Сущность и роль местных финансов
Общее понятие о финансовой системе, экономические основы ее построения
Характеристики звеньев общегосударственных финансов
Характеристика звеньев финансов предприятия
Финансы домохозяйств
1.
Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансы.
Финансы – это историческая категория по своей природе они тесно связаны с понятием государства, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.
Финансовая система – это совокупность финансовых звеньев призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций. Финансовая система состоит из государственных и частных предприятий, монополий, корпораций.
В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена: государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать денежные фонды, с помощью которых государство выполняло свои функции.
Под влиянием производительных сил, изменения в экономике, структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.
На современно этапе государственная финансовая система развитых стран, включает в себя 4 звена:
· государственный бюджет;
· местные финансы;
· специальные внебюджетные фонды;
· финансы государственных предприятий.
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства.
Государственный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода (до 40% национального дохода перераспределяется через государственный бюджет).
В государственном бюджете сосредоточены крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом положении общегосударственные расходы.
В нем находят увязку основные финансовые институты: налоги, внутренние займы, расходы.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги (70-90%).
За государственным бюджетом закреплены главные налоги: налог на прибыль предприятий, подоходный налог, акцизы, НДС, таможенные пошлины. Из государственного бюджета идут и основные расходы: на военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата.
Государственный бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, он является координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь.
Местные финансы в современных условиях под влиянием развития НТР происходит повышение роли и влияние местных органов власти.
Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль.
Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита специальных фондов.
Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.
Система местных финансов определяется государственным устройством и его административно-территориальным делением. Значительную часть местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.
Специальные правительственные фонды, они имеют определенную самостоятельность, отделены от бюджета и управляются центральными либо местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные кредитные учреждения.
Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительство прибегает в случае финансовых затруднений, т.е. используется для повышения маневренности финансовой системы.
В отличие от государственных бюджетов, специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны правительства, что облегчает их использование.
Финансы государственных предприятий, его возникновение связано с развитием государственного сектора, в экономике ряда стран западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ). Этот процесс получил распространение после второй мировой войны, его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству , путем сохранения и развития важных отраслей производства, которое в силу своей специфику имеют низкую рентабельность (ж/д транспорт).
Государственное предприятие – попытка разрешить противоречие между частными предпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами.
В тоже время финансы государственных предприятий это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода создаваемого на этих предприятиях.
Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законодательством, взаимоотношения с бюджетом.
Второй сферой финансовой системы выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые обеспечивают процесс производства и получения прибыли, они материализуются виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий. Эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер в тоже время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирование амортизационного фонда, регламентация кредитных отношений, предоставлении государственных субсидий.
В развитых странах частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого ВВП и национального дохода. По этому, государство использует различные методы для стимулирования деятельности этих предприятий. Устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, оказывает финансовую поддержку, в свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы бюджета.
Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Таким образом, финансовая система это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
2.
Сущность и роль местных финансов
Финансы местных органов управления являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных стран. На долю этих финансов приходится значительная часть финансовых ресурсов этих государств. Например: США, ФРГ, Япония – 50-60 %. Великобритания, Франция – 30-40 %.
Местные финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых местные органы власти распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с возложенными на них функциями.
Последнее время наблюдается процесс регионализации экономических и социальных процессов. Роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется.
Местные финансы активно вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, воспроизводства рабочей силы, реализацию региональных программ. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику, осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения.
За счет средств регионального бюджета стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и ВУЗы, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, охране окружающей среде и прочее.
В соответствии с Конституциями и законами развитых стран, местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и независимо, т.е. несут ответственность за планирование и исполнение своих бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами.
В состав местных финансов входят: местные бюджеты, специальные фонды местного назначения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления.
Главным звеном местных финансов является местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.
В современных условиях местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственных и непроизводственных сил.
Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функции, возложенной на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможности вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям.
Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. Ставки по местным налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти, число таких налогов в развитых странах колеблется от 20 до 100.
Различают 3 основные группы местных налогов:
· местные прямые и косвенные налоги – применяются практически во всех странах.
К ним относятся поимущественные, налоги на автомобили, поземельные, промысловые. К местным косвенным налогам относят налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки; потребление электричества, газа.
· налоги, которые взимаются как надбавки к общегосударственным налогам или как отчисления от них.
Эти налоги устанавливаются в определенном проценте в государственном налоге, собираемом на территории местных органов власти.
· прочие местные налоги: налоги на собак, зрелищные налоги, налоги на занятие торговлей, на владение транспортными средствами.
Как правило, данная группа налогов большого финансового значения в бюджете не имеет.
Неналоговые доходы: доходы от собственности, управляемой местными органами власти; от сдачи в аренду и продажи земли, лесных массивов; от поступлений судебных пошлин, штрафов и прочее.
Субсидиисоставляют примерно 20-40 %, служат отдельной формой связи финансовой и экономической между отдельными звеньями бюджетной системыи определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет осуществлять контроль со стороны центрального правительства над местными органами власти.
По своей экономической сущности субсидии близки к налоговым источникам, так как в их основе лежат налоги, поступившие в распоряжение центрального правительства и затем перераспределенные в местные бюджеты.
Выделяют субсидии общего назначения,которые предоставляются для покрытия дефицита местного бюджета. Они дают местным властям определенную свободу в распоряжении финансовых средств.
Субсидии целевого назначения – субсидии на проведение определенных программ.
Постоянная нехватка средств и доходов и необходимость обеспечить денежными средствами мероприятия в области экономической и социальной инфраструктуры, вынуждают местные власти использовать данный механизм финансирования, т.е. займа.
Наибольшее распространение в развитых странах получили местные долгосрочные займы (закладные листы и муниципальные облигационные займы).
Расходы местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов во многом зависят от политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации в управлении социальной сферой. Все это влияет на удельный вес местных расходов в общегосударственных бюджетных расходов. Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт; водо- и газоснабжение; строительство школ, больниц и прочих социальных учреждений. Увеличивается доля расходов на финансирование реконструкции городов, благоустройство промышленных зон и ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство.
Также к местным расходам относят расходы на содержание местных органов власти, милиции, суда, транспортное и дорожное строительство.
Одной из составляющих расходов местных бюджетов, являются затраты на выплату полученных займов и процентов по ним.
Специальные фонды.
Специальные фонды имеют, как правило, целевой характер, источники формирования: заемные средства, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных источников, специальные фонды имеют определенную самостоятельность и отделены от местных бюджетов.
Местные государственные предприятия:муниципальные, дорожные предприятия; предприятия газо-, энерго- и водоснабжения.
Местные предприятия оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов. Местные предприятия функционируют на принципах самоокупаемости, капитальные расходы на местных предприятиях, как правило, финансируются из местных займов.
Специальные фонды.
Специальные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. Ограниченность от ресурсов или факторов обуславливает целесообразность использования специальных фондов.
Причины увеличения объемов и количества этих фондов:
1) у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственные процессы и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики.
2) правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне контроля со стороны государственной власти, так как эти фонды как правило автономны от бюджета.
3) отвлекая часть расхода в небюджетные фонды, сокращая его дефицитность.
Таким образом, специальные правительственные фонды– это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования предприятий.
Порядок формирования специальных фондов регламентируется законодательством. Специальные фонды создаются 2-мя путями:
1) выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
2) формирование специального фонда по решению законодательного органа конкретного назначения.
В развитых зарубежных странах число таких фондов колеблется от 30 до 80. Объем концентрируемых в них средств значителен. Так, например, во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны. На специальные фонды возлагаются экономическаяи социальнаяфункции.
С их помощью возможно:
· влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
· обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их из специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
· оказывать социальные услуги населению: путем выплаты пособий и пенсий; субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры;
· предоставлять займы, в том числе, зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Источники формирования специальных фондов во многом определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. Также на них оказывают влияние экономическое и финансовое положение страны на определенном этапе развития.
Источники формирования специальных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Главными методами мобилизации средств для образования фондов выступают специальные налоги и сборы, установленные властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств государственных и местных бюджетов, ресурсы из которых поступают в виде безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений. Доходами специальных фондов могут также выступать добровольные взносы и заемные средства.
Направления расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ; часть средств направляется на учредительскую деятельность и на вложения в ценные бумаги.
Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка. Управление осуществляет администрация, которая имеет определенные права и обязанности, оговоренные законом и уставом.
3.