составить перечень данных, необходимы консультации со специалистами предприятия
5.Разработка бизнес-планапод руководством того, кто будет осуществлять его реализацию
Проведение экспертизы плана, рассмотрение утверждение и представление инвесторам или кредиторам