Количественный анализ инвестиционных рисков
Математический аппарат анализа рисков опирается на методы теории вероятностей, что обусловлено вероятностным характером неопределенности и рисков. Задачи анализа рисков разделяются на три типа:
- прямые, в которых оценка уровня рисков происходит на основании априори известной вероятностной информации;
- обратные, когда задается приемлемый уровень рисков и определяются значения (диапазон значений) исходных параметров с учетом устанавливаемых ограничений на один или несколько варьируемых исходных параметров;
- задачи исследования чувствительности, устойчивости результативных, критериальных показателей по отношению к варьированию исходных параметров (распределению вероятностей, областей изменения тех или иных величин и т. и.). Это необходимо в связи с неизбежной неточностью исходной информации и отражает степень достоверности полученных при анализе проектных рисков результатов.
Анализ проектных рисков производится на основе математических моделей принятия решений и поведения проекта, основными из которых являются:
· стохастические (вероятностные) модели;
· лингвистические (описательные) модели;
· нестохастические (игровые, поведенческие) модели.
Наиболее используемые методы анализа инвестиционных рисков
· Вероятностный анализ;
· Экспертный анализ рисков;
· Анализ показателей предельного уровня;
· Анализ чувствительности проекта;
· Анализ сценариев развития проекта - моделирование
Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:
♦ диверсификацию;
распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям):
♦ страхование;
♦ хеджирование;
♦ резервирование средств;
♦ покрытие непредвиденных расходов.
Методами управления рисками являются избежание, удержание, передача и снижение степени риска.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для банка зачастую означает отказ от прибыли.
Удержание риска – это оставление риска за банком, т.е. а его ответственности. Банк при этом уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю своего капитала.
Передача риска означает, что банк передает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.
Оценка кредитного риска является необходимым условием для принятия рациональных решений по управлению выявленными рисками. Главное правило управления рисками – инвестировать средства только в том случае, если ожидаемая доходность (прибыль) выше, чем стоимость капитала плюс надбавка за риск..
В большинстве секторов экономики, включая банковский, несмотря на отраслевую специфику, используются сходные методы ограничения рисков, которые сводятся к следующим основным способам управления ими: объединение риска; распределение риска; лимитирование; диверсификация; резервирование; страхование; хеджирование.
Объединение риска– метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки (данный метод лежит в основе страхования).
Распределение риска– метод, при котором риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, чтобы возможные потери каждого из них были относительно невелики. Способом распределения рисков являются операции факторинга. Банк, купивший долги, например у предприятия, может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки.
Лимитирование– метод, предусматривающий разработку детальной документации (оперативных планов, инструкций, нормативных материалов), устанавливаюшей предельно допустимый уровень риска по каждому направлению деятельности банка, а также четкое распределение функций и ответственности банковского персонала.
Диверсификацияявляется одним из способов уменьшения совокупной подверженности банка риску путем распределения вложений и/или обязательств. Диверсификация банка представляет собой размещение финансовых средств в более чем один вид активов, цены или доходности которых слабо коррелированны между собой. Обратной формой диверсификации является привлечение средств из различных, слабо зависящих друг от друга источников. Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Диверсификация является одним из наиболее популярных механизмов снижения рыночных и кредитных рисков при формировании портфеля финансовых активов, портфелей банковских ссуд и пассивов.
Резервирование рискаприменяется для уменьшения степени риска. Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость активов, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в деятельности заемщика.
Страхование рискаявляется формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущербы от ожидаемого проявления различных рисков. Сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка, и, как следствие, страхового возмещения. Таким образом, страхование есть по существу передача определенных рисков от страхователя к страховщику (страховой компании). Страхование не ставит своей целью уменьшение вероятности проявления рисков, а нацелено преимущественно на возмещение материального ущерба от проявления рисков.
Страхование заемщиком своих обязательств в пользу кредитора становится все более распространенной формой обеспечения возвратности ссуд и является обязательным условием, например, при предоставлении ипотечных кредитов.
Хеджирование рискапредставляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения сделки, т.е. переноса риска изменения цены с одного лица на другое. Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного и, реже, кредитного риска. Как и в случае страхования хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов.
20. Резервирование рисков.
Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:
♦ диверсификацию;
распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям):
♦ страхование;
♦ хеджирование;
♦ резервирование средств;
♦ покрытие непредвиденных расходов.
Резервирование риска применяется для уменьшения степени риска. Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость активов, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в деятельности заемщика.
21. Страхование рисков
Страхование рискаявляется формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущербы от ожидаемого проявления различных рисков. Сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка, и, как следствие, страхового возмещения. Таким образом, страхование есть по существу передача определенных рисков от страхователя к страховщику (страховой компании). Страхование не ставит своей целью уменьшение вероятности проявления рисков, а нацелено преимущественно на возмещение материального ущерба от проявления рисков.
Страхование заемщиком своих обязательств в пользу кредитора становится все более распространенной формой обеспечения возвратности ссуд и является обязательным условием, например, при предоставлении ипотечных кредитов.
22. Перечислить разделы бизнес-плана инвестиционного проекта.
Основные разделы бизнес-плана базируются на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывают экономический и финансовый аспекты стратегии. Основные разделы бизнес-плана описывают процесс функционирования компании, показывают, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные задачи для своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Основные разделы бизнес-плана систематически обновляются, в них вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике в целом. Бизнес-план увязывает внутрифирменный и макроэкономический анализ. В зависимости от характера предлагаемого проекта основные разделы бизнес-плана могут содержать разделы, отражающие его специфические особенности, но в целом содержание такого рода делового документа более или менее стандартно и должно включать следующие разделы: Резюме. Этот первый и краткий раздел бизнес-плана содержит общие выводы из последующих основных разделов бизнес-плана. Товар (продукция или виды услуг): какие потребности удовлетворят предлагаемая к производству продукция или услуги, что их выгодно отличает от подобной продукции или услуг и т.п. Рынок сбыта: кто основные потребители продукции или услуг, какой может быть объем сбыта и т.п. Стратегия маркетинга: предлагаемая система распределения и сбыта продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках, необходимые мероприятия по рекламе, предлагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу, мероприятия по содействию сбыту – паблик релейшнз, дополнительные льготы покупателям и т.п. Финансовый план: объем инвестиций, источники финансирования и т.п. Рентабельности проекта. Данный раздел обычно занимает особое место в основных разделах бизнес-плана. Кроме этого, в основные разделы бизнес-плана часто входит производственная программа, организационно-правовая форма предприятия и другие разделы, в зависимости от целей и специфики компании.
В соответствии с Рекомендациями Министерства экономики РБ бизнес-план инвестиционного проекта должен состоять из следующих разделов:
резюме
- характеристика предприятия и стратегия его развития
- описание продукции
- анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга
- производственный план
- организационный план
- план реализации проекта
- инвестиционный план
- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности
- показатели эффективности проекта
- юридический план
- информация о разработчике бизнес-плана
Бизнес-план, как официальный документ, оформляется в соответствии с требованиями потенциальных инвесторов, партнёров по бизнесу.
Эффективность инвестиционных бизнес-планов характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам участников. В соответствии с категориями участников различают показатели:
- коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников
- бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для республиканского и/или местного бюджета
- экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение
Кроме того, в процессе разработки проекта производится оценка его социальных и экологических последствий.
Для предприятий, решающих проблемы сохранения или укрепления позиций в рыночной среде и ориентирующихся на максимизацию прибыли первостепенное значение имеет коммерческая эффективность.
Основными показателями оценки эффективности инвестиционных проектов являются:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД)
- индекс доходности (ИД)
- внутренняя норма доходности (ВНД)
- срок окупаемости
Оценка инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемой чистой прибыли от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. В основе метода лежит вычисление чистого потока наличности, определяемого как разность между притоком денежных средств от операционной (производственной) и инвестиционной деятельности и их оттоком, а также за минусом издержек финансирования (процентов по долгосрочным кредитам). На основании чистого потока наличности и коэффициента дисконтирования, который приводит будущие потоки и оттоки денежных средств на шаге t к начальному периоду времени, рассчитываются основные показатели оценки инвестиций:
- чистый дисконтированный доход (ЧДД)
- индекс доходности (ИД)
- внутренняя норма доходности (ВНД)
- срок окупаемости
23. Какова связь производственного плана с планом сбыта?.
Пятый раздел представляет собой «План производства» и отвечает на следующие основные вопросы:
· изготавливается ли продукция целиком или предполагается производственная кооперация с другими фирмами. В последнем случае необходимо указать реквизиты суб-производителей и их основные экономические характеристики;
· какие предусматриваются производственные мощности и их динамика помесячно и поквартально;
· какие этапы производственного цикла затрагивает проект, количество и характер сырья и материалов, необходимых для выпуска новой продукции, а также упоминание об основных поставщиках предприятия.
В разделе «План производства», помимо вышеназванного, дается полный расчет себестоимости продукции и плановые издержки производства
Производственный план составляют в том случае, если инвестиционный проект предусматривает производство продукции. Его главная задача - показать инвесторам, кредиторам и другим потенциальным партнерам реальность производства продукции в нужном количестве и определенного качества. При разработке производственного плана должна быть проанализирована информация представленная в таблице.
Информация, содержащаяся в производственном плане
Информация, содержащаяся в производственном плане | Характеристика | |
Применяемая техника и технология | Какая технология и техника планируется к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, необходимость и размеры затрат на приобретение новых технологий, оборудования, патентов, лицензий, ноу-хау. | |
Объем производства и производственная база | Расчет производственной или проектной мощности по годам, перспективных объемов производства, их обеспеченности имеющимся в наличии оборудованием, определение возможности увеличения производственной базы, затрат в динамике, источников финансирования. | |
Сырье, материалы и энергия | Конкретные данные и связи по обеспечению сырьем, материалами, комплектующими, топливом и энергией всех видов (по временным периодам) и общие затраты. | |
Обеспечение выпуска продукции и прогнозирование затрат | Дается принципиальная схема обеспечения ресурсами прогнозируемого объема выпуска продукции и прогнозирование суммарных затрат на его производство, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества, техники и технологии, организации производства. | |
Трудовые ресурсы | Наличие рабочих кадров и потребность в них, квалификация, формы привлечения, затраты на обучение. | |
Постоянные и переменные производственные издержки | Уточняются статьи, включаемые в эти издержки, приводится расчет и указывается характер их изменения. | |
Экологическая безопасность | Мероприятия по охране окружающей среды, затраты на их выполнение и эффективность. |
Задача состоит в том, как организовать производство, работающее на потребителя и заинтересованное в нововведениях, учитывающих конъюнктуру рынка и запросы покупателей. Сегодня инвесторы стараются вникнуть во все детали производственного процесса и при необходимости привлекают квалифицированных экспертов и консультантов. Внешние эксперты рассматривают данный раздел бизнес-плана прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна технологическая схема, обеспечивает ли она сокращение затрат времени, труда и ресурсов, возможность быстрой переналадки на выпуск новой продукции, изменение ее ассортимента.
Производственный план рекомендуется подразделять на подразделы представленные в таблице.
Элементы производственного раздела бизнес-плана
Элементы производственного раздела бизнес-плана | Характеристика | |
Программа производства и реализации продукции | Подраздел составляется на основании маркетинговых исследований. В нем находят отражение следующие показатели: использование производственной мощности, годовой объем производства продукции в натуральном и денежном выражении, выручка от реализации продукции, удельный вес выручки от реализации новой продукции в общей выручке по предприятию, а также удельный вес реализуемой продукции по рынкам сбыта. | |
Производственные мощности (здания, сооружения, технологии, оборудование) | Содержание этого подраздела зависит от того, объектом инвестирования является действующее или вновь создаваемое предприятие. | |
Материально-техническое обеспечение | Излагаются перспективы обеспечения проекта потребным сырьем, материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами. | |
Стоимость (издержки) производства и сбыта продукции | Даются обоснования по каждой статье издержек производства, включаемой в состав калькуляции себестоимости продукции, и прогнозируется их изменения в перспективе. |
Основная цель раздела «Производственный план» состоит в описании обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества. При составлении производственного плана используется достаточно обширная исходная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависят качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом.
Производственный план необходим не только товаропроизводителю, но и другим участникам инвестиционного проекта. Данные плана являются важной составляющей обоснования надежности и эффективности проекта, а значит, влияют на решения потенциальных инвесторов, кредитующих организаций и т.д. Производственный план изучают также эксперты при проведении экономической и экологической экспертизы инвестиционных проектов.
24. Состав финансового плана.
«Финансовый план» - это девятый раздел бизнес-плана, дающий картину движения денежных потоков, ликвидности проекта, соотношения заемных и собственных средств и, в целом, учитывающий все плановые финансовые показатели по проекту. Данный план является основой для осуществления контроля над проектным бюджетом, составляется на три года и включает в себя:
· проформу «Баланса»;
· проформу «Отчета о прибылях и убытках»;
· проформу «Отчета о движении денежных средств»;
· расчет “точки безубыточности”.
Количество (Q) = Постоянные расходы : (Цена - переменные расходы на 1 ед. продукции)
Финансовый план - один из важнейших разделов бизнес-плана, так как является главным критерием принятия инвестиционного проекта к реализации. Финансовый план необходим для контроля финансовой обеспеченности инвестиционного проекта на всех этапах его реализации и отражает предстоящие финансовые затраты, источники их покрытия и ожидаемые финансовые результаты, а также результаты расчетов, которые проводятся при его разработке в определенной последовательности.
Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Здесь выделяют комплекс вопросов, решаемых в процессе подготовки инвестиционного проекта на этапе финансового анализа. Финансовый анализ должен сопровождать разработку проекта с самого начала. Каждый раздел бизнес-плана должен иметь выход на финансовый раздел, т.е. содержать цифры, данные, по которым можно рассчитывать соответствующую позицию финансовых планов.
Финансовое обоснование проекта выступает критерием принятия инвестиционного решения, поэтому разработка финансового плана должна вестись особо тщательно. Цели и задачи прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности инвестиционного объекта заключаются, прежде всего, в оценке затрат и результатов, выраженных в финансовых категориях.
Финансовый раздел инвестиционного проекта состоит из следующих пунктов:
1. Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (а лучше пяти) предыдущих лет его работы.
2. Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
3. Прогноз прибылей и денежных потоков.
4. Оценка финансовой эффективности инвестиционного проекта.
Показатели эффективности проекта
Показатели | В целом по проекту | По годам (периодам) реализации проекта | ||
t | ||||
Эффективности проекта | ||||
Простой срок окупаемости Динамический срок окупаемости Чистый дисконтированный доход Внутренняя норма доходности Индекс доходности Уровень безубыточности Коэффициент покрытия задолженности | ||||
Финансовые показатели | ||||
Рентабельность: - собственных средств - инвестиций - инвестированного капитала - продаж - продукции Коэффициент финансовой независимости Коэффициент финансовой напряженности Коэффициент структуры капитала Коэффициенты оборачиваемости: - всего капитала - собственных средств - заемных средств - дебиторской задолженности - кредиторской задолженности Коэффициент текущей ликвидности |
Показатели платежеспособности применяются для оценки способности фирмы выполнять долгосрочные обязательства. Коэффициенты оборачиваемости дают возможность оценить эффективность операционной деятельности и политики в области цен, сбыта, закупок. Показатели рентабельности применяются для оценки текущей прибыльности предприятия участника инвестиционного проекта.
Значения соответствующих показателей необходимо проанализировать в динамике за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Перечень коэффициентов определяется особенностями проекта.
Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта и оценка финансовой эффективности проекта включают:
- оценку стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта;
- составление сводного баланса активов и пассивов проекта;
- прогноз прибылей/убытков и денежных потоков;
- оценку показателей финансовой эффективности проекта.
Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется с учетом принципа «стоимости денег во времени». Данный принцип гласит: «Рубль сейчас стоит больше, чем рубль, полученный через год», т. е. каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую стоимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше . Поэтому все притоки и оттоки, полученные на разных этапах реализации проекта, приводятся к сегодняшней (текущей) стоимости путем дисконтирования. Это позволяет сравнить их и рассчитать основной показатель финансовой эффективности проекта - NPV (Net Present Value) чистую текущую (или приведенную) стоимость.
Для анализа целесообразности реализации проекта возникает необходимость прогноза темпов инфляции на весь срок действия (по периодам) объекта инвестиций. При этом желательно принимать несколько альтернативных прогнозов - пессимистических и оптимистических.
При прогнозировании финансово-хозяйственной деятельности проекта в бизнес-плане, рассчитывают чистую прибыль от реализации проекта и поток денежных средств, составляется проектно-балансовая ведомость (с учетом активов и пассивов баланса).
Это три базовые формы финансовой отчетности. На основе всех проведенных расчетов разрабатывается три документа:
1. план доходов и расходов;
2. план денежных поступлений и выплат (движения денежных средств);
3. план-баланс активов и пассивов.
На основании оценки эффективности инвестиционного проекта инвесторы и другие его участники принимают решения об инвестировании, выходе из проекта, корректировке его параметров, условий реализации, возможных путях повышения эффективности и т.д.