Современное состояние рынка аудиторских услуг в РФ
Рынок аудиторских услуг в РФ складывался постепенно, начиная с 1987 г. «Интераудит» была первой российской аудиторской фирмой. Затем на рынке появились иностранные аудиторские фирмы.
Структура рынка показывает, что основной объем работ по показателю выручки по аудиту приходится на крупнейшие международные компании «большой четверки» и различные зарубежные аудиторские фирмы (70—82% общего объема рынка). Далее следуют крупнейшие российские аудиторские организации (15—25%), а затем средние российские фирмы и небольшие (поровну — 3—5%).
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» определено, что основными исполнителями аудиторской деятельности являются российские аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.
К числу основных признаков классификации аудиторских фирм можно отнести следующие:
• характер деятельности;
• объем реализуемых услуг.
По характеру деятельности (выполняемым функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные аудиторские фирмы занимаются самыми разнообразными видами работ. Специализированные аудиторские фирмы выполняют более узкий круг работ и специализируются на определенных видах деятельности (например, аудиторские проверки, обучение и др.).
Помимо аудиторских фирм аудиторской деятельностью самостоятельно могут заниматься и индивидуальные аудиторы. Такие аудиторы должны пройти аттестацию, приобрести лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью и зарегистрироваться в качестве частных предпринимателей. Частнопрактикующие аудиторы могут заниматься как универсальной, так и специализированной аудиторской деятельностью.
Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься никакими видами предпринимательства, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.
По объему оказываемых услуг аудиторские фирмы подразделяются на большие, средние и малые. Универсальные аудиторские организации чаще всего бывают большими и средними. Основным критерием объема оказываемых услуг следует считать объем выручки от реализации.
Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Одновременно увеличивается и претерпевает значительные изменения рынок аудиторских услуг в России.
Рынок аудиторских услуг в России является развивающимся рынком в полном смысле этого слова. Он достаточно быстро растет и изменяется
Главная особенность российского рынка - это уровень развития компаний и их размер. Практически без исключения крупные компании относятся к категории развивающихся. Конечно, некоторые из них существовали в той или иной форме уже много лет. Это касается и "новых" компаний, тех продуктов, которые они разрабатывают и поставляют как на российский рынок, так и на мировые рынки.
При этом они стремятся развивать не только продукты и услуги, но и систему внутреннего контроля, систему менеджмента, информационные системы. То, что они стремятся сделать - это выстроить профессиональный менеджмент вместо иерархической системы управления и повысить свою прозрачность. Практически все компании находятся в той или иной стадии прохождения этого процесса структурных преобразований.
Основная мотивация для внутреннего реформирования российских компаний.-выйти на международный рынок. Именно это основная причина, по которой они обращаются к международным аудиторским компаниям.
Для того, чтобы быть привлекательными для инвесторов, прежде всего, для тех, которые принадлежат к крупным западным инвесторам, им необходим определенный уровень доверия с их стороны.
В то же время, надо понимать, что значительное число российских компаний не ставит перед собой цели выйти на международные рынки. Конечно, существуют определенные требования к таким компаниям со стороны регулятора, поэтому им также необходимы аудиторские услуги.