Фискальные методы регулирования экономики
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика содержит в себе меры, принимаемые правительством, для стабилизации экономики посредством изменения величин доходов и расходов бюджета государства. Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику: система автоматических встроенных стабилизаторов; дискреционная фискальная политика.
Автоматическая фискальная политика в качестве инструмента регулирования использует встроенные (автоматические) стабилизаторы, значение которых не изменяется, но само присутствие приводит экономику к стабильному состоянию. К встроенным стабилизаторам относится подоходный налог, косвенные налоги, в первую очередь, налог на добавленную стоимость (НДС), пособия по безработице, пособия по бедности. Система встроенных стабилизаторов включает:
Систему прогрессивного налогообложения доходов. Она ведет к автоматическому изменению налоговых поступлений и носит ярко выраженный антициклический характер. В периоды подъема налоговые поступления автоматически возрастают, в результате чего располагаемый доход домашних хозяйств и нераспределенная прибыль бизнеса растут относительно медленнее, чем национальный доход. Во время спада налоги автоматически сокращаются, что замедляет сокращение совокупных расходов, и это смягчает экономический спад.
Пособия по безработице и прочие социальные выплаты. Взносы, благодаря которым осуществляется финансирование пособий по безработице, растут, когда занятость высока. Из-за этого резервный фонд увеличивается в период бума и сдерживает возрастание совокупного спроса. В период кризиса средства резервного фонда используются для выплаты пособий, что увеличивает доходы и сдерживает падение совокупного спроса.
Программы помощи фермерам. Они действуют подобно "встроенным стабилизаторам".
Дискреционная фискальная политика – это система манипуляций налогами и государственными расходами, основными орудиями которой являются изменение ставок налога, общественные работы, изменение расходов на социальные нужды (трансфертных платежей). Дискреционная политика – выступает в двух вариантах: Стабилизационная политика осуществляется при экономическом спаде и депрессии, когда сокращается товарооборот, снижается платежеспособный спрос населения и доходы субъектов хозяйствования, уменьшается инвестиционная активность инвесторов, увеличивается уровень безработицы, возрастает уровень инфляции. Стабилизационная финансовая политика направлена на активизирование деловой активности хозяйствующих субъектов при помощи снижения налогов и увеличения расходов государства на поддержку экономических отраслей, имеющих важное стратегическое значение.
Сдерживающая финансовая политика применяется в период экономического оживления и подъёма, когда наблюдается повышение деловой активности хозяйствующих субъектов, рост реального объема их доходов, увеличение товарооборота, снижение социальной напряженности в обществе. При этом государство может увеличивать размер привлекаемых доходов, досрочно выплачивать имеющиеся долги, проводить активную инвестиционную политику. Таким образом, сдерживающая финансовая политика предполагает снижение расходов государства при экономическом оживлении и подъеме, а так же усиление налоговой нагрузки на стадии экономического подъема, чтобы не допустить перегрев экономики.
Современная фискальная политика так же включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: затраты на расширенное воспроизводство; непроизводительные расходы государства; развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.; проведение структурной политики; содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
39.Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Амортизационный фонд — это денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Начисленная амортизация расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов. Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.
Рассмотрим способы начисления амортизации, применяемые для целей бухгалтерского учета. 1. Линейный способ используют примерно 70 % всех организаций. Линейным способомамортизационные отчисления начисляются равномерно, исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств - ОС и нормы амортизации, которая определяется сроком полезного использования этого объекта. Норма амортизации (К) по каждому объекту определяется по формуле:
где: К – норма амортизации; n – срок полезного использования.
Годовая сумма амортизационных отчислений Sа рассчитывается по формуле: Sа = ОС х К / 100%
Линейный способ целесообразно применять для тех видов основных средств, которые не подвержены быстрому моральному износу.
2. Нелинейный способ (способ уменьшаемого остатка). Годовая сумма амортизационных отчислений (Sа) определяется, исходя из остаточной стоимости основных средств на начало года и нормы амортизации (К), исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения (Ку), установленного законодательством РФ для высокотехнологичных отраслей.
К рычагам, которые может использовать организация, воздействуя на объём амортизационных отчислений, относятся:
-переоценка стоимости основных средств.
- консервация основных средств,
- способы начисления амортизации,
- ввод и вывод основных средств,
- постановка на учёт нематериальных активов и др.