Операционный анализ. Расчет и анализ критических показателей деятельности компании
Операционный анализ — это элемент управления затратами, сущность которого состоит в изучении зависимостей финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта от издержек и объемов производства и реализации продукции, товаров, услуг. Данный вид анализа считается одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия, он может быть использован в ценообразовании. В специальной литературе вместо термина «операционный анализ» могут быть также использованы термины «анализ безубыточности», «CVP-анализ (costs, volume, profit — анализ „затраты-объем-прибыль“)»
Центральными элементами операционного анализа являются:
· маржинальный доход
· порог рентабельности или точка безубыточности
· маржинальный запас прочности = (выручка фактическая - выручка пороговая)/выручка фактическая * 100%
· операционный рычаг ( производственный леверидж)
В реальной хозяйственной деятельности часто возникают вопросы: какое влияние окажет на прибыль изменение цены или количества реализуемой продукции и какой объем продаж может покрыть затраты на производство? Ответить на эти и другие вопросы можно при помощи анализа безубыточности.
Анализ безубыточности базируется на зависимости между выручкой от реализации, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода, когда производство продукции ограничено определенными производственными мощностями, увеличение или уменьшение которых за короткий отрезок времени невозможно.
В процессе анализа безубыточности определяются:
- критическая точка при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
- необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- критическая цена реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.
При проведении анализа безубыточности придерживаются следующей последовательности:
1. необходимо осуществить сбор и обработку исходной информации;
2. определить сумму постоянных и переменных затрат на производство и реализацию продукции на базе применения таких методов, как метод корреляции, минимаксный метод и метод наименьших квадратов;
3. произвести расчет величин исследуемых показателей;
4. провести сравнительный анализ уровня исследуемых показателей;
5. провести факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;
6. осуществить прогнозирование их величин в условиях изменяющейся среды.
Проведение расчетов по методике операционного анализа требует использования упрощенных предположений. В большинстве случаев это упрощение предположений не нарушает ценность получаемых выводов. Тем не менее, приходя к таким выводам, аналитик должен полностью учитывать и эти предположения, и их возможное влияние.
Ниже приведены некоторые наиболее важные предположения, подразумеваемые при расчете безубыточности.
1. Факторы, входящие в состав модели, действительно ведут себя, как предполагалось:
- издержки обоснованно подразделяются на постоянные и переменные;
- переменные издержки колеблются прямо пропорционально объему продаж;
- постоянные издержки остаются неизменными при любых колебаниях, относящихся к рассматриваемой ситуации;
- продажная цена единицы продукции останется неизменной в диапазоне, включенном в анализ.
2. Кроме того, имеются определенные предположения, относящиеся к деятельности предприятия и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер любого расчета безубыточности:
- ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;
- эффективность деятельности остается постоянной;
- цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;
- единственный фактор, влияющий на себестоимость – объем продаж;
- уровень запасов на начало и конец периода останутся, по существу, неизменными;
- нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.
Представленный список предположений подчеркивает чувствительность расчета безубыточности к значительным отклонениям. Однако не все предположения одинаково важны или будут иметь равное влияние на ценность выводов. Например, предположение, что продажная цена не изменится с изменением объема, противоречит экономической теории и зачастую противоречит действительности, Таким образом, линия продаж будет скорее кривой, чем линейной функцией. Степень отклонения будет зависеть от реальной степени отклонения от прямого линейного соотношения. Другим базовым предположением является предположение о том, что объем продаж является главным, если не единственным, фактором, влияющим на себестоимость. Однако, известно, что на себестоимость оказывают определенное влияние также забастовки, политические события, законодательство, конкуренция и другие факторы. Поэтому аналитик должен запомнить эти упрощенные предположения и быть внимательным к динамичным факторам, которые могут потребовать внесения поправок в выводы.
Таким образом, анализ безубыточности будет полезным, если учтены эти условия.
Анализ функциональной связи между затратами, объемом производства и прибылью свидетельствует о наличии таких показателей, как критическая точка и зона безопасности.
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Для определения этого состояния используются 3 метода: уравнения, маржинального дохода и графического изображения.
Метод уравнения основан на исчислении прибыли по формуле:
N – Zперем – Zпост = Р или (6)
(p´qед.пр.) – (q ´ zперем.ед.) – Zпост= Р (7)
Если Р> 0, значит предприятие работает прибыльно. В этих условиях расчет критической точки невозможен.
Если Р< 0 – значит предприятие работает убыточно. В этих условиях расчет критической точки также невозможен.
И только при условии Р = 0 возможен расчет критической точки. Таким образом, точка перехода из одного состояния в другое при Р равном нулю называется критической точкой.
Итак, в точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может найдена при условии равенства выручки и суммы переменных и постоянных затрат:
400х = 200х + 60000 + 0
200х = 60000
х = 300, (8)
где х – точка безубыточности, единиц продукции;
400 – цена единицы продукции;
200 – переменные затраты на единицу продукции;
60000 – общая сумма постоянных затрат.
На базе этого равенства можно также рассчитывать:
1) критический размер постоянных расходов;
2) критическую цену реализации;
3) минимальный уровень маржинального дохода;
4) плановый объем для заданной суммы ожидаемой прибыли;
5) объем продаж, дающий одинаковую прибыль по различным вариантам производства (различным вариантам технологии, цен, структуры затраты и пр.).
Например, допустим, что предприятие выпускает продукцию двух видов и имеет следующие показатели:
Таблица 1.
Анализ структурных сдвигов
Показатели | А | В | Всего |
1. Объем реализации, шт. | |||
2. Цена за 1 шт., руб. | --- | ||
3. Переменные расходы на 1 шт., руб. | --- | ||
4. Постоянные расходы, т.р. | --- | --- | |
5. Выручка от реализации, т.р. | |||
6. Переменные (совокупные) расходы, т.р. | |||
7. Маржинальный доход, т.р. | |||
8. Доля маржинального дохода в общей выручке, % | 21,8 | 18,2 | --- |
9. Прибыль, т.р. | --- | --- |
Предположим, что произошли изменения в структуре реализации:
Таблица 2.
Анализ структурных сдвигов
Показатели | А | В | Всего |
1. Объем реализации, шт. | |||
2. Цена за 1 шт., руб. | --- | ||
3. Переменные расходы на 1 шт., руб. | --- | ||
4. Постоянные расходы, т.р. | --- | --- | |
5. Выручка от реализации, т.р. | |||
6. Переменные (совокупные) расходы, т.р. | |||
7. Маржинальный доход, т.р. | |||
8. Доля маржинального дохода в общей выручке, % | 21,8 | 18,2 | --- |
9. Прибыль, т.р. | --- | --- |
Сопоставление структуры продукции позволяет сделать следующий вывод: увеличилась доля продукции с высоким маржинальным доходом. До изменения структуры значение маржинального дохода составило: по продукции А – 64000 т.р. или 30,5% в общей выручке, а по продукции В – 20000 т.р. ил 9,5% в общей выручке. После изменения структуры значение маржинального дохода составило: по продукции А – 48000 т.р. или 21,8% в общей выручке, В – 40000 т.р. или 18,2% в общей выручке.
Таким образом, вследствие этого прибыль предприятия увеличилась на 4000 т.р. (с 34000 т.р. до 38000 т.р.).
Находим критическую точку:
(2000 х 2Х + 2500Х) – (1200 х 2Х + 1500Х) – 50000000 = 0;
(4000Х + 2500Х) – (2400Х + 1500Х) – 50000000 = 0;
6500Х – 3900Х = 50000000;
2600Х = 50000000;
Х = 19231 штук – продукция В,
19231 х 2 = 38462 – продукция А. Общий объем – 57693 штук.
Сравнение в предыдущим расчетом говорит о том, что критическая точка снизилась на 2307 штук (60000 - 57693), в т.ч. по продукции А снижение произошло на 11538 штук, а по продукции В наоборот, наблюдается рост на 9231 штук, при этом объем реализации в натуральном выражении остался без изменения.
Итак, осуществляя контроль общего объема продаж также следует проводить анализ структурных сдвигов в составе продукции, т.к. он дает картину отклонений фактической прибыли от запланированной.
Метод маржинального дохода – это разновидность метода уравнения. Суть этого метода вытекает из концепции маржинального дохода, который представляет собой вклад каждой реализованной единицы продукции в покрытие постоянных затрат.
Итак, сколько же единиц продукции должно быть произведено и продано для того, чтобы покрыть все постоянные затраты?
При этом методе точка безубыточности (q) определяется по следующей формуле:
q = постоянные затраты маржинальный доход на ед. прод. (натур.выр.);
q = q (натур выр.) х цена ед. прод. (стоим.выр.) (9)
или
q= постоянные затраты / уровень маржинального дохода (стоим.выр.)
Пример:
Имеются следующие данные о работе промышленного предприятия:
1) Объем продаж, шт. – 30000;
2) Цена за единицу, руб. – 2500;
3) Переменные затраты на единицу продукции, руб. – 1600;
4) Постоянные затраты, т.р. – 20000.
Решение:
1) Определяем количество проданных изделий, необходимое для достижения критической точки:
q = 20000000 / (2500 – 1600) = 22222 штук;
2) критический объем реализации составит:
q= 22222 х 2500 = 55555000 рублей;
3) определяем момент в отчетном году, когда будет достигнут порог рентабельности:
12 месяцев х (55555000 / 75000000) = 8,88 месяца.
Таким образом, порог рентабельности будет достигнут в конце сентября.
Таким образом, эта модель представляет график линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объема производства.
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат и выручки.
Определяя критический объем реализации на графике, можно придерживаться и таких подходов, как:
1) маржа с переменных затрат равняется постоянным затратам:
Маржинальный доход = Постоянные затраты (10)
Маржа с переменных затрат является функцией у1 проданных изделий:
у1 = 900q
Постоянные затраты: у2 = 20000000 рублей.
На графике эти прямые соединяются в точке (К) и характеризуют критический объем реализации.
2) результат представляет собой разницу между маржой с переменных затрат и постоянными затратами:
P = q (pед - Zперем/ед.) - Zпост Þ (11)
Þ Р = 900q – 20000000
Теперь можно построить кривую, которая представляет собой результат в виде следующей формулы:
y3 = 900q – 20000000
3. критический объем реализации равен сумме переменных и постоянных затрат:
q х pед = q х Zперем/ед. + Zпост (12)
Критический объем реализации будет находится в точке К на пересечении кривых y4 и y5.
y4 = 2500 x q
y5 = 1600 x q + 20000000.
Таким образом, основное уравнение, на котором базируется комплекс показателей для принятия управленческих решений имеет вид:
Прибыль = выручка – переменные затраты – постоянные затраты (13)
Применение данного уравнения и наших исходных данных являются базой для расчета основных показателей, необходимых менеджеру для принятия им управленческих решений в маржинальной бухгалтерии:
5.1. определяется минимальная цена реализации, ниже которой нельзя опускаться:
(Х - 1600) х 30000 – 20000000 = 0
30000Х – 48000000 – 20000000 = 0
30000Х = 68000000
Х = 2267 руб. или так:
(20000000 / 30000) + 1600 = 667 + 1600 = 2267 руб.
Исходная цена была равна 2500, ее можно снизить до 2267, т.е на 233 рубля или на 9,32%.
Для проведения анализа выгодности того или иного варианта цены, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов:
1) определить прибыль при каждом варианте цены;
2) найти точку безубыточности для каждой цены реализации;
3) исчислить объем реализации, необходимый для достижения плановой прибыли при каждой из цен;
4) выбрать наиболее выгодный вариант цены.
5.2. определяется величина максимальных переменных затрат, которые может осуществить предприятие:
(2500 - Х) х 30000 – 20000000 = 0;
75000000 – 30000Х – 20000000 = 0;
55000000 = 30000Х
Х = 1833 руб.
Первоначально переменные затраты составляли 1600 руб., их можно увеличить до 1833, т.е. на те же 233 рубля или на 14,56%.
5.3. определяется максимальная величина постоянных затрат, размер которых способно выдержать данное предприятие:
(2500 - 1600) х 30000 – Х = 0;
900 х 30000 = 27000000
Таким образом, исследуемое предприятие способно выдержать увеличение постоянных затрат до 27000000 руб., что превышает исходную величину на 7000000 руб. или на 35%.
5.4. Анализ безубыточности может применяться для выбора наиболее эффективных технологий производства, причем выходят на одинаковый для разных технологий расчет объема реализации, обеспечивающий предприятию одинаковую массу прибыли.
В условиях многопродуктового производства анализ безубыточности усложняется. Это связано с тем, что помимо решения вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям приходится решать и проблему выбора оптимальных (например, с точки зрения или по каким-то другим критериям) видов производимых товаров с учетом большого количества ограничивающих факторов.
Расчет безубыточности разных видов продукции при существующих объемах производства производят следующим образом:
q* = (Zпост х d) / средний маржинальный доход на единицу, где:
d – доля в общем объеме реализации в натуральном выражении;
средний маржинальный доход на единицу = (∑МДi x Ni)/ ∑Ni
Для формирования рациональной структуры реализации, обеспечивающей получение большей массы прибыли прежде всего необходимо провести анализ прибыльности разных видов продукции с учетом рыночной ситуации и внутренних возможностей самого предприятия.
На величину порога рентабельности влияют три основных фактора:
1) цена реализации;
Снижение цены единицы реализованной продукции предопределяет необходимость увеличения объема реализации в натуральном выражении, т.е. повышения точки окупаемости для покрытия издержек. Рост цен воздействует на точку окупаемости в обратном направлении: он снижает уровень безубыточности.
Следует иметь в виду, что изменение цены реализации влияет не только на ближайший финансовый результат, но и может иметь длительные последствия для конкурентоспособности предприятия.
2) переменные затраты на единицу продукции;
Взаимосвязь изменения суммы переменных затрат на единицу продукции и точки окупаемости прямая: рост этих затрат приводит к повышению точки окупаемости, и наоборот.
3) постоянные затраты.
Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска. Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск. Уменьшение постоянных затрат является способом снижения безубыточности и улучшения финансового положения предприятий. Теперь эту информацию можно систематизировать в таблице 3.
Таблица 3.
Влияние факторов цены, переменных и постоянных затрат на критический объем
Фактор | Изменение фактора | Критический объем |
Цена реализации | Увеличивается Снижается | Снижается Поднимается |
Переменные затраты на ед. продукции | Увеличиваются Снижаются | Поднимается Снижается |
Совокупная величина постоянных затрат | Увеличивается Снижается | Поднимается Снижается |
Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы без получения прибыли называют критической точкой. Для ее определения используется следующая формула:
N = Zперем + Zпост + Р, т.е. (14)
Выручка = переменные затраты + постоянные затраты + прибыль.
Как известно, переменные расходы меняются в зависимости от изменения объема производства.
Благодаря этому обстоятельству можно записать, что:
Zперем = а х N, где а – коэффициент зависимости.
Тогда:
N = a x q + Zпост или
q = Zпост / (1 - а)
Если объем реализации представить как произведение количества единиц реализованной продукции в натуральном выражении (q) на цену реализации единицы продукции (р), то формула критического объема примет следующий вид:
q x p = Zпост / (1 - a) Þ q = Zпост / (1 - a) x p
Þ q = Z пост / (p – Zперем/ед.) (15)
Таким образом, эта формула позволяет нам выйти на проведение факторного анализа критического объема.
1) влияние изменения величины постоянных расходов на критический объем может быть определено следующим образом:
△q Zпост = Z пост1 / (1 – а0) х р0 – Zпост0 / (1 – а0) х р0 =∆ Zпост / (1 – а0) х р0;
где Zпост1 и Zпост0 - постоянные расходы, соответственно предполагаемые и текущие.
2) влияние изменения величины переменных расходов на критический объем рассчитывается следующим образом:
△q Zперем/ед. = Zпост0 (1: (p0 – Zперем/ед.1) – 1: (р0 – Zперем/ед.0)), где
Zперем/ед.1,0 – предполагаемые и текущие переменные расходы на единицу продукции.
3) влияние изменения продажной цены на критический объем определяется по формуле:
△q р = Zпост0 (1: (p1 – Zперем/ед.0) – 1: (р0 – Zперем/ед.0)), где
р1 и р0 – предполагаемая и действующая величина продажной цены.
График точки критического объема в современных условиях должен использоваться в качестве инструмента для планирования, контроля и организации получения прибыли, исходя из имеющихся возможностей. Анализ критического объема не только позволяет лучше осознать взаимосвязи, существующие между объемом производства и затратами, но также показывает влияние изменения стоимости материалов, объема производства и других факторов на конечный финансовый результат. Кроме того, он дает возможность, исходя из данных об объеме и структуре затрат установить экономически оправданные продажные цены и рациональную структуру реализации, переосмыслить политику и стратегию развития предприятия.
Анализ поведения переменных и постоянных расходов в зависимости от изменения объемов производства, таким образом дает возможность на основе использования показателя маржинального дохода грамотно управлять предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции и позволяет руководству добиваться решения сложнейших задач.