Товарная политика
4.1. Используя приведенный список терминов, определите, какой из них соответствует одному из указаний ниже предложений.
А. Товар в реальном исполнении | С. Упаковка |
Б. Потребительские товары | Т. Маркировка |
В. Товары производственного назначения | У. Этикетка |
Г. Товарная номенклатура | Ф. Фирменный стиль |
Д. Товарный ассортимент | Х. Сервис |
Е. Широта товарного ассортимента | Ц. Бренд |
Ж. Глубина ассортиментной группы | Ч. Конкурентоспособность товара |
З. Насыщенность товарного ассортимента | Ш. Качество товара |
И. Гармоничность товарного ассортимента | Щ. Ассортиментная позиция |
К. Новый товар | Э. Ассортиментная группа |
Л. Жизненный цикл товара | Ю. Логотип |
М. Этап роста | Я. Слоган |
Н. Этап внедрения | АА. Фирменный блок |
О. Этап зрелости | ББ. Предпродажный сервис |
П. Этап спада | ВВ. Гарантийный сервис |
Р. Товарный знак |
1. Любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров предприятия; я и отличающие их от товаров-конкурентов, являются ....
2. Широко известный и признанный товарный знак считается ....
3. Представленный рынку товар, имеющий соответствующий уровень качества, эффектную упаковку, а также прочное название, считается ... .
4.Товары, приобретаемые для удовлетворения своих личных потребностей, семейного или домашнего использовании…
5. Товары, используемые в процессе производства других товаров, а также для осуществления хозяйственной деятельности предприятий, являются ....
6. Созданные предприятием оригинальные товары, а так же усовершенствованные товары и разработанные торговые мирки, воспринимаемые потребителем как совершенно или обладающие никальными свойствами товары, считаются ....
7.Способность товара быть более предпочтительным для потребителей по сравнению с аналогичными товарами конкурентов характеризует ....
8.Время пребывания товара на рынке с момента его внедрения и до снятия с производства и с рынка принято считать….
9. Совокупность всех производимых предприятием товаров и оказываемых услуг определяет ....
10. Количество ассортиментных групп изготовляемых предприятием товаров определяет ....
11.Степень близости товаров различных ассортиментных
групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей характеризует ....
12.Совокупность всех ассортиментных групп изготовляемых предприятием товаров определяет ....
13.Количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе данного товара определяет .... .
14. Количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах определяет ... .
15.Отдельные группы товаров, схожие по своим потребительским характеристикам или призванные удовлетворять соответствующую потребность, принято называть ... .
16. Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных марок, моделей и других разновидностей товара, которые называются ....
17. Набор показателей, характеризующий данный товар и
удовлетворяющий запросам потребителей, определяет ... .
18.Этап жизненного цикла товара, на котором обеспечивается медленный рост объема продаж и предприятие постепенно завоевывает определенные позиции на рынке, принято считать ....
19.Этап жизненного цикла товара с момента существенного роста темпов объемов продаж данного товара и до момента их замедления считается ....
20.Если объем продаж некоторое время еще несущественно увеличивается, потом стабилизируется примерно на одном и том же уровне и затем несколько уменьшается, то такой этап жизненного цикла товара принято считать ....
21.При существенном сокращении объемов продаж товара и уменьшении прибыли от его реализации для товара наступает ....
22.Определенное вместилище или оболочка, в которую помещается данный товар и которая в большинстве своем надлежащим образом оформлена, считается ....
23.Текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара, считаются ....
24.Набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, призванных создать единый образ всех изделий предприятия, самого предприятия, а также исходящей из него информации, принято считать…
25. Самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару либо наносится типографским или иным способом на товар или упаковку, является ....
26. Систему обслуживания покупателей, позволяющую выбрать требуемый товар и обеспечить его наилучшее потребление в течение периода, приемлемого для потребителя, принято считать ....
27.Специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия (возможно также одного товара или группы товаров) является ....
28.Консультирование покупателей, определенная подготовка товара к продаже и эксплуатации, а также обеспечение потребителей в случае необходимости соответствующей документацией относится к ....
29.Рекламный девиз предприятия принято называть ....
30.Вся совокупность работ, необходимых для эксплуатации товара в период действия гарантийных обязательств его производителя, обеспечивается ....
31. Товарный знак, логотип, слоган и другие надписи объединяются в графическую композицию, называемую ....
4.2. Определите, являются верными или ложными приведенные ниже высказывания, ответив «да» в случае, если высказывание, по вашему мнению, верно, и «нет», если оно ошибочно.
1.Одним из решений, которое может принять предприятие, чтобы обеспечить стабильное увеличение объема продаж товара на стадии роста, является увеличение числа ассортиментных позиций товара.
2.Холодильник «Атлант» Акционерного общества «Минский завод холодильников» является товаром в реальном исполнении.
3.Зубная паста является товаром повседневного спроса.
4.Мебель не является товаром предварительного выбора.
5.Факс является товаром производственного назначения.
6.Благодаря хорошему дизайну своих товаров фирма заслужила хорошую репутацию.
7. Позывные радиостанции «Маяк» являются товарным знаком.
8. В качестве товарного знака могут быть изображения отдельных животных.
9. Жевательная резинка является товаром импульсивной покупки.
10. Одной из основных причин неудач новых товаров на рынке является неверное позиционирование товара.
11. Можно неофициально позаимствовать чужие идеи, не забывая при этом использовать законные каналы распространения информации и не нарушать законы, защищенные патенты, товарный знак или интеллектуальную собственность.
12.Сначала разрабатывается реальный образец нового товара, а затем проводится анализ возможных продаж и экономический анализ.
13.Обеспечив производственное и коммерческое освоение нового товара, предприятие реализует пробный маркетинг.
14.Нет и не может быть абсолютной конкурентоспособности или неконкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.
15.Цена потребления многих товаров значительно выше продажной цены.
16.Один и тот же товар предприятия может находиться на различных этапах жизненного цикла товара в зависимости от рынка, на котором он продается.
17. Оптимальная товарная номенклатура предприятия содержит товары, находящиеся на разных этапах жизненного цикла.
18.Отдельные товары могут одновременно иметь как товарный знак производителя, так и торговую марку продавца.
19.Предприятие не может иметь единый товарный знак для всех изготовляемых им товаров.
20.Некоторые предприятия прибегают к подделке или имитации уже существующего товарного знака, а иногда и незаконно его используют. При применении товарного знака надо использовать предупреждающую маркировку, характеризующую степень его защищенности.
21.Благодаря удачному использованию упаковки может быть обеспечено содействие продвижению товара на рынок.
22.Упаковка может обеспечить выгоду потребителю.
23.В отдельных случаях стоимость упаковки в несколько раз превышает стоимость помещенного в нее товара.
25. Кольеретка является одним из носителей производственной маркировки.
26. Использование штрихового кодирования является исходной базой для учета, анализа и планирования производства и продажи товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
27.Фирменный блок предприятия не включает товарный знак.
28.Слоган - это специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования предприятия.
29.Предприятие, изготовляющее автомобили, может не проводить сервисное обслуживание.
4.3. В каждом из тестов найдите наиболее правильный ответ.
1. Губная помада «Кредо» фирмы «Дзинтарс» является:
а) товаром с подкреплением;
б) товаром по замыслу;
в) товаром в реальном исполнении.
2. Марочный коньяк «Арарат» скорее всего можно считать:
а) товаром повседневного спроса;
б) товаром тщательного выбора;
в) престижным товаром;
г) товаром пассивного спроса.
3. Парфюмерно-косметическая фирма «Дзинтарс» изготовляет шесть ассортиментных групп товаров (духи, туалетная вода, зубная паста, губная помада, шампунь, крем).
а) широту товарного ассортимента;
б) глубину товарного ассортимента;
в) насыщенность товарного ассортимента;
г) гармоничность товарного ассортимента.
4. Каждый товар имеет свой жизненный цикл. При его описании обычно рассматривается:
а) время, в течение которого разрабатывается новый товар и осуществляется его массовое производство;
б) интервал времени от момента запуска в массовое производство до момента снятия с производства;
в) время, в течение которого товар находится на рынке;
г) интервал времени от момента начала проведения
пробных продаж до снятия с массового производства.
5. Натуральная минеральная вода «Боржоми» скорее всего находится:
а) на этапе внедрения;
б) на этапе роста;
в) на этапе зрелости;
г) на этапе спада.
6. На каком этапе жизненного, цикла товара предприятие обычно получает максимальную прибыль от его продажи?
а) на этапе внедрения;
б) на этапе роста;
в) на этапе зрелости;
г) на этапе спада.
7. Качество телевизоров «Горизонт» определяется:
а) отсутствием видимых дефектов;
б) высоким техническим уровнем;
в) совокупностью свойств, призванных удовлетворять соответствующие потребности телезрителей;
г) дизайном.
8. Новым товаром следует считать:
а) товар, производство и продажа которого впервые организованы предприятием;
б) товар, поступивший в сферу обращения и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей потребителей;
в) товар, представленный на рынок и обладающий уникальными, впервые ему присущими свойствами.
9. Предприятие, осуществляющее разработку нового товара, реализует пробный маркетинг, чтобы:
а) определить емкость рынка;
б) установить возможный объем продаж;
в) выявить отношение потребителей;
г) принять окончательное решение о запуске товара в серийное производство.
10. В матрице «Бостонской консалтинговой группы» товары «дойные коровы» соответствуют жизненному циклу товара, находящемуся на стадии:
а) внедрения;
б) роста;
в) зрелости;
г) спада.
11. Минский завод холодильников быстрее всего воспользуется матрицей «Бостонской консалтинговой группы», чтобы:
а) выявить привлекательность отрасли, в которой предприятие;
б) установить долю предприятия на целевом рынке; .
в) установить оптимальный товарный ассортимент;
г) определить сроки разработки новых товаров.
12. Предприятие, изготовляющее электротехнические товары, приняло решение начать производство кофемолок. Для кофемолок скорее всего:
а) будет создан собственный товарный знак;
б) будет использован товарный знак посредников;
в) будет приобретен широко известный товарный знак;
г) вообще не будет использован товарный знак.
13. Предположим, что вы в лечебных целях решили использовать минеральную воду «Боржоми». Тогда вам следует потреблять воду:
а)в тетрапаках;
б) в стеклянных бутылках;
в) в пластмассовых бутылках;
г) в металлических банках.
14.В фирменном блоке фирмы «МакДональдс» основная роль принадлежит:
а) слогану;
б) товарному знаку;
в) фирменному цвету;
г) фирменным константам.
15. На этикетке товара указан штрих-код. Первые три цифры этого штрих-кода определяют:
а) код ассортиментной позиции;
б) код ассортиментной группы;
в) код предприятия;
г) код государства.
4.4. Ответьте на поставленные вопросы и найдите решение приведенных задач.
1. В повседневной жизни людей широко используются такие товары, как телевизор, холодильник, компьютер, зубная паста. Вы, аверное, тоже хорошо знаете эти товары.
Сформулируйте свое видение каждого из них как товара по замыслу, товара в реальном исполнении и товара с подкреплением.
Определите, какие из указанных товаров являются товарами длительного, а какие краткосрочного пользования.
Предложите комплекс услуг, обеспечивающихподкрепление указанных товаров.
Сформулируйте наиболее важные характеристики перечисленных товаров, призванных, на ваш взгляд, наиболее полно удовлетворить потребности конкретных потребителей.
2.Руководство Красненского плодоовощного завода приняло решение начать производство томатного напитка «Осень», используя для этого томатную пасту. Чтобы получить томатный напиток, паста размешивается в воде и в эту смесь добавляются некоторые ингредиенты, придающие специфический вкус и запах. Зная, что на целевом рынке уже продаются томатные соки и напитки, руководство предприятия решило сделать несколько вариантов напитка и
провести их дегустацию, чтобы выбрать наиболее конкурентоспособный. Вместе с тем руководство предприятия считало, что результаты дегустации могут быть не совсем достаточными для принятия окончательного решения, и хотело бы использовать другие возможности и способы проверить свой замысел. Какие, на ваш взгляд, есть дополнительные способы проверить целесообразность создания и производства напитка «Осень»? Назовите несколько способов и обоснуйте их.
3.Предприятие «Керамин» является одним из крупнейших предприятий Европы по производству керамических изделий
и строительных материалов. Предприятие изготавливает:
•плитки керамические для внутренней облицовки стен разновидностей;
•плитки керамические для полов 64 разновидностей;
• плитки для полов «Грес» 4 разновидностей;
•плитки фризовые 50 разновидностей;
•санитарные керамические изделия 147 разновидностей;
•кирпич керамический 6 разновидностей;
•наборы образцов для каминов 28 разновидностей;
•декоративные изделия 8 разновидностей.
Определите широту товарного ассортимента, показатели глубины, насыщенности, а также оцените, насколько гармоничным является товарный ассортимент предприятия Керамин» с точки зрения потребителей или с учетом других г факторов.
5. Вы, наверное слышали такое название духов, как «Шанель № 5». Выведенные на мировой рынок в 20-е годы прошлого столетия духи до сих пор занимают лидирующие позиции в мире по объемам продаж, в то время как вновь разработанные и выводимые на рынок новые виды парфюма обычно находятся на стадии насыщения около трех месяцев. Чем, на ваш взгляд, обусловлен успех «Шанель № 5» на мировом рынке? Какие виды парфюма с продолжительным жизненным циклом вам еще известны?
6. Народная примета гласит, что человека ожидает неприятность, если он использует треснутую чашку. На самом деле это не суеверность, а вполне реальная предосторожность. Дело в том, что в составе красок и эмалей, а также глазурей, которыми покрывается посуда, содержится значительное число солей металлов. Когда целостность посуды не
нарушена, она никакой опасности для здоровья человека не
представляет. Однако стоит появиться небольшим трещинкам, и вредные частицы в больших количествах направляются в горячую пищу. Поэтому, чтобы не допускать продажу изделий, имеющих дефекты, продавец во время покупки осторожно простукивает каждую чашку деревянной палочкой. Только целая посуда без трещин и внутренних повреждений издает нежный звон. Чтобы охарактеризовать качество фарфоро-фаянсовых изделий, для каждого из них устанавливается сортность. Каждый из трех указанных сорт имеет свою световую маркировку. Товарный знак предпрятия-производителя (чаще всего это клеймо с изображена
птицы, животного или вензель) наносится краской на изделия. Первый сорт обозначается красным цветом, второй - синим, третий - зеленым. Отсутствие опознавательного клейма на посуде - признак его сомнительного происхождения.
Вы ежедневно пользуетесь посудой. Возьмите какую-нибудь из нее, найдите товарный знак, установите сортность и проверьте наличие дефектов.
7. Как известно, наиболее контрастными являются три цвета: красный, желтый и синий. Более слабые контрасты дают сочетания оранжевого, фиолетового и зеленого цветов. Схематическое изображение этих спектральных цветов носит название «Треугольник Делакруа». Учитывая указанные свойства, ими часто пользуются при оформлении упаковки. Это, в частности, касается таких компаний, как «Вимм-Билль-Данн», «Красный Октябрь», Рагег. Вспомните, при оформлении каких конкретно товаров используется принцип контрасности цветов. Проанализируйте, насколько удачно данный принцип реализуется на практике.
8. Несмотря на свое экзотически-южное происхождение, индийский, цейлонский и китайский чай стал одним из напитков. При этом самым распространенным является чай байховый, получивший свое название из-за серебристых волосков, сохраняющихся на высушенных чайных щеточках. Наряду с таким чаем в продаже имеется зеленый, красный и желтый чай. Зеленый чай получил свое название светло-оливкового цвета чаинок. Красный и зеленый чай - это промежуточные сорта.
Многое о качестве чая можно узнать по его упаковке и маркировке. Маркировка байхового чая проводится с учетом чаинок. Поэтому чай подразделяется на крупно-листовой (маркируется ОР), крупно листовой недокрученный (Р), нарезанные чайные листы (ВОР), нарезанные чайные листы, очищенные от веточек и черешков (ВОЗ), чайная крошка гранулированный чай (СТС). Чем крупнее лист, тем выше качество готового напитка.
Высококачественный чай обычно упакован в глянцевые картонные коробки, сохраняющие герметичность. Элитные чаи чаще всего продаются в подарочном варианте в керамические и фарфоровые чайники с ручной росписью, в жестяных и деревянных коробках. На этикетке обязательно указывается тип чая: крупнолистовой, резаный, гранулированный или зеленый. Обязательна и информация о месте, где он выращен. Если используется смесь различим х сортов, то купаж получает свое собственное название, например «Бодрость». Добросовестный производитель срок сбора и упаковки, а также срок годности чая -максимум два года. На упаковке должны быть сообщены и координаты поставщика. Наверное, у вас дома есть упаковка чая, если нет, то при посещении одного из магазинов упаковку чая и проанализируйте, насколько добросовестно подошел производитель к своим обязанностям. Насколько качествен, по вашему мнению, купленный вами или предлагаемый к продаже чай?
9. Использование разных цветов на упаковке призвано
способствовать продвижению товара на рынок, побуждая покупателей к совершению покупок. Каждый из цветов создает определенные образы и стимулы. Например, синий цвет банки кофе может ассоциироваться у потребителей этого напитка с приятным процессом отдыха, в то время как красный цвет у может вызвать радостное волнение от предвкушения наслаждения, обещающего бодрость и хорошее настроение. В свете сказанного, насколько, на ваш взгляд, удачным и обоснованным является использование красного цвета на упаковке шестипроцентного молока «Домик в деревне» и зеленого фона на пакете кефира с аналогичным товарным знаком. Что, на ваш взгляд, должны символизировать цвета на упаковке этих товаров? Дизайн какой из известных вам упаковок имеет наиболее приемлемое сочетание цветов и почему?
10. Анализируя практику использования товарных знаков в России, можно привести достаточно много примеров использования фамилий известных людей в качестве товарных знаков. Это прежде всего товарные знаки «Александр Невский», «Князь Левъ Голицынъ», «РАСПУТИН», «Емельян Пугачев», «Степан Разин», «Петр Великий». Для каких товаров и насколько обоснованно эти товарные знаки были выбраны? Приведите на ваш взгляд наиболее удачные товарные знаки, ассоциируемые с фамилиями известных людей. Обоснуйте, для каких товаров и услуг можно было бы использовать в качестве товарного знака имя известного французского писателя Жюля Верна.
4.5. Сквозное задание. Вам теперь необходимо ответить на вопросы, относящиеся к вашему предприятию и касающиеся непосредственно товарной политики.
1. Какова товарная номенклатура вашего предприятия и
насколько она соответствует запросам потребителей?
2. Какие широта, глубина, насыщенность и гармоничность
более приемлемыми для вашего предприятия?
3. Какие новые товары и когда необходимо разрабатывать и запускать в массовое производство?
А. Кто непосредственно должен заниматься разработкой и поставкой на производство новых изделий?
5. Какие основные этапы следует включить в процесс разработки новых изделий?
6. Насколько создаваемые новые товары удовлетворяют запросам потребителей?
7. На какую долю рынка и объем продаж можно рассчитывать по отдельным товарам?
8. Сколько и каких товаров целесообразно иметь предприятию на каждом из этапов жизненного цикла?
9. Каким образом можно сформировать оптимальный
товарный ассортимент предприятия?
10.Какова конкурентоспособность товара?
11.Какие основные маркетинговые решения следует принимать на отдельных этапах жизненного цикла товара?
12.Сколько и каких товарных знаков необходимо использовать?
13.Какие товарные знаки используются и где они зарегистрированы вашим предприятием? Какую упаковку целесообразно использовать?
14.Какова концепция создания упаковки является наиболее приемлемой для предприятия?
15.Как следует осуществлять маркировку товаров?
16.Какой должна быть этикетка?
18. Какие инструкции необходимы для покупателей и
продавцов?
19. Кому следует заниматься установлением штрих-кода товара?
20. Каким должно быть сервисное обслуживание?