Классификация по уровням обработки информации
Архитектура типовой ERP-системы.
Современная ERP-система имеет трехзвенную клиент-серверную архитектуру
Схема 1. Архитектура ERP-системы
Три уровня такой системы — это:
- уровень базы данных (БД);
- уровень приложений;
- уровень представления (пользовательский).
Хранение данных осуществляется в базе данных (уровень БД), их обработка — на сервере приложений (уровень приложений) и, наконец, непосредственное взаимодействие с пользователем происходит через программу «Клиент» с графическим интерфейсом (уровень представления). В роли такой клиентской программы в последнее время часто используется веб-браузер.
Связующей средой для компонентов, находящихся на различных архитектурных уровнях ERP, является сетевая инфраструктура. В итоге, рассуждая об информационной безопасности, условно можно выделить следующие основные аспекты:
- сетевая безопасность;
- безопасность БД;
- безопасность на уровне сервера приложений;
- защита информации на клиентском компьютере.
Такие уровни в совокупности собственно и составляют ERP как систему, и поэтому здесь можно вести речь о системной безопасности дополнительно к прикладной безопасности. Вопросы прикладной безопасности также будут рассмотрены далее.
Функции ERP-систем
В основе ERP-систем лежит принцип создания единого хранилища данных, содержащего всю корпоративную бизнес-информацию и обеспечивающего одновременный доступ к ней любого необходимого количества сотрудников предприятия, наделённых соответствующими полномочиями. Изменение данных производится через функции (функциональные возможности) системы. ERP-система состоит из следующих элементов:
- модель управления информационными потоками (ИП) на предприятии;
- аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
- СУБД, системное и обеспечивающее ПО;
- набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;
- регламент использования и развития программных продуктов;
- IT-департамент и обеспечивающие службы;
- собственно пользователи программных продуктов.
Основные функции ERP систем:
- ведение конструкторских и технологических спецификаций, определяющих состав производимых изделий, а также материальные ресурсы и операции, необходимые для их изготовления;
- формирование планов продаж и производства;
- планирование потребностей в материалах и комплектующих, сроков и объёмов поставок для выполнения плана производства продукции;
- управление запасами и закупками: ведение договоров, реализация централизованных закупок, обеспечение учёта и оптимизации складских и цеховых запасов;
- планирование производственных мощностей от укрупнённого планирования до использования отдельных станков и оборудования;
- оперативное управление финансами, включая составление финансового плана и осуществление контроля его исполнения, финансовый и управленческий учёт;
- управления проектами, включая планирование этапов и ресурсов
Отличие между ERP-системами и системами электронного документооборота (СЭД) в том, что, как правило, в ERP документы не «ведутся», а «проводятся» — уже после того, как они осуществят свой жизненный цикл, то есть будут созданы, обсуждены, проверены, согласованы, утверждены и т. д. А СЭД осуществляет поддержку такого жизненного цикла документов на предприятии.
Системы класса ERP пополняются следующими функциональными модулями — прогнозирования спроса, управления проектами, управления затратами, управления составом продукции, модулем ведения технологической информации и другими. В них прямо или через системы обмена данными встраиваются модули управления кадрами и финансовой деятельностью предприятия.
Достоинства
Применение ERP-системы позволяет использовать одну интегрированную программу вместо нескольких разрозненных. Единая система может управлять обработкой, логистикой, дистрибуцией, запасами, доставкой, выставлением счетов-фактур и бухгалтерским учётом.
Реализуемая в ERP-системах система разграничения доступа к информации предназначена (в комплексе с другими мерами информационной безопасности предприятия) для противодействия как внешним угрозам (например, промышленному шпионажу), так и внутренним (например, хищениям). Внедряемые в связке с CRM-системой и системой контроля качества, ERP-системы нацелены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в средствах управления бизнесом.
Недостатки
Основные сложности на этапе внедрения ERP- систем возникают по следующим причинам:
· Недоверие владельцев компаний высокотехнологичным решениям, в итоге — слабая поддержка проекта с их стороны, что делает осуществление проекта труднореализуемым.
· Сопротивление департаментов в предоставлении конфиденциальной информации уменьшает эффективность системы.
Множество проблем, связанных с функционированием ERP, возникают из-за недостаточного инвестирования в обучение персонала, а также в связи с недоработанностью политики занесения и поддержки актуальности данных в ERP.
Ограничения:
· Небольшие компании не могут позволить себе инвестировать достаточно денег в ERP и адекватно обучить всех сотрудников.
· Внедрение является достаточно дорогим
· Система может страдать от проблемы «слабого звена» — эффективность всей системы может быть нарушена одним департаментом или партнёром.
· Проблема совместимости с прежними системами.
Существует заблуждение, что иногда ERP сложно или невозможно адаптировать под документооборот компании и её специфические бизнес-процессы. В действительности, любому внедрению ERP-системы предшествует этап описания бизнес-процессов компании. По сути ERP-система являет собой виртуальную проекцию компании.
Дополнение Саши
ДОПОЛНЕНИЕ К ФАЙЛУ ДЕНИСА ПО ERP
В современных системах ERP выделяют ряд подсистем. Ниже приведен список основных подсистем, встречающихся во многих системах ERP, вместе с присущими им функциями.
· Подсистемы планирования. Типичная иерархия планов представлена на .рис. 1. Основные функции: планирование производства, расчет потребностей в мощностях и материалах, межцеховые спецификации и учет движения изделий, контроль выполнения .
· Управление производством. Функции: сопровождение данных об изделиях, контроль брака и отходов, расчет норм расхода ресурсов, управление обслуживающими подразделениями.
Следующие подсистемы выполняют логистические функции.
· управление запасами и складами;
· управление снабжением; реализует следующие функции: формирование заказов на закупку; графика поставок; планирование потребности в материалах, понимаемое как управление заявками на закупку;
· управление сбытом; базовыми функциями этой подсистемы являются: квотирование продаж; заказы на продажу (счета фактуры); график продаж потребителям; конфигурирование продуктов; анализ продаж; управления ресурсами распределения;
· транспортная логистика: управление транспортировкой грузов, оптимизация маршрутов транспортных средств.
Особое место занимает подсистема финансово-экономического управления и бухгалтерского учета. Выполняемые функции: учет денежных средств и производственных затрат, маркетинговые исследования, ценообразование, составление смет расходов, ведение договоров и взаиморасчетов, финансовые отчеты, отчетность по налогам, анализ платежеспособности предприятия (основные финансовые потоки показаны на рис. 2).
Подсистема SCM (Supply Chain Management) управляет цепочками поставок, а система CRM (Customer Requirement Management) отвечает за взаимоотношения с заказчиками.
Другие подсистемы:
· управление персоналом. Функции: кадровый учет, ведение штатного расписания, расчет зарплаты.
· управление проектами. Функции: сетевое планирование проектных работ и контроль их выполнения, расчет потребности в производственных ресурсах.
· управление сервисным обслуживанием оборудования и произведенной продукции, включает послепродажное техническое обслуживание и техническую поддержку производимой продукции; подсистема обеспечивает полный спектр необходимых функций: от создания графика технического обслуживания, заказа комплектующих, учета контрактов на обслуживание и формирования счетов до учета прибыли, получаемой от послепродажного обслуживания.
· управление информационными ресурсами. Функции: управление документами и документооборотом, инсталляция и сопровождение ПО, генерация моделей и интерфейсов приложений, имитационное моделирование производственных процессов.
Рис. 1. Иерархия производственных планов
Наиболее популярными в мире и развитыми системами ERP являются SAP R3, Baan IV, Oracle Applications, J.D.Edwards, а среди отечественных АСУП выделяются системы Галактика, 1С:Предприятие, Флагман.
(продолжение ОПЛ)
Архитектура CRM-систем
CRM (Customer Relationship Management – Управление взаимоотношениями с Клиентами) это НЕ программный продукт и НЕ технология. Это даже НЕ набор продуктов. CRM - это направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес стратегия, ядром которой является "Клиенто-ориентированный" подход.
Основной принцип взаимодействия, который положен в основу использования CRM, это Клиент-Сервер. Пользователи получают доступ к информации, хранящейся в централизованной базе данных посредством web-браузера. Причем, это могут быть как внутренние, так и внешние по отношению к компании пользователи. Сервер включает в себя два приложения. Это СУБД для хранения и обработки информации и инструменты OLAP для анализа данных в режиме on-line. Для реализации серверной части иногда используется ASP (Application Service Provider). Все программное обеспечение, требуемое для работы CRM предоставляется поставщиком и находится на его сервере. Доступ к нему осуществляется компанией-заказчиком на основе аренды. Кроме программного обеспечения провайдер услуг предоставляет аппаратные платформы, сетевую инфраструктуру и обеспечивает обучение персонала.
Главная задача CRM систем – повышение эффективности бизнес-процессов, сосредоточенных во "фронт-офисе", направленных на привлечение и удержание Клиентов – в маркетинге, продажах, сервисе и обслуживании, независимо от канала, через который происходит контакт с Клиентом.
Системы стандарта CRM предназначены для поддержки и обеспечения следующих функций:
- сбор информации о Клиенте;
- анализ и выводы на базе этой информации;
- экспорт информации в другие системы;
- поддержка отношений с Клиентом.
Кроме того, система способна объединять данные о нескольких клиентах, создавая таким образом целевую группу. Интересным является тот факт, что доступ к информации, содержащейся в системе, имеют не только сотрудники, но и клиенты компании.
CRM-приложения позволяют отслеживать развитие взаимоотношений с заказчиками, координировать отношения с постоянными Клиентами и осуществлять централизованное управление продажами, в том числе и через Интернет.
Таким образом, CRM-системы обеспечивают оперативный доступ к информации и используются для анализа таких задач, как:
- оперативные (обеспечивают оперативный доступ к информации);
- аналитические (используются для анализа различных данных, относящихся как к Клиенту, так и к деятельности фирмы);
- задач по сотрудничеству (предоставляют Клиентам возможность большего влияния на деятельность компании, в том числе и на процессы разработки дизайна, наряду с процессами производства, доставки и обслуживания продукта).
Классификация по уровням обработки информации
- Операционный — регистрация и оперативный доступ к первичной информации по событиям, компаниям, проектам, контактам, документам и т. д.
- Аналитический — отчетность по первичным данным и, самое главное, — более глубокий анализ информации в различных разрезах (воронка продаж, анализ результатов маркетинговых мероприятий, анализ эффективности продаж в разрезе продуктов, сегментов клиентов, регионов и т. п.)
- Коллаборационный — уровень организации тесного взаимодействия с конечными потребителями, клиентами, вплоть до влияния клиента на внутренние процессы компании (опросы, для изменения качеств продукта или порядка обслуживания, web-страницы для отслеживания клиентами состояния заказа, уведомление по SMS о проведённых транзакциях по банковскому счету, возможность для клиента самостоятельно скомплектовать и заказать в online, к примеру, автомобиль или компьютер из доступных блоков и опций и др.)
Внедрение CRM-системы сказывается на работе почти всех подразделений фирмы, а не только отдела продаж, и требуют тесной интеграции с другими информационными системами.
Мировой рынок CRM-систем очень разнообразен и изобилует большим количеством, компаний, предлагающих свои решения. Среди них есть как маститые игроки, давно зарекомендовавшие себя на рынке, так и малоизвестные, а также многие известные бренды, которые только относительно недавно представили свое решение в этом сегменте программных решений.
Российские
· 1С-Рарус:CRM Управление продажами
· Капелла
· "Клиент - Коммуникатор"
· "Контакты"
· "КОМПАС: Маркетинг и Менеджмент"
· РосБизнесСофт CRM +
· Экспресс-Контакт
· A-Number CRM
· АSTRUM CRM
· BC:CRM
· BSManager CRM/ERP
· Monitor CRM
· Novalumen SalesBox
· RegionSoft CRM
· SMTsoft CRM
· Terrasoft CRM
· WinPeak CRM
· On-CRM.ru
· ФогСофт CRM
Зарубежные
· Oracle Siebel CRM
· Microsoft Dynamics CRM
· Sage SalesLogix
· mySAP CRM
· GoldMine
· Relavis eBusinessStreams
· Frontstep CRM
· Business Contact Manager
· Siebel eBusiness Industry Applications
· NetSuite CRM
· HansaWorld Enterprise
· Amdocs CRM
2. Архитектура КИС [J]
№ | Билет № | Формулировка ответа | Преподаватель | Кто делает ответ | Состояние |
21.3., 34.2. | Архитектура корпоративных информационных систем. Архитектура ERPII-систем. | Повышев Владислав Вячеславович | Саша Молчанов | ОПЛ (Ден) |
Ответ прошлых лет (Ден)
ERP II – это стратегия разработки и внедрения приложения, которая распространяется за пределы ERP-функций, чтобы обеспечить интеграцию ключевой для предприятия специфики, внутреннего и внешнего сотрудничества, операционных и финансовых процессов.
Таким образом, ERP II начинается, прежде всего, как стратегия разработки приложения, которая нацелена на интеграцию в рамках предприятия всех бизнес-процессов, ориентированных на коммерцию. А как стратегия внедрения, ERP II позволяет пользователям ориентироваться на одного производителя лишь в той степени, в которой через интеграционные возможности собственно ERP II обеспечиваются обязательные для выполнения требования к процессам предприятий, при этом возможно подключение отдельных, лучших в своем классе, компонент от сторонних производителей.
Из определения ERP II следует, что обеспечение специфики области применения является одной из ключевых целей при движении к ERP II. Отсюда вытекает требование для производителей – обеспечить глубокую функциональную специфику.
С другой стороны, стремление максимизировать доходы за счет распространения решения на максимально возможное число предприятий приведет к структуризации рынка ERP по группам отраслей, или областей применения (domains). Область применения, т. н. домен, расширится за счет логической группировки отраслей, схожих по общим характеристикам и согласующихся по функциональности, требованиям к техническим и бизнес процессам. Это потребует расширения состава базовых функций для домена.