Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента
В данной работе был проведен анализ торгового ассортимента фототоваров компании «ДНС». Как уже отмечалось выше, эта фирма является одним из лидеров по продаже фототоваров в мире. Поэтому какие-либо рекомендации по расширению ассортимента были бы излишни.
Рассматриваемая компания предлагает покупателям хорошую возможность выбора как фотоаппаратов, так и различных аксессуаров к ним.
Следует отметить, что коэффициент обновления ассортимента невысок, это обуславливается тем, что реализуемая ими продукция довольно сложна по своей технологии и каждая новинка в этой области требует тщательных и технологически сложных исследований.
При расчете показателя полноты ассортимента «ДНС», было выявлено, что компания имеет достаточно высокий коэффициент полноты, т. е. Может удовлетворить потребности покупателей и возникающий спрос. Но нужно работать над увеличением этого показателя по некоторым ассортиментным позициям. Главным образом увеличивать ассортимент вспышек для фотоаппаратов.
Говоря об обновлении ассортимента, следует отметить, что торговый ассортимент обновился на 7,9% с июля по август 2010г. Это относительно невысокий процент обновления ассортимента, однако, как видно из расчетов в практической части данной курсовой работы, постоянное совершенствование и обновление ассортимента «ДНС» происходит регулярно. Такая политика компании позволяет удовлетворять изменяющийся спрос потребителей на данный вид товаров.
Таким образом, «ДНС» должен продолжать работать в том же направлени и постараться постоянно увеличивать прцент новых товаров в общем ассортименте.
Если «ДНС» будит расширять свой ассортимент по данным показателя, то сможет наиболее полно удовлетворить покупательский спрос и увеличить прибыль.
Каждое предприятие в своей коммерческой деятельности стремиться получить наибольшую прибыль и снизить свои издержки. Чтобы организация была прибыльной, ее деятельность должна быть рентабельной, т.е. выручка от реализации производимой (или продаваемой, если это торговое предприятие) фирмой продукции должна компенсировать издержки и затраты предприятия.[9, 58c.]
Расчет показателей порога рентабельности и запаса финансовой прочности позволяет руководству организации понять, какой объем продукции ему необходимо выпустить и продать, чтобы выйти в "ноль", т.е. полностью окупить свои затраты. Далее, на основе этих расчетных данных, руководство фирмы может планировать выпуск продукции и цены реализации для того, чтобы получить ту прибыль, на которую организация рассчитывает. Запас финансовой прочности позволяет оценить, насколько предприятие далеко ушло от порога рентабельности в зону прибыли. Чем больше запас финансовой прочности, тем предприятие более подготовлено к различным неблагоприятным экономическим явлениям. В случае каких-либо непредвиденных сбоев в работе организации, или же ухудшения состояния внешней среды – у фирмы есть шанс остаться в зоне прибыли или же убытки будут меньше чем они могли бы быть, если бы организация была близка к зоне убыточности и запас финансовой прочности был бы небольшим.[14, 89c.]
Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, критический объем производства (реализации)) – это такой объем продаж фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство и реализацию продукции. Для определения этой точки независимо от применяемой методики необходимо прежде всего разделить прогнозируемые затраты на постоянные и переменные.
Практическая польза от предложенного разделения затрат на постоянные и переменные (величиной смешанных затрат можно пренебречь или пропорционально отнести их к постоянным и переменным затратам) заключается в следующем:
Во-первых, можно определить точно условия прекращения производства фирмой (если фирма не окупает средних переменных затрат, то она должна прекратить производить).
Во-вторых, можно решить проблему максимизации прибыли и рационализации ее динамики при данных параметрах фирмы за счет относительного сокращения тех или иных затрат.
В-третьих, такое деление затрат позволяет определить минимальный объем производства и реализации продукции, при котором достигается безубыточность бизнеса (порог рентабельности).
Для расчета порога рентабельности применяются:
· математический метод (метод уравнения);
· метод маржинального дохода (валовой прибыли);
· графический метод.
Математический метод (метод уравнения). Для вычисления порога рентабельности сначала записывается формула расчета прибыли предприятия:
П = ВР – Зпост. – Зпер,
где П – прибыль; ВР – выручка от реализации; Зпост – постоянные затраты;
Зпер – переменные затраты
Или же данная формула может иметь следующий вид:
П = Ц.ед*Х – Зпер.ед*Х – Зпост,
где Ц.ед – цена за единицу продукции; Зпер.ед – переменные затраты на единицу продукции; Х – объем реализации в точке безубыточности, шт.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (X), а правая часть - прибыль - приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета - в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
Х*(Ц.ед – Зпер.ед) – Зпост = 0,
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции маржинальный доход - это разница между выручкой от продаж продукции (работ, услуг, товаров) и переменными издержками. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
X = Зпост/МДед,
где МДед – маржинальный доход на единицу продукции.
Метод маржинального дохода (валовой прибыли) является альтернативным математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные издержки. Организация так должна реализовать свою продукцию (товар), чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль. Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.
Альтернативная формула расчета имеет вид:
П = МД – Зпост,
Поскольку в точке равновесия прибыли нет, формула преобразуется следующим образом:
МДед*ОР = Зпост,
где ОР – объем реализации.
ОР будет являться порогом рентабельности. Формула для вычисления порога рентабельности в этом случае будет иметь вид:
ПР = Зпост/МДед,
Для принятия перспективных решений полезным оказывается расчет соотношения маржинального дохода и выручки от продаж, т.е. определение маржинального дохода в процентах от выручки. Для этого выполняют следующий расчет:
(МД/ВР)*100%,
Таким образам, запланировав выручку от продаж продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.
Необходимо учитывать, что приведенные выше формулы и проиллюстрированные зависимости справедливы лишь для определенной масштабной базы. Вне этого диапазона анализируемые показатели (совокупные постоянные издержки, цена реализации единицы продукции и удельные переменные затраты) уже не считаются постоянными. Любые результаты расчетов по вышеприведенным формулам и сделанные на основании этих расчетов выводы будут неправильными.
Расчет порога рентабельности рассмотрим на примере:
Исходные данные для определения порога рентабельности Таблица 5.
Показатели | Исходный вариант | Вариант 10 % роста выручки |
Выручка от реализации | 10 000 | 11 000 |
Переменные затраты | 8 600 | 9 460 |
1. Валовая маржа | ||
2. Коэффициент валовой маржи | 1400/10000 = 0,14 | 1540/11000 = 0,14 |
3. Постоянные затраты | ||
4. Порог рентабельности | 1200/0,14 = 8571,4 | 1200/0,14 = 8571,4 |
5.1 Запас финансовой прочности | 10000,0 | 11000,0 |
5.2 Запас финансовой прочности, % | 8571,4/1428,6 | 8571,4/2428,6 |
6. Прибыль | 1428,6/10000 х 100 = 14 % 1428,6 х 0,14 = 200 | 2428,6/11000 х 100 = 22% 2428,6 х 0,14 = 340 |
Отсюда, порог рентабельности равен 8571,4 тыс., то есть при достижении выручки от реализации в 8571,4 тыс. предприятие достигает, наконец окупаемости постоянных и переменных затрат. Каждая следующая проданная единица товара уже будет приносить прибыль. Зная порог рентабельности, можем определить запас финансовой прочности предприятия. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуя дефицит ликвидных средств. Запас финансовой прочности = 10 000 тыс. - 8571,4 тыс. = 1428,6 тыс., что соответствует примерно 14 % выручки от реализации. Это означает, что предприятие способно выдержать 14 % -ное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.
В результате проведенного анализа были выявлены достоинства и ряд недостатков в деятельности магазина. В связи с этим необходимо разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности, способствующие улучшению работы анализируемого предприятия.
Проанализировав деятельность торгово- складского комплекса «ДНС», можно сделать ряд выводов:
- соблюдаются правила торговли и другие законы, нормы и правила в области оптово-розничной торговли;
- предлагается только качественный товар.
- устанавливаются хозяйственные связи только с надежными поставщиками.
По результатам анализа можно сделать следующие предложения:
- Во-первых, для получения максимальной прибыли магазин должен наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь предприятие должно использовать возможный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. При «ДНС» работает производственный цех. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.
- Во-вторых, слаженная работа всех составляющих торгово-хозяйственной деятельности (основного, вспомогательного, обслуживающего производства) также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль.
Таким образом, выявили несколько возможностей для увеличения прибыли, для еще более эффективной дальнейшей деятельности магазина, но в каждом случае существует своя опасность, так как любое начинание связано с определенными затратами.
В условиях страны (кризисы, инфляция, неплатежи) риск увеличивается в несколько раз. Но как бы то ни было, реальные варианты существуют и их необходимо использовать.
Торгово-оперативная деятельность магазинов складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям, ведение финансовых операций.
Основными направлениями достижения рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине является :
- широкое внедрение прогрессивных методов и технологии продажи товаров и обслуживания покупателей;
- рациональная планировка помещений магазина и применение современного высокопроизводительного торгово-технологического оборудования;
- обеспечение бесперебойного снабжения магазина товарами, пользующимися устойчивым потребительским спросом;
- разработка оптимальных схем размещения и выкладки товаров в торговом зале;
- механизация и автоматизация трудоемких процессов;
- применение современных технологических средств управления товародвижением, его компьютеризация.
Все технологические операции, выполняемые в магазине, делятся на три группы:
- связанные с продажей и обслуживанием покупателей - выкладка товаров в торговом зале, отборка или отпуск товаров, расчетно-кассовые операции, предоставление дополнительных услуг;
- связанные с хранением товарных запасов - приемка товаров , их перемещение к месту хранения, хранение запасов в установленном размере и ассортименте;
- связанные с подготовкой товаров к продаже - обработка товаров, перемещение в торговый зал.
Между всеми технологическими операциями, совершаемыми в магазине, существует тесная взаимосвязь, поэтому рациональный торгово-технологический процесс обеспечивается применением наиболее целесообразных и экономичных способов и приемов выполнения как отдельных операций , так и процесса в целом.
Необходимым условием рационализации торгово-технологического процесса в фирменном магазине является широкое внедрение прогрессивной технологии продажи товаров, сущность которой заключается в том, что товар полностью подготавливается к продаже еще в сфере производства или в складском звене, где осуществляется превращение производственного ассортимента в торговый.
Важнейшим условием решения задачи совершенствования торгово- технологического процесса является широкое применение таких прогрессивных методов продажи товаров, как продажа по накопительным бонусным карточкам и в кредит, возможность расчета по банковской карте, применение гибкой дифференцированной системы скидок.
Для обеспечения максимальной эффективности продажи товаров по методу самообслуживания необходимо:
- обеспечить свободный доступ покупателей ко всем выставленным товарам и предоставить им максимальные удобства в процессе выбора;
- организовать исчерпывающую информацию покупателей (четкая маркировка товаров, обозначение на каждом изделии цены и всех необходимых для покупателя данных о товаре), широкое использование рекламных средств для потребительской ориентировки покупателей в магазине (броское и ясное обозначение товарных отделов, информация о новых товарах, аннотации и т.п.);
- рационально разместить товары по потребительскому назначению, видам;
- рационально организовать расчеты с помощью современных быстродействующих компьютеризированных кассовых комплексов;
- использовать рациональное торговое оборудование;
- осуществлять постоянный контроль за наличием в магазинах широкого ассортимента товаров и его систематическое обновление;
- максимально увеличить товарную выкладку и организовать правильное освещение выставленных товаров.
Также немаловажным аспектом является образцовая, высокая культура обслуживания покупателей. Важное место при этом отводится оказанию дополнительных услуг клиентам, связанных с покупкой товаров и их использованием как непосредственно в магазине, так и за его пределами. Эти услуги могут оказывать как сами работники фирменного магазина, так и специалисты, привлеченные из других организаций и другие фирмы по договору. Дополнительные услуги могут предшествовать продаже товаров и следовать за ней, быть платными и бесплатными. По своему функциональному назначению различают дополнительные услуги, связанные с продажей товаров и культурно-бытовым обслуживанием клиентов.
Можно рекомендовать следующий перечень дополнительных услуг:
- прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующих в продаже;
- бесплатная доставка купленных товаров по указанному адресу;
- мелкий ремонт технически сложных товаров;
- демонстрация новых товаров, выставка товаров;
- консультации специалистов по правилам пользования товарами;
- хранение купленных товаров и вещей покупателей;
- обеспечение покупателей информацией.
Существенное влияние на рациональную и эффективную организацию торгово-технологического процесса оказывают торговые здания и сооружения (их местоположение, оформление интерьеров и экстерьеров), торгово-технологическое оборудование.
Наружные витрины и другие рекламные средства по архитектурному решению и характеру композиции фасада должны выгодно отличаться от фасадов других зданий и вместе с тем составлять единое целое с архитектурными ансамблями улиц и площадей;
Конструктивное решение должно обеспечивать наилучшие условия для выкладки и показа максимального количества товаров широкого ассортимента и эффективного применения торгово-технологического оборудования, внедрения механизации и автоматизации трудоемких процессов, а также компьютеризации учета товародвижения и информационно-поискового обеспечения.
Значительная роль при продаже товаров по образцам отводится продавцам-консультантам. Они должны хорошо знать свойства, назначение и условия эксплуатации товаров, давать исчерпывающую информацию покупателям и активно помогать им в выборе товара. В «ДНС» необходимо повысить общую мотивацию сотрудников с помощью методов морального и материального стимулирования (премирования по результатам деятельности, доска почета, благодарность от руководства и т.п.).
Дальнейшему повышению эффективности функционирования торговли должны способствовать обобщение и практический анализ накопленного в данном магазине опыта. На этой основе следует разработать единые нормативно-методические документы, включающие наряду с общими положениями конкретные требования к размещению и архитектурно-планировочному решению магазинов, организации в них торгово-технологических процессов и работ по изучению, формированию и стимулированию спроса, стимулированию и оценке эффективности труда обслуживающего персонала , построению коммерческих, информационных и иных связей с поставщиками и взаимодействию со всеми звеньями сбытового и производственного комплекса фирмы-производителя.
Для оснащения магазинов должны использоваться контрольно-кассовые машины, позволяющие вести не только расчеты с покупателями, изучать покупательский спрос, учитывать число покупателей, но и обрабатывать магнитные и микропроцессорные карты, а также собственные предоплатно- дисконтные карты магазина. Этим требованиям в наибольшей степени отвечают специальные POS-терминалы, а также контрольно-кассовые машины, подключаемые к компьютеру, сканеру штрих-кодов, считывателю магнитных карт. Внедрение магазинных пластиковых карт не только упрощает расчетные операции, но и позволяет систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой деятельности. Использование таких карточек способствует росту товарооборота магазина и позволяет ему получить дополнительные заемные средства. Внедрение магазином автоматизированной системы работы с пластиковыми картами позволяет вести постоянную базу клиентов и отслеживать динамику их покупок.
Важно организовать регулярный учет оптовой продажи товаров с помощью ЭВМ и современной компьютерной техники, обеспечивающих непрерывный постоянный учет продажи товаров в ассортиментном разрезе по каждому покупателю.
Для стимулирования сбыта товаров должны использоваться различные виды рекламы от самых простых – оформление оконных и внутримагазинных витрин, организация рекламных выставок товаров до более сложных - печатной, радиотелевизионной и других современных ее видов. В этих целях необходимо создать отдел рекламы, так как рекламная политика в «ДНС» проводится слабо, нерегулярно и непрофессионально.