Цикл управления стоимостью предприятия
Рыночная стоимость рассматривается как показатель, рост значения которого является результатом повышающейся эффективности хозяйственной деятельности предприятия и влияния других факторов и обеспечивает приток необходимых инвестиций. То есть для анализируемого случая характерным является то, что увеличение рыночной стоимости предприятия является индикатором и фактором его долгосрочного развития.
Весь процесс управления в общем виде представляется циклом непрерывно повторяющегося набора стандартных процедур, включающим следующие этапы:
1 оценка текущего состояния предприятия и среды;
2 сравнение текущего состояния с эталонным (с использованием критерия и его корректировкой, если необходимо);
3 выработка управляющих воздействий;
4 применение их к бизнесу.
Далее цикл повторяется. Стоимость предприятия согласуется с циклом управления следующим образом.
На первом этапе устанавливают текущее состояние предприятия и среды с использованием в качестве критерия стоимости предприятия. При этом определяют:
- рыночную стоимость предприятия. В российских условиях ее определение — довольно сложная и в большинстве случаев неразрешимая задача по причине узости рынка акций, отсутствия аналогов и котировок акций предприятия;
- внутреннюю стоимость предприятия. Она рассчитывается по данным внутреннего финансового и управленческого учета, в основном с применением экстраполяционных методов.
Обязательным условием здесь выступает - сохранение существующих тенденций деятельности предприятия без учета каких-либо значительных возмущений, вызванных, например, реализацией новых проектов.
На втором этапе проводят сравнение текущего состояния предприятия с эталонным, основываясь на условии максимизации (минимизации) значения критерия стоимости. В рамках данного этапа осуществляют:
- сравнение рыночной и внутренней стоимости предприятия. Делают вывод об адекватности оценки предприятия рынком и о необходимости принятия дополнительных мер по доведению до рынка более полной информации о состоянии предприятия. Расхождения в значениях стоимости могут быть вызваны неадекватной оценкой менеджментом текущего состояния дел внутри самого предприятия, что потребует принятия соответствующих мер;
- разработку проектов. Пересчитывают стоимость предприятия с использованием данных, заложенных в бизнес-планы проектов. Кроме того, определяют изменение отдельных показателей деятельности предприятия, например выручки, себестоимости и т.д.;
- сравнение стоимости предприятия, рассчитанной с учетом внутренних улучшений, и стоимости с учетом внешней реорганизации (продажа отдельных направлений бизнеса, развитие новых направлений деятельности за счет слияния и присоединения, выделение частей бизнеса в самостоятельные экономические субъекты). Решение о целесообразности проведения конкретных реорганизационных процедур принимают исходя из анализа роста стоимости предприятия;
- изменение структуры и форм финансирования предприятия. На этом шаге, связанном с финансовым конструированием, кроме структуры и форм исследуют возможности влияния на объем долга и его стоимость.
На третьем этапе управления для полученных значений критерия стоимости прогнозируют будущие значения показателей деятельности предприятия, определяют конкретные мероприятия по достижению запланированного состояния — выбирают наиболее важные направления управляющих воздействий.
И, наконец, на четвертом этапе реализуют план мероприятий. В процессе его выполнения или по его окончании вновь переходят к первому этапу, и цикл замыкается. В зависимости от размеров бизнеса, располагаемых ресурсов и сектора рынка, в котором действует предприятие, длительность цикла может варьировать и составлять день, неделю, месяц, год и т.д. Более короткие циклы характерны для сектора рынка услуг, банковского сектора, более продолжительные — для производственного сектора.
В ряде работ зарубежных авторов цикл управления стоимостью предприятия изображают в виде пятиугольника, как показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Цикл управления стоимостью предприятия
Формальная модель цикла управления записывается следующим образом:
(1)
где — стоимость предприятия (случайная величина) в конце цикла управления;
— рыночная стоимость предприятия в начале цикла управления;
— разрыв между рыночной и внутренней стоимостью;
— приращение внутренней стоимости в результате внутренних улучшений;
— приращение внутренней стоимости в результате внешних улучшений;
— приращение внутренней стоимости в результате финансового конструирования.
Итак, для повышения стоимости акционерного капитала руководство компании должно сосредоточиться на четырех базовых компонентах: производственной эффективности (сюда относятся объем и качество выпускаемой продукции, состояние активов, темп роста, прибыльность), взаимоотношениях с акционерами и кредиторами, прозрачности отчетности и степени интегрированности с рыночной инфраструктурой.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в Российской Федерации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовой акт | Примечание |
Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» | Определяет объекты оценки, случаи обязательного проведения оценки, основные нормы и правила ведения оценочной деятельности |
Гражданский кодекс РФ | Служит основой для проведения экспертизы ресурсов и прав на них, предусматривает проведение оценки при внесении вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества |
Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 №519 «Об утверждении стандартов оценки» | Содержит стандарты, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности в РФ, включает основные термины и определения |
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» | Указывает на необходимость привлечения для определения стоимости предприятия и его активов независимых оценщиков, устанавливает Положения, условия и ограничения оценки обственности в ходе арбитражного процесса |
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.11.1996 № 11 «Об утверждении квалификационной характеристики по должности "Оценщик (эксперт по оценке имущества)"» | Утверждает квалификационную характеристику должности «оценщик», должностные обязанности оценщика, требования к его знаниям и квалификации |
Постановление Минтруда России от 24.12.1998 № 52 «Об утверждении квалификационной характеристики должности "Оценщик интеллектуальной собственности"» | Утверждает квалификационную характеристику должности «оценщик интеллектуальной собственности». Определяет должностные обязанности оценщика, обязательные знания и требования к квалификации по категориям |
Оценку стоимости компании осуществляют с применением подходов, описанных в следующей главе, каждый из которых позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Виды стоимости имущества.
Стоимость не является характеристикой, которая сама по себе присуща объектам: наличие стоимости зависит от желания людей и покупательной способности; имущество имеет стоимость только при наличии полезности; для того чтобы иметь стоимость, имущество должно быть относительно дефицитным.
Рассмотрим эти компоненты.
Спрос — количество данного товара или услуг, находящее на рынке платежеспособных покупателей[2].
Полезность определяется способностью имущества удовлетворять некоторые потребности человека. Полезность побуждает желание приобрести определенную вещь. Для инвестора, действующего на рынке недвижимости, наибольшей полезностью будет обладать земельный участок без ограничений на использование и застройку.
Дефицитность — ограниченность предложения. Как правило, при увеличении предложения определенного товара цены на данный товар начинают падать, при уменьшении предложения — расти.
Возможность отчуждаемости объектов — это возможность передачи имущественных прав, что позволяет ей переходить из рук в руки (от продавца к покупателю), т.е. быть товаром.
В оценке имущества различают несколько видов стоимости, которые зависят от целей оценки. Если требуется принять решение относительно цены продажи предприятия (его части), определяется рыночная стоимость.
Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо
чрезвычайные обстоятельства.
Существуют и другие виды стоимости, отличные от рыночной, приведенные в таблице 2.
Таблица 2. Виды стоимости
Вид стоимости | Характеристика |
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком | Стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров |
Стоимость воспроизводства | Сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, аналогичного оцениваемому, с применением идентичных материалов и технологий |
Стоимость замещения | Сумма затрат в существующих на дату проведения оценки рыночных ценах на создание объекта, аналогичного оцениваемому с учетом существующих на дату оценки цен и требований к аналогичным объектам (дизайн, материалы и т.п.) |
Стоимость при существующем использовании | Стоимость объекта оценки, которая определяется исходя из существующих условий и цели его использования. Расчет основан на предположении продолжения формы функционирования объекта и возможности его продажи на рынке |
Утилизационная стоимость | Стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки |
Инвестиционная стоимость | Стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях |
Ликвидационная стоимость | Стоимость объекта оценки, если он должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов |
Стоимость для целей налогообложения | Стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов, в том числе инвентаризационная стоимост |
Специальная стоимость | Стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности |
Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса:
1) ликвидность доли и (или) бизнеса (зависит от спроса);
2) полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время получения дохода) и риски, связанные с его получением;
3 нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;
4 ограничения для рассматриваемого бизнеса;
5 размер оцениваемой доли бизнеса;
6 степень контроля, получаемая новым собственником;
7 перспективы развития оцениваемого бизнеса;
8 финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и др.);
9 затраты на создание аналогичных предприятий;
10 степень конкурентной борьбы в данной отрасли;
11 диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг);
12 качество выпускаемой предприятием продукции;
13 технология и затраты производства;
15 степень изношенности оборудования;
16 ценовая политика;
17 взаимоотношения с потребителями и поставщиками;
18 уровень управления;
19 кадровый состав предприятия.
Результаты оценки оказывают влияние на многие стороны деятельности предприятия, так же как и финансовое состояние предприятия во многом обусловливает цели и задачи оценки. К сожалению, на большинстве отечественных предприятий руководители часто недооценивают необходимость определения реальной рыночной стоимости предприятия в целом и его отдельных активов.
Для определения реального состояния дел на предприятии оценщику необходимо выяснить:
- какие цели ставит перед собой предприятие (выжить или развиваться);
- пользуется ли спросом продукция предприятия, сильна ли конкуренция и каково прогнозное состояние спроса и уровня конкурентной борьбы в отрасли;
- есть ли возможность повышать цену на продукцию;
- каково финансовое состояние и т.д.
Основные цели оценки бизнеса:
- решение вопроса о частичной или полной купле-продаже бизнеса, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
- выход на фондовые рынки;
- определение стоимости ценных бумаг предприятия в случае их купли-продажи на фондовом рынке и проведения различного рода операций с ними;
- определение максимально приемлемых цен приобретения акций поглощаемых компаний;
- реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
- оценка качества управления предприятием;
- повышение эффективности управления предприятием;
- внесение имущества в уставный капитал предприятия;
- решение имущественных споров;
- обоснование инвестиционных проектов развития предприятия;
- управление финансами предприятия: оценка кредитоспособности, определение стоимости доли предприятия как залога при кредитовании;
- страхование активов и деловых рисков;
- антикризисное управление, осуществление процедуры банкротства;
- оценка стоимости части имущества предприятия (в целях решения вопроса о купле-продаже части имущества для высвобождения неиспользуемых активов или расчетов с кредиторами в случае некредитоспособности, для получения кредита под залог части имущества, для страхования, передачи недвижимости в аренду, определения базы налога на имущество, оформления части недвижимости в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия);
- оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции или услуг (при их перекупке, приобретении другой фирмой, при установлении нанесенного деловой репутации предприятия ущерба, при использовании в качестве вклада в уставный капитал и др.);
- выкуп акций у акционеров;
- обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда
возмещение от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
- определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
- эмиссия акций обществом.
Процесс оценки стоимости предприятия проиллюстрирован на рисунке 3.
Рисунок 3. Этапы оценки стоимости предприятия