Классификация логистических систем

1.Микрологистические системы классифицируют:

1.1 по признаку организации производства (бизнеса) - внутренние (системы струк­турного подразделения предприятия, рабочего места) и внеш­ние (системы распределения, за­купок), а также интегрированные (границы интегрированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функций, логистические операции в распределительной системе, при организации продаж готовой продукции потребителям и послепродажном сервисе);

1.2 по объекту управления и специализации - системылогистики промышленных, торговых, сервисных и других предприятий;

1.3 по сектору бизнеса:

- системы сектора В2В (Business-to-Business, Это сектор рынка, который работает не на конечного, рядового потребителя, а на такие же компании, то есть на другой бизнес.);

- системы сектора В2С (Business-to-Consumer —Представляет собой концепцию построения бизнес-процессов предприятия и комплекс Интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятия за счет отсутствия дистрибьютеров и облегчающих его взаимодействие с клиентами. Один из наиболее популярных инструментов B2C — Интернет-магазин.).

2 Макрологистические системы классифицируют:

2.1 по глобальному признаку - государственные, межгосударственные, трансконтинен­тальные;

· 2.2 по административно-территориальному признаку - районные, городские, региональные; межрайоннные областные, краевые межрегиональные республиканские и т.д.

· 2.3 по объектно-функциональному признакам - отраслевые, ведомственные, межотраслевые, торговые, военные и т.п. логистические системы.

Таким образом, появляется классификация логистических систем по мощности и концентрации капитала: системы холдингов, транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп, группы предприятий одной или нескольких отраслей.

Важным критерием классификации логистических систем является используемая в этой системе логистическая цепь. В зависимости от вида логистических цепей логистические системы подразделяются на: системы с прямыми связями (рис.5.2 а); эшелонированные системы (рис.5.2 б); гибкие системы (рис.5.2 в).

а) Система с прямыми связями

б) Эшелонированная система

в) Гибкая система

Рисунок - 5.2 Виды логистических систем

Логистические системы с прямыми связями – это логистические системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников.

Логистическая система эшелонированная, или многоуровневая – логистическая система, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредников (дилеры, дистрибьюторы и др.).

Логистическая система гибкая – система, в которой доведение материального потока до потребителя может осуществляться как по прямым связям, так и с участием посредников.

19. Декомпозиция логистической системы

Логистическая система – сложная организационно-завершённая экономическая система, которая состоит из элементов звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причём задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и /или внешними целями.

Подсистема логистической системы – выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность звеньев и элементов ЛС, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и/или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса предприятия.

Звено логистической системы(ЗЛС) – некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект (подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие), выполняющий свою локальную цель, связанную с реализацией одного или нескольких видов логистической деятельности. Звенья одной логистической системы объединены единым управлением логистическим процессом. Звеньями логистической системы являются поставщики, производители, потребители и логистические посредники (например, транспортные организации).

Элемент логистической системы – это неделимая в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы часть звена логистической системы.

ЗЛС
Z
F
Y
R’
C’
R
C
X

Рисунок 5.3 - Звено логистической системы (ЗЛС) как преобразователь потоков: X, R,C — векторы параметров входных потоков (материального, информационного, финансового); Z — вектор параметров ЗЛС; Y, R’, C’ — векторы параметров выходных потоков ;F — вектор внешних возмущений

Вопрос 20. Основы моделирования логистических систем

Основная цель моделирования- прогноз поведения системы. Ключевой вопрос моделирования «что будет, если…?»

Модели систем
Изоморфные
Гомоморфные
Абстрактные
Материальные
Математические
Символические
Макеты
Технологические планировки
Схемы грузопотоков
Аналитические
Имитационные
Языковые
Знаковые
1. Первый признак классификации - степень полноты подобия логистических моделей моделируемым объектам как существенная характеристика любой модели. По этому признаку все модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные (рисунок 5.5).

Рисунок 5.5 - Классификация моделей логистических систем

1.1 Изоморфные модели – это модели, включающие все характеристики объекта-оригинала, способные, по существу, заменить его. Если можно создать и наблюдать изоморфную модель, то наши знания о реактивном объекте будут точными. В этом случае мы сможем точно предсказать поведение объекта.

1.2 Гомоморфные модели. В их основе лежит искомое подобие модели изучаемому объекту, частичное подобие. При этом некоторые стороны функционирования реального объекта не моделируются совсем. В результате упрощается построение модели и интерпретация результатов исследования.

2. Следующим признаком классификации является материальность модели. В соответствии с этим признаком все модели можно разделить на материальные и абстрактные.

2.1 Материальные модели воспроизводят основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого явления или объекта. К этой категории относятся, в частности, уменьшенные макеты предприятий оптовой торговли, позволяющие решить вопросы оптимального размещения оборудования и организации грузовых потоков.

2.2 Абстрактное моделированиечасто является единственным способом моделирования в логистике. Ее подразделяют на символическое и математическое.

2.2.1 К символическим моделям относят языковые и знаковые.

А) Языковые модели – это словесные модели; в основе которых лежит набор слов (словарь), очищенный от неоднозначности. Этот словарь называется «тезаурус». В нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, в то время как в обычном словаре одному слову могут соответствовать несколько понятий.

Б) Знаковые модели. Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также договориться об операциях между этими знаками, то можно дать символическое описание объекта.

2.2.2 Математическим моделированием называют процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта, называемого математической моделью. В логистике широко применяются два вида математического моделирования: аналитическое и имитационное. Аналитическое моделирование– это математический прием исследования логистических систем, позволяющий получить точные решения.

А) Аналитическое моделирование осуществляется в следующей последовательности:

Первый этап. Формулируются математические законы, связывающие объекты системы. Эти законы записываются в виде некоторых функциональных соотношений (алгебраических, дифференциальных).

Второй этап. Решение уравнений, получение теоретических результатов.

Третий этап. Сопоставление полученных теоретических результатов с практикой (проверка на адекватность).

К достоинствам аналитического моделирования относят большую силу обобщения и многократность использования.

Б) Другим видом математического моделирования является имитационное моделирование.

При имитационном моделировании закономерности, определяющие характер количественных отношений внутри логистических процессов, остаются непознанными. В этом плане логистический процесс остается для экспериментатора «черным ящиком».

Имитационное моделирование включает в себя два основных процесса: первый – конструирование модели реальной системы; второй – постановка экспериментов на этой модели.

При этом могут преследоваться следующие цели: а) понять поведение логистической системы; б) выбрать стратегию, обеспечивающую наиболее эффективное функционирование логистической системы.

Как правило, имитационное моделирование осуществляется с помощью компьютеров. Основным достоинством имитационного моделирования является то, что этим методом можно решать более сложные задачи. При имитационном моделировании производится процесс функционирования системы во времени. Имитационное моделирование имеет ряд существенных недостатков

1. Исследования с помощью этого метода обходятся дорого.

2. Велика возможность ложной имитации.

Процессы в логистических системах носят вероятностный характер и поддаются моделированию только при введении определенного рода допущений.

Наши рекомендации