Общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства о труде

Статья 463 ТК Республики Беларусь закрепляет право на общественный контроль.

Контроль за соблюдением трудового законодательства подразделяется на общественный и государственный. Со­ответственно органы, его осуществляющие, по своему характеру и положению могут быть двух типов: обществен­ные и государственные.

Наиболее общий критерий разграничения государствен­ного и общественного контроля заключается в субъектив­ном признаке: государственный контроль осуществляется органами государственной власти.По своей природе - это административно-правовой контроль. Общественный кон­троль проводится общественными организациями, орга­нами общественной самодеятельности, трудовыми коллективами и гражданами.

Получение права на общественный контроль предпола­гает либо прямое указание закона или иного правового акта, либо согласие на его осуществление, данное компе­тентным государственным органом в форме утверждения акта, разработанного общественной организацией и предус­матривающего задачи, права и обязанности общественных контролеров.

Право регулирует далеко не все стороны деятельности и организации общественного контроля, а лишь те, кото­рые требуют для своего осуществления определенных пол­номочий, поскольку такая деятельность предполагает наличие прав и обязанностей у контролирующих органов.

При осуществлении контрольной функции различные общественные организации отличаются по характеру и объему контрольных полномочий, кругу, уровню и количе­ству подконтрольных объектов, форме и методам проведе­ния контроля и его юридическим последствиям.

Статья 463 ТК предусматривает, что общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуще­ствляют профсоюзы.

Профсоюзы могут осуществлять общественный контроль за соблюдением на­нимателем, собственником или уполномоченным им орга­ном управления законодательства о труде через профсоюзные технические и правовые инспекции труда, создание которых предусмотрено уставами профсоюзов, и в организациях, где работают члены данного профсоюза и создана в установлен­ном порядке первичная профсоюзная организация. Обще­ственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется на принципах социального партнер­ства между профсоюзами, нанимателями и органами госу­дарственного управления.

Профсоюзам предостав­лен широкий круг полномочий. Они имеют право прово­дить проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) в организациях, где работают члены данного профсоюза; запрашивать и получать от нанимателей необ­ходимую информацию, сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, докумен­ты, локальные нормативные акты; осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здо­ровых и безопасных условий труда; участвовать в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспер­тизе безопасности условий труда проектируемых, строящих­ся и эксплуатируемых производственных объектов, механизмов и инструментов, в проведении аттестации рабо­чих мест по условиям труда; требовать от нанимателя немедленного устранения нарушений по охране труда, угро­жающих жизни и здоровью работников, а в случаях непос­редственной угрозы их жизни и здоровью - приостановления работ до принятия решения соответствующими органами государственного управления; подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав; участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и др.

Важным полномочием является право профсоюзов на выдачу представления нанимателю об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольной деятельности, которое непос­редственно ему вручается и обязательно для исполнения. При необходимости представление направляется в органы государственного надзора и контроля за соблюдением зако­нодательства о труде.

В случае несоответствия положений трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению) представители проф­союзов вправе требовать от нанимателя в интересах работни­ка - члена профсоюза изменений условий такого договора.

Профсоюзы вправе также ходатайствовать перед соот­ветствующими органами о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.

Наниматель, собственник или уполномоченный им орган управления обязаны рассмотреть представление проф­союза об устранении нарушений законодательства Респуб­лики Беларусь о труде и в месячный срок письменно уведомить его о результатах этого рассмотрения. Представ­ление о допущенных нарушениях трудового законодатель­ства при прекращении трудового договора с работником­-членом профсоюза должно быть рассмотрено нанимателем в пятидневный срок со дня его получения.

Представители профсоюза имеют право участвовать в проверках, проводимых государственными органами по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, и излагать свое мнение в документах, составленных по результатам проверки.

Наши рекомендации