Государственная и частная поддержка культурной деятельности
Финансовую поддержку деятельности в сфере культуры оказывают как государство, так и другие субъекты: благотворительные организации, корпорации, частные лица. Субъекты частного финансирования культуры руководствуются при этом как ценностными представлениями о важности развития культуры и ее отдельных направлений, так и стремлением к созданию и улучшению своего социального имиджа. Поддержка культурных акций или деятельности организаций, привлекающих внимание широкой публики и высоко оцениваемых в общественном сознании, рассматривается корпорациями как средство формирования образа надежной организации, интересы которой шире сиюминутного извлечения максимальной прибыли. Оказание финансовой помощи организациям, занимающимся престижными видами культурной деятельности, участие в работе их попечительских советов, правлений благотворительных фондов расценивается многими представителями высоко- и среднедоходных групп населения как средство демонстрации своей сопричастности к элите общества, наличия развитого эстетического вкуса.
Говоря о частной поддержке культурной деятельности, мы имеем в виду такое предоставление финансовых и материальных средств организациям и деятелям культуры, которое не связано с оплатой потребляемых культурных благ. В этой связи отдельного обсуждения заслуживает такая форма частного финансирования, как спонсорство. Суть ее состоит в том, что предприниматели предоставляют финансовые средства организациям и деятелям культуры при условии получения определенных возможностей для рекламы своей торговой марки и производимой продукции. Спонсоры не оплачивают те культурные блага и услуги, которые составляют основную деятельность конкретной организации культуры или основное содержание конкретного культурного проекта. И в этом смысле спонсорство не является формой оплаты потребляемых культурных благ. Вместе с тем оно не является и формой внерыночной финансовой поддержки культурной деятельности. Спонсорские средства предоставляются в обмен на рекламные услуги, оказываемые спонсору, а также иные прямые и косвенные экономические выгоды, получаемые спонсором в процессе либо в результате осуществления собственно культурной деятельности.
В отличие от спонсорства, частное финансирование деятельности в сфере культуры, осуществляемое не для реализации конкретных экономических интересов, а под влиянием ценностных факторов, именуется меценатством.
Соотношение государственного и частного субсидирования культурной деятельности неодинаково в разных странах. Можно выделить две модели финансирования, различающихся по этому параметру:
1) модель преимущественно государственного финансирования культурной деятельности с низкой долей частного субсидирования;
2) модель смешанного финансирования культурной деятельности с высокой долей частного субсидирования.
Модель первого типа применяется в странах континентальной Европы. Например, во Франции затраты государства на культуру составляют 99% общего объема финансовой поддержки культурной деятельности, а доля меценатов и спонсоров – 1%.
Модель второго типа характерна для англоязычных стран. В США доля расходов федеральных, местных властей и правительств штатов в финансовой поддержке сферы культуры (включая затраты на искусство, национальные парки, помощь библиотекам и музеям, программы организации отдыха для молодежи и пожилых людей и т.п.) составляет примерно 70%. При этом доля бюджетных ассигнований в финансовой поддержке искусства почти на порядок меньше – около 10%. Остальное приходится на благотворительные фонды и частные пожертвования.
Эти модели отражают культурные различия между странами. В странах континентальной Европы государство исторически играло большую роль в развитии сферы культуры. Традиции и идеологии этих стран возлагают на государство и на церковь ответственность за благотворительность вообще и за поддержку культуры, в частности. В англоязычных странах на культурную политику большее влияние оказывает протестантская идеология, акцентирующая внимание на индивидуальных решениях и усилиях людей и утверждающая, что благотворительность – дело индивидуальное. В США среди частных пожертвований наибольшая доля – 40% принадлежит индивидуальным пожертвованиям, более низкая – благотворительным фондам и меньшая – корпорациям. При этом поддержку развитию искусства в той или иной форме оказывает примерно треть американских компаний.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой созданы организации, преследующие цель содействия развитию частного финансирования сферы культуры. Так, в США с 1967 г. действует Коммерческий комитет по делам искусств, в Канаде с 1974 г. – Совет по бизнесу и искусству, в Великобритании с 1976 г. – Ассоциация коммерческого финансирования искусств, во Франции с 1980 г. – Ассоциация по развитию промышленного и коммерческого меценатства. Эти организации стремятся побудить корпорации, банки, частные фонды направлять средства на поддержку деятельности в сфере культуры, предоставляют им информацию об имеющихся проектах и дают соответствующие рекомендации.
Корпорации и частные лица осуществляют поддержку культурной деятельности как напрямую, передавая средства конкретным организациям и деятелям культуры, так и направляя свои средства в благотворительные фонды и доверяя им последующее их использование. В странах, применяющих модель смешанного финансирования культурной деятельности, число таких фондов весьма значительно. Так, в США оно превышает 20 тыс., в Японии – 11 тыс. Многообразие фондов можно разделить на три большие группы:
1) фонды корпораций;
2) фонды местных сообществ;
3) фонды, учрежденные и финансируемые одним или несколькими частными лицами.
Частное финансирование сферы культуры имеет определенные преимущества по сравнению с государственным: оно меньше зависит от факторов политической целесообразности, является более гибким как по выбору объектов поддержки, так и по применяемым формам такой поддержки. Но есть и определенные недостатки. Частное финансирование менее стабильно: изменения в финансовом положении корпораций нередко заставляет их резко уменьшать масштабы благотворительности; частные фонды чаще меняют приоритеты в распределении средств, чем государственные организации. Поэтому для получателей частных субсидий каждый конкретный их источник не постоянен, и существует высокий риск сокращения или прекращения ассигнований безотносительно к культурным и экономическим результатам их собственной деятельности. Получатели частных субсидий менее уверены в завтрашнем дне по сравнению с получателями государственных ассигнований. Соответственно они зачастую вынуждены меньше рисковать в творческом отношении.
Рост разнообразия источников финансирования и дальнейшее увеличение совокупных размеров частных пожертвований ослабляют отмеченные недостатки института частного финансирования культуры и являются позитивными факторами развития сферы культуры в странах как с высокой, так и с низкой долей участия государства в ее поддержке. Но недостатки частного финансирования актуализируются в случае, если проводится политика замещения государственных ассигнований частными. Государственное и частное финансирование должны рассматриваться не как альтернативные, а как взаимодополняющие источники поддержки деятельности в сфере культуры.