Изложите методику анализа общей суммы затрат на производство продукции
Семинар 9
Основные понятия себестоимости продукции и источники информации для проведения анализа.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.
Основной целью проведения анализа себестоимости продукции, работ и услуг является определение нерациональных, низкоэффективных затрат, а также разработка направлений, способствующих их снижению и исключению.
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
– объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
– исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
– содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
– выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются: данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, ведомости № 12, 15, журналы-ордера № 10, 10/1 и в необходимых случаях первичные документы), плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг), статистическая отчетность (форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), форма № 2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»), отчет о себестоимости товарной продукции, отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством, данные об отходах производства и потерях от брака, отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.
В соответствии с функциями управления выделяют три вида экономического анализа, которые присущи и анализу затрат на производство и реализацию продукции: перспективный, текущий (ретроспективный) и оперативный анализ.
Перспективный анализ позволяет выявить наиболее вероятные пути развития организации, факторы и резервы производства, способные обеспечить повышение экономических результатов в прямой перспективе, создает базу для сравнения вариантов разрабатываемого плана с точки зрения обеспечения его необходимыми ресурсами.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчетности и позволяет оценить работу объединений, организаций и их подразделений за месяц, квартал и год.
Задачами текущего анализа являются:
– анализ и оценка обоснованности плановых заданий по снижению себестоимости продукции,
– выявление факторов и количественная оценка их влияния на показатели себестоимости продукции,
– объективная оценка работы отдельных подразделений и организации в целом.
Информационной базой текущего анализа служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет.
Для текущего анализа требуется обширная информация не только о плановых и отчетных значениях показателей себестоимости, но и о нормах расхода материалов, заработной платы и других элементов себестоимости.
Оперативный анализ проводится с целью оценки краткосрочных изменений в производственных процессах, достижения максимальной экономии живого овеществленного труда в быстро меняющихся хозяйственных ситуациях.
Задачи оперативного анализа:
– определение и расчет влияния факторов изменения затрат от запланированного уровня,
– своевременное предоставление полученной информации управляющей системе для принятия решений.
Оперативный анализ максимально приближен к производственным процессам. Его информационной базой служит система первичных документов и отчетов о ходе выполнения смет. Его объектами являются обеспеченность материальными ресурсами, использование производственного оборудования, уровень производственного брака, непроизводственных потерь и затрат, уровень затрат на производство отдельных изделий, узлов, деталей, услуг, работ.
Анализ себестоимости проводится в следующих основных направлениях:
– анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям,
– анализ затрат на 1 руб. произведенной продукции,
– факторный анализ отклонений по статьям калькуляции,
– анализ «затраты – объем – прибыль» или СVP – анализ.
Таким образом, анализ себестоимости продукции позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установит резервы и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Затраты на производство продукции (работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства ресурсов и включаются в состав себестоимости выпуска. Понятия затраты, издержки большинством авторов используются как синонимы, хотя между ними существуют некоторые различия.
Себестоимость продукции (работ, услуг) – стоимостной показатель, определяемый посредством калькулирования и отражающий затраты производства на конкретный вид изделия, работ, услуг. Себестоимость можно рассматривать как результат использования производственных ресурсов. От уровня себестоимости непосредственным образом зависит финансовый результат работы и финансовое состояние предприятия, а также возможности его дальнейшего развития. Поэтому затраты на производство и себестоимость продукции (работ, услуг) являются важнейшими объектами анализа хозяйственной деятельности.
Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) позволяет изучить динамику и выполнение плана по себестоимости, установить факторы изменения затрат на производство, исследовать состав и структуру издержек, обосновать управленческие решения и планы развития. Таким образом, анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) можно рассматривать как важнейший инструмент управления издержками.
Содержание затрат на производство и себестоимости продукции проявляется через их классификацию. Именно различные классификации позволяют решать широкий круг задач анализа, планирования, учета и управления.
В принятии решений важно учесть все факторы, влияющие на величину издержек, а именно, изменение объема производства, возможность контроля и управления. Группировки затрат, применяемые в процессе обоснования и принятия управленческих решений в развитых зарубежных странах
Представленные классификации издержек применяются в анализе затрат на производство и себестоимости, а также при обосновании управленческих решений, в планировании. Использование вышеприведенных классификаций в анализе будет рассмотрено как в данном учебном элементе, так и в других учебных элементах.
Задачами анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
· оценка общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) и ее изменения;
· оценка состава и структуры себестоимости продукции по калькуляционным статьям и экономическим элементам;
· оценка уровня и факторов изменения издержкоемкости продукции;
· оценка уровня и факторов изменения прямых материальных и трудовых затрат;
· оценка уровня и факторов изменения косвенных затрат;
· оценка уровня и факторов изменения себестоимости отдельных видов продукции.
При решении вышеназванных задач изучаются следующие объекты анализа: затраты по основной деятельности промышленного предприятия как в общей сумме, так и по элементам, статьям калькуляции; отдельным подразделениям; себестоимость отдельных видов изделий; издержкоемкость изделий.
Источниками информации при проведении анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) являются: статистическая отчетность по затратам, плановые и отчетные калькуляции затрат на производство и реализацию продукции, журнал-ордер № № 10, 10/1, ведомости учета затрат, другие данные синтетического и аналитического учета затрат, плановые и нормативные данные по затратам на производство, другая информация.
При проведении анализа следует учитывать особенности организации учета и планирования затрат на производство и себестоимости продукции. Так, использование того или иного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции непосредственным образом влияет на величину себестоимости отдельных видов изделий, величину прямых и косвенных расходов.
изложите методику анализа общей суммы затрат на производство продукции.
Значение, объекты, задачи анализа себестоимости продукции. Источники данных для анализа. Группировка затрат по элементам и статьям затрат. Постоянные и переменные издержки. Факторы изменения общей суммы затрат на производство продукции.
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
· полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
· затраты на рубль товарной продукции;
· себестоимость отдельных изделий;
· отдельные статьи затрат.
Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрика -ты.топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.
Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.): Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.
В рыночной экономике издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.
Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.
В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные.
Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (VВПобщ), ее структуры (УДi), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):
Зобщ = Σ (VВПобщ * УДi * Вi ) + A
Изменение удельных переменнных и постоянных затрат может происходить как за счет повышение уровня ресурсоемкости продукции, так и за счет роста цен на ресурсы. Для определения влияния последнего фактора на изменение себестоимости продукции необходимо фактическое количество потребленных ресурсов за отчетный период умножить на плановые цены или цены базисного периода и сравнить с фактической их стоимостью в отчетном периоде.
Роль данного показателя при оценке работы предприятия. Факторы изменения его уровня. Порядок расчета их влияния.
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции, который выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.
В процессе анализа следует изучить также динамику затрат на рубль товарной продукции и провести межхозяйственные сравнения по этому показателю.
Следовательно, по темпам снижения затрат на рубль продукции данное предприятие отстает от других предприятий отрасли, хотя в начале пятилетнего периода имело лучшие исходные условия.
Следующий этап анализа - изучение выполнения плана и определение влияния факторов на изменение уровня данного показателя.
Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукцию и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиться или уменьшиться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы. Стоимость товарной продукции зависит от объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.
Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным о выпуске товарной продукции.
Товарная продукция
по плану Σ (VВПiпл * Цiпл)
фактически при плановой структуре и плановых ценах Σ (VВПiф * Цiпл)±ΔТПстр
фактически по ценам плана Σ (VВПiф * Цiпл)
фактически по фактическим ценам Σ (VВПiф * Цiф)
Сумма постоянных и переменных затрат в свою очередь зависит от уровня ресурсоемкости и изменения стоимости материальных ресурсов в связи с инфляцией.
Чтобы установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли, необходимо абсолютные приросты затрат на рубль товарной продукции за счет каждого фактора умножить на фактический объем реализации продукции, выраженный в плановых ценах.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых лет в целом и по статьям затрат.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
Сi = (Аi / VВПi) + Вi
Используя эту модель можно произвести расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия методом цепной подстановки.
Затем более детально изучают себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с плановыми или данными за прошлые периоды. Выявленные отклонения являются объектом факторного анализа.
Факторы изменения суммы прямых материальных затрат в целом по предприятию, на выпуск отдельных изделий и на единицу продукции. Причины изменения количества израсходованных материалов на единицу продукции и среднего уровня цен на материалы. Методика расчета их влияния на себестоимость продукции.
Как правило, наибольший удельный вес в себестоимости промышленной продукции занимают затраты на сырье и материалы. Общая сумма затрат по этой статье зависит от объема производства продукции (VВП), ее структуры (УДi) и изменения удельных затрат на отдельные изделия (УМЗi). Последние в свою очередь зависят от количества (массы) расходованных материалов на единицу продукции (УPi) и средней цены единицы материалов (Цi).
Влияние этих факторов на изменение общей суммы материальных затрат определяется способом цепной подстановки.
Сумма материальных затрат на выпуск отдельных изделий зависит от тех же факторов, кроме структуры производства продукции:
M3i = VВПi * УРi * Цi
Если анализируется себестоимость не всего выпуска, а единицы продукции, то расчет влияния факторов на изменение суммы материальных затрат производится по модели:
УМЗi = УРi * Цi.