Классификация государственных заимствований в РФ
В целом государственные займы Российской Федерации могут быть классифицированы по следующим признакам:
по срокам действия долговые обязательства могут носить краткосрочный характер (до одного года), среднесрочный характер (от одного года до пяти лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. ? 3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»);
по праву эмиссии они делятся:а) на выпускаемые центральным правительством;
б) выпускаемые правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;
по признаку субъектов держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:а) только среди населения;
б) только среди юридических лиц; в) как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме выплаты, доходов займы могут делиться:а) на процентно-выигрышные, когда владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат; б) выигрышные, когда получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в Российской Федерации не выпускаются;в) беспроцентные (целевые) займы, которые предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;
по методам размещения займы делятся:а) на добровольные; 6) размещаемые по подписке; в) принудительные. В настоящее время используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке по своей природе близки к займам принудительным, поэтому также не применяются;
по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными.Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.В соответствии с принципами долговой политики в 2005 и 2006 гг. Российская Федерация осуществляла досрочное погашение государственных внешних долговых обязательств.В январе 2005 г. досрочно в полном объеме был погашен остаток долговых обязательств перед Международным валютным фондом. В июне 2006 г. Российская Федерация полностью погасила задолженность по долгу бывшего СССР перед официальными кредиторами Парижского клуба кредиторов.Досрочное погашение внешнего долга также будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными политическими мерами улучшить инвестиционный климат в стране.
В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007–2009 гг. будет исходить из целей развития рынка государственных ценных бумаг. Ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга и сохранение оптимальной дюрации и доходности на рынке государственных ценных бумаг
Atilde;îñêðåäèò: ñóùíîñòü, ôóíêöèè, îñîáåííîñòè.
Государственный кредит- это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов властии управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно является гарантом.
Выступая в качестве заемщика, государство влияет на величину централизованных денежных фондов. Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, как правило, не приводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Сущность государственного кредита проявляется в его функциях: - распределительная - регулирующая - контрольная. Распределительная функциязаключается в формировании централизованных фондов денежных средств и их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает денежные средства для финансирования своих ресурсов. В настоящее время поступлениегосударственных займов стали вторыми после налоговых поступлений источниками финансовых расходов бюджета.
Регулирующая функцияпроявляется в формировании основных общеэкономических пропорций и стимулировании развития отдельных отраслей предприятий, территорий путем выделения целевых кредитов. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического развития, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется регулирование экономики, и создаются предпосылки для проведения финансовой политики. Государство регулирует учет денежного обращения, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя денежные средства этих лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг, или выдача кредитов под их залог, проводимые банком России, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков. Выступая в качестве заемщика на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита; чем выше спрос государства, тем больше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств заставляет предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства.
Контрольная функция заключается в контроле за целевым и рациональным использованием целевых средств
Управление государственным кредитом- одно из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта;Управление государственным кредитом- деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашениемгосударственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.Эта деятельность осуществляется Минфином и ЦБ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов и разрабатывают кредитную политику.
Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей.
В числе основных экономических целей: - обеспечение стабилизации экономики - рост производства - поддержание конкурентоспособности продукции на мировом рынке Основные задачи: - минимизация стоимости долга заемщика - эффективное использование привлеченных средств - увеличение инвестиционного характера займов
- регулирование объема заемных обязательств и поддержание их курса - привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях - определение приоритетов кредитной политики, своевременный возврат предоставленных кредитов
Ocirc;èíàíñîâàÿ áåçîïàñíîñòü ãîñóäàðñòâà: ïîíÿòèå, êðèòåðèè, ïîðîãîâûå çíà÷åíèÿ.
Финансовая безопасность- это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.
Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере.
Финансовая системаРоссии - основное звено регулирования экономических процессов развивающегося российского рынка.
Одна из важнейших сторон проблемы экономической безопасности государства – способность финансовой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения его внутренних и внешних функций. Отсутствие финансовых средств приводит к недофинансированию подчас самых неотложных нужд в различных сферах экономики и представляет угрозунациональной безопасности.
Финансовая система должна иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, с тем чтобы государственные органы могли оперативно и своевременно отреагировать на возникновение каких-либо угроз и по возможности предотвратить, нейтрализовать или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально-экономические потери.
Можно выделить следующие основные сегменты финансовой безопасности страны и регионов:
Безопасность бюджетно-налоговой системы- Безопасность кредитно-банковской системы- Безопасность валютно-денежной системы- Внебюджетные фонды
Основные структурные звенья финансовой безопасности для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств. К основным мерам обеспечения финансовой безопасности относятся:
концептуально-методические (системный подход, использование зарубежного опыта и др.);
- финансово-экономические (законодательные гарантии, контроль за выполнением обяза-тельств, страхование рисков и др.);- организационно-технологические (надежность технологических процессов, реструктуризация кредитно-банковской системы, прозрачность финансовых рынков и др.).
Все перечисленное также можно представить как некоторые задачи (их полный перечень довольно широк), которые должны решать органы государственной власти и управления в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования не только элементов финансовой системы государства, но и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Как сказано в вышеуказанной Государственной стратегии экономической безопасности, "устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности”. В принятой Государственной стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно).
Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни. Так обретают черты новые формы вассалитета и колониализма. И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства. Если в международных отношениях запрещено использование военной мощи, то использование экономической и особенно финансовой мощи позволяет обеспечить столь же насильственное проникновение в страну-соперницу, как это можно сделать с помощью самолетов и танков: предприятия нельзя разбомбить, но можно закрыть, людей нельзя убить, но можно сделать безработными или, по существу рабами.
Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие:
стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую); растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на народохозяйственные комплексы отдельных стран;
высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий; многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
беспрецендентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими акторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.
В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.
Ecirc;îíñîëèäèðîâàííûé áþäæåò è åãî ðîëü â áþäæåòíîé ñèñòåìå ÐÔ.
Понятие "консолидированный бюджет" было включено в закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса" от 10 октября 1991г. в связи упразднением государственного бюджета, в который входили все звенья бюджетной системы России.
В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ ст.165 Минфин РФ обязано составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет РФ -свод бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты РФ и субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ и по отдельным субъектам РФ. Показатели консолидированных бюджетов используются:
В бюджетном планировании в частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций; в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.
Показатели консолидированных бюджетов используются при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в т.ч. через бюджетную систему и отражаемых в сводном финансовом балансе страны.
Показатели консолидированного бюджета используются при расчете доходной и расходной частей сводного финансового баланса государства и соответствующих территорий.
Показатели консолидированного бюджета используются в перспективном планировании в целом по стране (например, План страны по социально-экономическому развитию на период до 2015 года) и в перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых заложены показатели консолидированных бюджетов. На данных консолидированных бюджетов основана разработка экономических моделей прогнозирования бюджетов.
Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны в целом или отдельных территорий (например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование, социальную помощь и др. показатели).