Правовое положение организаторов торговли

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах»[179] в Российской Федерации создана единая система правового регулирования деятельности товарных, фондовых, валютных бирж и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов. Соответствующие правила о биржах, содержавшиеся в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» утратили свою силу.

Действие Закона о торгах не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ (например, имущества, закупках товаров для государственных или муниципальных нужд, при приватизации государственного или муниципального имущества), а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»[180].

Основное значение организованных торгов состоит в том, что они выступают механизмом формирования рыночных цен на товары, ценные бумаги, иностранную валюту, прав из договоров, поскольку согласно ст. 13 Закона о торгах организатор торговли обязан рассчитывать цены, индексы и иные показатели, основанные на информации о договорах, заключенных на организованных торгах. Тем самым складывающиеся на биржевом рынке цены имеют ориентирующее значение для всех участников имущественного оборота.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о торгах организованные торги определяются в Законе как торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ч. 1 ст. 2).

В литературе обращается внимание на неудачное использование термина «организованные торги», который был выбран, по-видимому, для отграничения торгов, проводимых на товарном, фондовом или валютном рынках от иных торгов[181]. Действительно, согласно ст. 447, 448 ГК РФ организованными торгами можно считать торги, которые проводит их организатор. Вместе с тем отличие биржевых торгов, правила о которых содержатся в рассматриваемом Законе, от иных торгов заключается в том, что они носят не разовый характер, а проводятся на регулярной основе, по установленным организатором торговли правилам, зарегистрированным в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

В правилах организованных торгов должны содержаться требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; указание времени или порядок определения времени проведения торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер; порядок заключения на организованных торгах договоров; указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов и иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 4).

Организатором торговли является лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ч. 1 ст. 2). Термин «организатор торговли» означает, что Законом регулируются отношения по организации и осуществлению одного из видов торговли — биржевой торговли.

Законом установлены как общие требования к двум разновидностям организаторов торговли — бирже и торговой системе, так и специальные требования к каждому из них.

Закон устанавливает прямой запрет организатору торговли заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом (ч. 3, 4 ст. 5 Закона о торгах). Помимо указанных ограничений, биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9), а торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 12).

При совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, за исключением запрещенных, организатор торговли обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением (ч. 5, 6 ст. 5).

Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи (ч. 1 ст. 9).

Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания «биржа труда», а также иных случаев, установленных федеральными законами.

При этом оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, вправе осуществлять только биржи за исключением случаев, установленных ч. 4 ст. 12 Закона об организованных торгах (ч. 4 ст. 9). Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков может предусмотреть в нормативном правовом акте случаи, когда услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющиеся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой.

Торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 12).

Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже. Использование словосочетаний «торговая система» или «организатор торговли», производных от них слов и сочетаний с ними в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением случаев, установленных законом.

Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами могут совершаться (оказываться) только биржей.

Если раньше допускалось создание бирж в форме некоммерческих организаций, то в соответствии с Законом об организованных торгах организаторы торговли вправе быть созданы в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. При этом биржа может создаваться и действовать только в организационно-правовой форме акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств торговой системы должен составлять не менее 50 млн руб., а биржи — не менее 100 млн руб.

Еще одним отличием биржи от торговой системы является то, что биржа вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем включения их в котировальные списки, а торговая система при осуществлении листинга ценных бумаг не вправе включать их в котировальные списки (п. 2, 4 ст. 14 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»)[182].

Закон об организованных торгах устанавливает требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6), требования к учредителям (участникам) организатора торговли (ст. 7), требования к собственным средствам организатора торговли и иным обязательным нормативам (ст. 8).

Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных договоров в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ч. 14 ст. 5). На биржах и в торговых системах создается третейский суд для рассмотрения споров между участниками торгов (ст. 24).

Государственное регулирование и контроль деятельности на организованных торгах осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков — Федеральная служба по финансовым рынкам России, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717.

Наши рекомендации