История развития института защиты прав потребителей в России
«Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия . Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии . Судебная защита практически отсутствовала . Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права , закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7февраля 1992 года Закон «О защите прав потребителей». Закон вобрал в себя лучший опыт соответствующей международной и зарубежной национальной законодательной практики.
Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав.
Цель моей курсовой работы – изучить и понять смысл Закона РФ «О защите прав потребителя ». Выяснить, где в городе Перми находятся органы защиты прав потребителя (адрес, индекс, телефон ).
Основные понятия применяемые в Законе:
потребитель - гражданин, использующий, приобретающий,
заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд; изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги;
продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации;
исполнитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи;
стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и
правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта;
недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом);
существенный недостаток - недостаток который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения;
изготовитель-организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.
Глава 1. Права потребителя и ответственность за нарушение прав потребителя.
Потребитель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные стандарты и т.д.