Анализ прибыли в торговой организации
Анализ прибыли и рентабельности
Цель анализа прибыли торгового предприятия −выявление и оценка резервов роста прибыли и повышения рентабельности.
Основными задачами анализа прибыли и рентабельности торгового предприятия являются:
−контроль за выполнением плана и оценка динамики прибыли за ряд лет;
−определение влияния факторов на изменение прибыли и рентабельности предприятия;
−выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности;
−разработка мероприятий по использованию возможностей роста
прибыли и рентабельности.
Анализ прибыли производится в несколько этапов.
На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей
На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, а значит резервами их роста, являются объем и структура товарооборота, уровень доходов и расходов на реализацию, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.
Влияние изменения объема товарооборота на сумму прибыли рассчитывается по следующей формуле:
где ПТ − изменение суммы прибыли за счет изменения размера товарооборота, р.; РТОф, РТОб - объем розничного товарооборота в отчетном и базисном периодах соответственно, р.; б − рентабельность продаж за базисный период, %.
Влияние изменения уровня дохода на прибыль определяется следующим образом:
ПД = (Уд.ф - Уд.б)∙РТОф : 100,
где Уд.ф, Уд.б - уровень дохода от реализации в текущем и базисном
периодах соответственно, %.
Оценка влияния расходов на реализацию на прибыль может быть измерена с помощью следующей формулы:
Пр = (Ур.ф - Ур.б)∙ТРТО :100,
где Ур ф, Ур.б − уровень расходов на реализацию текущего и базисного периодов соответственно, % .
Влияние эффективности использования ресурсов и капитала предприятия измеряется с помощью следующей формулы:
где Р − размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке;
Р − рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %.
Расчет влияния изменения производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств на сумму прибыли от реализации проводится через умножение прироста товарооборота за счет изменения указанных показателей на базисный уровень прибыли от реализации и деление полученного результата на 100.
Можно использовать следующие алгоритмы расчетов.
Влияние изменения производительности труда на сумму прибыли
( ППТ):
ППТ = (ПТф - ПТб)∙Чф∙ R :100,
где ПТф, ПТб − производительность труда торговых работников соответственно отчетного и базисного года,р.; Чф − фактическая среднесписочная численность работников, чел.
Влияние изменения фондоотдачи на сумму прибыли (△Пфо): Пфо= (ФОф – ФОб)△ОФфR6 : 100, где ФОф, ФОб - фондоотдача основных средств соответственно отчетного и базисного периодов, р.; ОФф −фактическая среднегодовая стоимость основных средств, р.
Влияние изменения коэффициента оборачиваемости оборотных средств на сумму прибыли ( П к .о):
где КОф, КОб −коэффициент оборачиваемости оборотных средств соответственно отчетного и базисного периодов, раз;OCф − фактическая среднегодовая стоимость оборотных средств, р.
Анализ прибыли и рентабельности завершатся обобщением неиспользованных резервов для их роста.
Планирование прибыли в торговой организации.
Планирование прибыли и рентабельности.
При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие между желанием запланировать максимальную прибыль (минимальную − при сокрытии ее) и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, доходов, расходов на реализацию и других ограничений.
В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы следующие методы:
-метод определения прибыли на вложенный капитал;
-технико-экономических расчетов (нормативный);
-расчетно-аналитический;
- прямого счета;
-экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение простой регрессии, метод удвоенной средней, метод экстремумов, производственная функция, лагорифмический);
-экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная модель);
-метод оптимизационных моделей;
В основе любого из вышеуказанных методов планирования прибыли лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и расходами на реализацию.
Метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранности достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и ее увеличения. Фактически подобный расчет является расчетом неявных расходов в части альтернативного использования капитала, как если бы мы вложили наш капитал в депозит и получали доход в виде процентов.
Расчет прибыли исходя из нормы прибыли на вложенный капитал следует проводить в два этапа: определение налогооблагаемой прибыли и определение прибыли отчетного периода по следующим формулам:
где Пно −размер налогооблагаемой прибыли, р.; К −авансированный капитал, p.; R - уровень рентабельности по отношению к капиталу; Нп − средневзвешенная ставка налога на прибыль.
Под авансированным капиталом следует понимать среднегодовую стоимость собственных основных и оборотных средств, т.е. те средства, которые при альтернативном выборе можно поместить на депозитный счет для получения прибыли в виде процента:
П = Пно +Нн
где Нн −сумма налога на недвижимость, исчисляемая исходя из действующей ставки налога на недвижимость и остаточной стоимости основных средств предприятия.
Сущность нормативного метода (технико –экономических paсчетов) планирования прибыли заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических расчетов определяется потребность предприятия в прибыли. Такими нормативами могут быть ставки налогов, размеры тарифов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах, нормы запасов товарно-материальных ценностей, тары, нормативы отчислений в ремонтный фонд и др.
Расчетно-аналитический метод планирования иногда называют методом экспертных оценок. Он основан на использовании результатов анализа достигнутой величины исследуемого показателя принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде. Указанный метод применяется тогда, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между основными показателями устанавливается лишь косвенно, на основе анализа их динамики и связей.
Величина возможного размера прибыли Пвозм при использовании данного метода определяется по следующей формуле:
Пвозм = Урб∙ПТ± ПФ,
где Урб − уровень рентабельности реализации товаров, сложившейся в отчетном году (периоде), %; ПТ − плановый объем товарооборота, р.; ПФ − изменение прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.
Метод прямого счета для прогнозирования прибыли применяется, когда имеются надежные данные о прогнозных величинах расходов на реализацию, доходов, налогах, когда не предвидится резких изменений ни в объемах деятельности, ни во внешней, ни во внутренней среде функционирования предприятия. Тогда прогнозный размер прибыли от реализации определяется как разница между прогнозами доходов на реализацию и налогов и отчислений. Расчет производиться по следующей формуле:
Пп = Дп – Рп – Оп,
где Пп − прогнозируемая сумма прибыли от торговой деятельности, р.; Дп −прогнозируемая сумма дохода от реализации, р.;Рп прогнозируемая сумма расходов на реализацию, р.; Оп - прогнозируемая сумма отчислений из дохода, р.
Сущность экономико-математического моделирования в планировании прибыли заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими. Модель может строиться на функциональной или корреляционной связи Функциональная связь выражается уравнением вида:
у=f(x),
где у — прибыль; х — факторы, определяющие прибыль.
ость метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем, чтобы выбрать лучший. При этом могут применяться разные критерии выбора:
− минимум приведенных затрат;
−максимум приведенной прибыли;
−минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата;
−минимум плановых (текущих) затрат;
−ускорение оборачиваемости оборотных средств (минимум времени на оборот капитала);
−максимум прибыли на 1 рубль вложенного капитала;
−максимум дохода на 1 рубль вложенного капитала.
27. Сущность финансовых ресурсов организации. Источники формирования финансовых ресурсов организации.Под финансовыми ресурсами понимают денежные средства, находящиеся в распоряжении торговых предприятий, включая имеющиеся у них резервы денежных средств.Образование финансовых ресурсов является результатом функционирования финансов торговли.Финансы торговых предприятий представляю собой систему экономических отношений, осуществляемых через реальный оборот денежных средств. Эти экономические отношения включают процесс образования, распределения и использования денежных средств в соответствии с планами хозяйственной деятельности предприятий.Основное назначение функционирования финансов состоит в том, чтобы обеспечить предприятия необходимыми финансовыми ресурсами для роста товарооборота, организовать непрерывный кругооборот средств в хозяйстве и увеличение на этой основе доходов от торгово-хозяйственной деятельности. Кругооборот основных средств должен создать условия для расширенного воспроизводства основных фондов, а кругооборот оборотных средств должен обеспечить получение выручки, превышающей объём авансированных средств.
Финансы, являясь составным элементом экономического механизма управления предприятиями, служат основой для образования необходимых для нормальной хозяйственной деятельности различных фондов денежных средств: уставного капитала и резервного фонда, фондов накопления и потребления, фонда оплаты труда, амортизационного и ремонтного фондов, фонда коммерческого риска и др.Финансы торговых предприятий выполняют две важнейшие функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция финансов связана с распределением финансовых ресурсов на конкретные цели в соответствии с установленными планами, созданием различных специальных и резервных фондов денежных средств.Контрольная функция финансов предполагает осуществление повседневного контроля рублём за всеми сторонами хозяйственной деятельности и активное воздействие на происходящее в экономической жизни предприятия процессы. Так, финансовый контроль за поступлением торговой выручки даёт возможность выявить одновременно недостатки в организации торговли и закупки товаров. Через финансы должен обеспечиваться контроль за использованием оборотных средств на закупку товаров, за сохранностью товарно-материальных ценностей, за экономным расходованием средств.Финансовые ресурсы являются экономической основой для организации торговой деятельности на принципах самофинансирования. Масштабы и темпы развития товарооборота и всей хозяйственной деятельности зависят прежде всего от обеспеченности финансовыми ресурсами. С другой стороны, рост товарооборота и успешное выполнение планов хозяйственной деятельности обеспечивают увеличение финансовых ресурсов и укрепление финансового положения торговых предприятий за счёт роста прибыли от хозяйственной деятельности.В условиях рынка, развития конкуренции резко возрастает влияние фактора риска. Финансовый риск являясь одним из видов предпринимательского риска, означает возможность потери денежных средств из-за непредвиденных ситуаций на рынке, связанных с изменением спроса, цен, курсов валют, ссудного процента, ценных бумаг и т.п.
В этой связи одна из важнейших задач финансовой службы состоит в том, чтобы уметь оценивать степень риска, стараться уменьшить его путём прогнозирования вероятных количественных и качественных изменений в конъюнктуре рынка.Основные функции управления финансовыми ресурсами торгового предприятия в условиях развития рыночных отношений:
- организация финансового планирования, обеспечивающего экономически обоснованное определение потребности предприятия в финансовых ресурсах и реализацию наиболее эффективных инвестиционных проектов;
- эффективное использование финансовых ресурсов на основе умелого управления оборотом основных и оборотных средств (капитала);
- правильный выбор и использование рациональных источников финансирования путём анализа и оценки альтернативных вариантов;
- прогнозирование и максимизация прибыли предприятия, определение критических (предельных) характеристик предприятия с целью предотвращения или уменьшения финансового риска;
- ориентация процесса управления финансовыми ресурсами на достижение долгосрочных целей предприятия;
- контроль за выполнением финансовых обязательств перед бюджетом, банками, другими предприятиями и прочими кредиторами.
Источники образования финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы торгового предприятия формируются за счёт прибыли от всех видов хозяйственной деятельности; амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов; средств, полученных от продажи ненужного имущества; вкладов или взносов членов трудовых коллективов, физических и юридических лиц в уставной капитал, дивидендов по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, и прочих источников. Финансовые ресурсы торговых предприятий предназначаются для формирования основных, оборотных фондов и фондов обращения. Наличие у предприятия перечисленных видов фондов и предоставление ему на этой основе оперативно-хозяйственной и имущественной самостоятельности и прав юридического лица являются важнейшими условиями организации торговой деятельности на принципах самофинансирования.Финансовые ресурсы, вложенные в основные фонды, называются основными средствами, а авансированные в оборотные фонды и фонды обращения составляют оборотные средства.По режиму использования различают 3 вида источников образования финансовых средств: собственные, заёмные и привлечённые.Собственные средства действующим государственным предприятиям были выделены при их создании вышестоящей организацией или из госбюджета в виде уставного капитала в порядке планового финансирования. Рост собственных средств предприятий происходит за счёт прибыли от хозяйственной деятельности.Собственными средствами предприятие постоянно владеет, пользуется и распоряжается. Источниками собственных средств, отражаемыми в бухгалтерском балансе, являются, кроме уставного капитала, также резервный фонд, фонды специального назначения (фонды накопления и потребления), целевые финансирование и поступления от правительственных органов, вышестоящих организаций и нераспределённая прибыль.К собственным средствам приравниваются так называемые устойчивые пассивы. К ним относятся : переходящая задолженность рабочим и служащим по заработной плате и по отчислениям в фонд социальной защиты населения, задолженность покупателям и заказчикам по полученным авансам, кредиторская задолженность поставщикам за товары в размере 50% сумм, числящихся по отчётному балансу, и др.Устойчивые пассивы постоянно находятся в обороте предприятия и по режиму использования они приравниваются к собственным.К заёмным средствам относятся долгосрочные (на срок более одного года) и краткосрочные кредиты банков, а также долгосрочные и краткосрочные займы (кроме банковских). Привлечённые средства – это средства других предприятий, организаций, временно находящихся в обороте предприятия в связи с существующей системой расчётов (кредиторская задолженность поставщикам, задолженность финансовым органам по платежам, по внебюджетным платежам, прочим кредиторам, доходы будущих периодов и др.)
Кредитование торговых организаций. Кредитный договор, содержание, порядок заключения.
В хозяйственной деятельности торговых предприятий важная роль принадлежит кредитам банков. Торговля является довольно крупным объектом краткосрочного кредитования коммерческими банками. Кредиты банков служат необходимым условием развития розничного товарооборота. Это обусловливается тем, что поступление и реализация товаров по дням, месяцам, кварталам неравномерны. В связи с этим изменяется и потребность торговых предприятий в оборотных средствах во времени. Они испытывают в определённые периоды недостаток собственных оборотных средств. В этих условиях кредиты банков способствуют организации бесперебойной торговли и росту розничного товарооборота. Они позволяют привести в соответствие фактический размер оборотных средств с потребностью в них с учётом изменений конъюнктуры рынка.Принципы и условия кредитования. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками, носят целевой, срочный, возвратный и платный характер. Это означает, что они выдаются на осуществление конкретных целей (мероприятий) на определённый срок с условием возврата и с оплатой по ставкам за пользование кредитом, устанавливаемых самими банками. Кредиты выдаются под соответствующее материальное обеспечение.Кредитование торговых предприятий производится под совокупную потребность товарно-материальных ценностей при обеспечении рентабельной работы, при своевременном выполнении обязательств по платежам и представлении установленной отчётности, а также при соблюдении других условий, определяемых индивидуально для каждого ссудозаёмщика. В совокупную потребность товарно-материальных ценностей включаются: текущие и сезонные товарные запасы; задолженность покупателей за товары, проданные в кредит; товары отгруженные, сроки отплаты которых не наступили; материальные ценности и затраты производственных, подсобных и других структурных подразделений.Основу взаимоотношений торговых предприятий с коммерческими банками составляет кредитный договор. Кредитный договор заключается на конкретный срок и предусматривает условия предоставления кредита, сумму и сроки его погашения, взаимные обязательства сторон, экономическую ответственность за несоблюдение условий договора, периодичность проверки обеспеченности кредита, порядок рассмотрения споров, процентные ставки, порядок их уплаты.Заключению кредитного договора предшествует изучение банками финансового состояния, основных показаний хозяйственной деятельности предприятия и оценки его кредитоспособности. Кредитоспособность оценивается на основе проверки баланса предприятия на ликвидность. Ликвидность означает способность предприятия превратить имеющиеся в его распоряжении текущие активы в денежную наличность, необходимую для своевременной оплаты текущих краткосрочных обязательств. Ликвидность устанавливается по данным баланса на последнюю отчётную дату или дату обращения в банк и характеризуется следующими коэффициентами:1. Коэффициент общей ликвидности = текущие активы / краткосрочные обязательства.Если сумма текущих активов превышает сумму краткосрочных обязательств, то предприятие считается ликвидным. Если коэффициент общей ликвидности меньше единицы, то это означает, что предприятие не способно выполнить свои краткосрочные обязательства. Важно также учитывать и степень, или меру, ликвидности.Нередко возникают ситуации, когда приходится срочно погашать текущие обязательства. Поэтому необходимо исчислять не только коэффициент общей, но и промежуточной и абсолютной ликвидности.2. Коэффициент промежуточной ликвидности = (денежные средства + средства в расчётах) / текущие краткосрочные обязательства.
Коэффициент промежуточной ликвидности характеризует возможность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства за счёт имеющихся денежных средств, краткосрочных вложений и средств в расчётах. Ликвидным считается предприятие, у которого коэффициент промежуточной ликвидности превышает 0,5.3. Коэффициент абсолютной ликвидности = (денежные средства + краткосрочные финансовые вложения) / текущие краткосрочные обязательства.Приемлемое значение коэффициента абсолютной ликвидности не менее 0,33. Это означает, что не менее 33 % своих краткосрочных обязательств предприятие может погасить немедленно.4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами, или коэф-фициент автономии = собственные средства / общая сумма всех активов. Предприятия, у которых обеспеченность собственными средствами менее 50 % (коэффициент автономии < 0,5), считаются ненадёжными ссудозаёмщиками. Кроме названных коэффициентов, при оценке кредитоспособности предприятия учитываются и другие показатели: оборачиваемость оборотных средств, в том числе товарных запасов; динамика дебиторской и кредиторской задолженности и др.Порядок предоставления кредитов торговым предприятия. Для того, чтобы получить кредиты под товарно-материальные ценности, торговое предприятие должно представлять банку ежеквартально квартальный баланс по основной деятельности с приложениями к нему, сведения об остатках товарно-материальных ценностей, выписки по счетам, открытым в других банках, и расчёт планового размера кредита.В кредитном договоре предусматривается сумма кредита под совокупную потребность товарно-материальных ценностей, определяемая на основе расчёта планового размера кредита на квартал.В кредитном договоре должны быть оговорены осуществляемые предприятием меры по пополнению собственных оборотных средств.Торговые предприятия представляют в обслуживающий банк расчёты плановой потребности в кредитах на планируемый год и норматива собственных оборотных средств, подлежащего применению при кредитовании, и планового размера кредита на текущий квартал.Плановая потребность в кредите на кварталы планируемого года определяется как разница между суммой плановых остатков товарно-материальных ценностей и других затрат и планируемой суммой источников покрытия. К планируемым источникам покрытия относятся собственные оборотные средства торгового предприятия (за исключением фонда потребления) и кредиторская задолженность по товарным операциям (расчёты за товары, работы и услуги, по векселям выданным, по авансам полученным и расчёты с прочими кредиторами).Основой для расчёта планового размера кредита являются план розничного товарооборота на квартал и нормативы товарных запасов, других товарно-материальных ценностей, производственных и других затрат.Потребность в оборотных средствах для финансирования товарных запасов определяется путём умножения однодневного планового товарооборота в ценах себестоимости на норматив товарных запасов в днях. К исчисленной сумме прибавляют плановые запасы других товарно-материальных ценностей и затрат, фактические остатки товаров отгруженных, сроки оплаты которых не наступили, срочной задолженности за товары, проданные в кредит, на начало квартала и определяют общую сумму плановых остатков товарно-материальных ценностей, производственных и других затрат на текущий квартал.Из общей суммы плановых остатков товарно-материальных ценностей, производственных и других затрат исключают норматив собственных оборотных средств, подлежащий применению при кредитовании в текущем квартале, и 50 % кредиторской задолженности по товарным операциям. Разница между этими показателями составляет плановый размер кредита на текущий квартал. Кредит погашается путём зачисления на спецссудный счёт выручки от реализации товаров.
Виды и задачи финансового планирования. Финансовый план организации, его содержание и исходные предпосылки для составления.
Финансовое планирование является заключительным этапом всего процесса планирования хозяйственной деятельности торгового предприятия. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, т.е. денежные средства, направляемые на финансирование текущих расходов, затрат долгосрочного характера, выполнения обязательств перед бюджетом, на образование различных фондов. Цель финансового планирования заключается, прежде всего в том, чтобы определить, источники получения и размеры доходов от всей хозяйственной деятельности и других денежных поступлений и обосновать конкретные направления эффективного их использование Финансовое планирование предполагает соблюдение некоторых общих требований управления финансовыми ресурсами. Так, финансирование всех вложений и затрат, особенно долгосрочных, должно осуществляться самыми эффективными способами. Это означает необходимость установления и соблюдения оптимального соотношения между заёмными и собственными средствами. Финансовое планирование должно обеспечить постоянную платежеспособность предприятия. В зависимости от сроков планирования, содержания и круга планируемых показателей различают: краткосрочные и перспективные финансовые планы. Основными предпосылками для разработки финансового плана являются:
- Показатели хозяйственной деятельности на планируемый период (объём товарооборота, выпуска продукции, нормативы товарных запасов, других материальных ценностей, расходы на реализацию, доходы от реализации товаров и др.)
- Планы развития материально- технической базы предприятия (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, внедрение новой технологии и т. п.)
- Хозяйственные договоры, заключаемые с поставщиками на закупку товаров и материально- технических ресурсов.
- Нормативы отчислений во внебюджетные фонды, ставки налогов на прибыль и доходы, предусмотренные действующим законодательством.
- Материалы анализа финансового состояния предприятия.