Эволюция логистики и этапы её развития
Первый этап (1920 – 1950 гг.)" - период фрагментаризации. Идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе еще не была востребована, хотя необходимость выполнять отдельные логистические функции по снижению составляющих затрат в производстве, на транспорте и в складировании уже возникла. К началу 1950~x гг. в США вполне сформировалась теория военной логистики, стали появляться первые логистические организации.
Второй этап (1950-1970 гг.) - период становления (концептуализации) логистики. Благодаря концепции общих затрат началось внедрение логистики в бизнес стран Запада. Сущность концепции состояла в перегруппировке затрат (дистрибьюции), позволяющей уменьшить общий уровень расходов на продвижение товаров от производителя к потребителю. Таким образом, возникло и вошло в практику одно из основных правил логистики: «нужный товар в нужном месте в нужное время» .
Третий этап (1970-1980 гг.) - период развития. К концу 1970-х гг. на Западе завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», изменившая складской процесс: стали внедряться новые виды транспортно-складского оборудования, максимально приспособленного к выполняемым работам; использовались современные виды тары и упаковки; активно автоматизировались складские процессы; широко внедрялись контейнеры для перевозок грузов, принципиально преобразившие формирование грузовых единиц и технологию перевовок, сократившие затраты времени на погрузочно-разгрузочные работы.
Четвертый период (1980-1990 гг.) отметился стремительным развитием интегральной концеnции логистики. Идея заключалась в создании полной логистической цепи « закупка исходных материалов - производство - дистрибьюция - продажа», обеспечивающей минимальность общих затрат. Основными факторами, способствовавшими широкому внедрению логистики в бизнес, стали революционные изменения в информационных технологиях, внедрение персональных компьютеров, глобализация рынка, изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики, широкое распространение философии всеобщего управления качеством и др.
В период после 1990 г. (назовем его пятым) развернулись глубокие исследования теории логистики, она широко внедряется в хозяйственную практику. Во всем мире формируются и эффективно функционируют крупные макрологистические системы. Интегрированные логистические образования действуют в виде меж- и внутриотраслевых структур, различного рода объединений, корпораций, ассоциаций.
Для настоящего периода характерны следующие тенденции: быстрый рост затрат на перевозки; достижение предела эффективности производства; фундаментальные изменения в философии запасов (при том что примерно половина запасов готовой продукции находится у розничных продавцов, а вторая - у оптовых торговцев и производителей, управление запасами на логистических принципах позволяет довести долю розничных продавцов до 10 %, долю дистрибьюторов и производителей - до 90 %); создание продуктовых линий; внедрение и использование компьютерных технологий в управлении логистическими процессами товародвижения.