Транспортная система России. Характеристика видов транспорта

Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий.

Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции - это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав.

К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования.

Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в табл.5.

Таблица 1

Технико-экономические особенности различных видов транспорта

и сферы их рационального использования

Вид транспорта Особенности транспорта Сфера применения
Достоинства Недостатки
1.Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок   Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла Практически не ограничена
2.Морской Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства Практически не ограничена
3.Речной Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства   Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки Практически не ограничена
4.Автомобильный Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети На короткие расстояния до 300 км
5.Воздушный Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования Высокая себестоимость перевозки Практически не ограничена

По данным Министерства транспорта РФ, на территории России услуги автомобильного транспорта клиентам предлагает свыше 366 тыс. автохозяйств, речного транспорта - 4,8 тыс. перевозчиков, морского транспорта - свыше 1,1 тыс. судовладельцев, воздушного транспорта - свыше 200 перевозчиков с различными видами собственности.

Классификация и характеристика грузовых перевозок

На каждом виде транспорта установлены различные виды грузовых сообщений, отправок и скорости перевозок грузов.

Железнодорожный транспорт

Виды грузовых сообщений:

· местное в пределах одной железной дороги;

· прямое - в пределах двух и более дорог;

· прямое смешанное (железнодорожно-водное) - перевозка по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и водного транспорта или прямое смешанное (железнодорожно-автомобильное) - по единому перевозочному документу с участием железнодорожного и автомобильного транспорта;

· прямое международное - по единому перевозочному документу с участием дорог двух или более государств.

Кроме того, Уставом железных дорог РФ (ст. 68) предусмотрены прямые смешанные железнодорожно-водно-автомобильное, железнодорожно-воздушное и другие сообщения.

В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной, перевозки выполняются мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками.

Мелкой отправкойсчитается партия груза массой до 10т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы.

Малотоннажной отправкой считается партия груза массой от 10 до 25 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона.

Наши рекомендации