Обособленные подразделения банка, особенности их создания и функционирования
Банк имеет право создавать территориально обособленные подразделения, т.е. подразделения, расположенные вне места нахождения головного банка. К таким подразделениям относятся филиалы (отделения), представительства, центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.
Банк создает обособленные подразделения для территориального расширения сферы деятельности и круга клиентов, привлечения дополнительных финансовых ресурсов и развития новых направлений их размещения, улучшения качества своих услуг путем повышения их доступности и создания более удобных условий обслуживания клиентов.
Обособленные подразделения банка можно классифицировать по следующим признакам:
• в зависимости от содержания деятельности:
- выполняющие банковские операции — филиалы (отделения), центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.;
- не выполняющие банковские операции — представительства:
• в зависимости от организации движения средств:
- имеющие самостоятельный баланс — филиалы и отделения;
- не имеющие самостоятельного баланса — центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.;
• в зависимости от характера подчиненности:
- подчиненные только головному банку — филиалы и представительства;
- подразделения, которые могут быть подчинены как головному банку, так и филиалу— отделения и обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса (центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.). 52
Данная классификация приведена на рис. 2.2 и 2.3.
Обособленные подразделения банка, выполняющие банковские операции и имеющие самостоятельный баланс, состоят из филиалов и отделений.
филиал (отделение) банка — это его территориально обособленное подразделение, которое осуществляет от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных полученными головным банком лицензионными полномочиями.
Выполняющие банковские операции 1 |
Не выполняющие банковские операции |
I |
Имеющие самостоятельный баланс |
Представительства |
U |
Филиалы (отделения) |
Территориально обособленные подразделения банка
1I
Т | ||
Не имеющие самостоятельного баланса | ||
Центры банковских услуг | ||
Расчетно-кассовые центры | ||
Расчетно-сберега-тельные центры | ||
Обменные пункты |
Рис. 2.2. Виды территориально обособленных подразделений банка
Отделение банка выполняет практически те же задачи и функции, что и филиал. При этом, исходя из территориального принципа, оно может быть подчинено не только головному банку, но также филиалу, который и осуществляет руководство этим отделением (рис. 2.3). Взаимоотношения между данными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными документами банка и разработанным им положением о филиале (отделении).
Число филиалов, которые может открыть один банк, формально ничем не лимитируется. Однако организация их функционирования требует значительных затрат, поэтому с целью снижения расходов банки стремятся оптимизировать сеть своих обособленных подразделений. Развитие информационных технологий позволяет банкам применять стратегии многоканального обслуживания удаленных клиентов и наряду с предоставлением услуг в филиалах и отделениях использовать мультимедийные каналы их сбыта — через банкоматы, инфокиос-ки, с использованием средств мобильной связи и др.
5.4
Подразделения, выполняющие
банковские операции
и не имеющие самостоятельного
баланса
Отделения | Головной | Представительства | ||||
банк | ||||||
Отделения | Филиалы | > | Подразделения, выполняющие банковские операции и не имеющие самостоятельного баланса | |||
Рис. 2.3. Характер подчиненности территориально обособленных подразделений банка
В Республике Беларусь филиал (отделение) банка не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени создавшего его банка на основании типового положения о филиале (отделении), утверждаемого этим банком. Перечень филиалов (отделений) прилагается к уставу банка.
Открыть филиал (отделение) банк может только с согласия Национального банка. Для этого в Главное управление Национального банка по области, в которой планируется открытие филиала (отделения), нужно представить:
• заявление с перечнем банковских операций, которые планирует осуществлять данный филиал (отделение);
• выписку из решения уполномоченного органа управления банка о создании филиала (отделения), заверенную его руководителем;
• положение о филиале (отделении) банка, утвержденное уполномоченным органом банка;
. анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера филиала (отделения) банка, содержащие сведения об их профессиональной пригодности и деловой репутации;
. перечень создаваемых банком филиалов (отделений), оформленный в виде приложения к уставу банка.
Кроме этого, в отдел лицензирования Национального банка передаются документы, необходимые для внесения соответствующих изменений и дополнений в устав банка.
Главное управление Национального банка должно проверить, соответствуют ли технические возможности, уровень квалификации руководителя и главного бухгалтера филиала (отделения), а также положение о филиале (отделении) установленным требованиям. Составленное по результатам проверки заключение передается в отдел лицензирования Национального банка.
Бели заключение Главного управления Национального банка по области является положительным, то Национальный банк производит государственную регистрацию соответствующих дополнений и изменений в устав банка, что рассматривается как согласие на создание филиала (отделения) банка.
Национальный банк может отказать банку в создании филиала (отделения), если тот не выполняет законодательно установленные требования, касающиеся его финансового состояния, экономические нормативы, порядок создания филиала и др. В то же время мотивом отказа не может выступать нецелесообразность создания филиала.
В целом процедура рассмотрения заявки банка на создание филиала (отделения) законодательно ограничена 30 днями со дня подачи документов. В случае непринятия Национальным банком решения в установленный срок или отказа в даче согласия на создание филиала (отделения), банк может обжаловать его действия в хозяйственный суд.
После принятия положительного решения Национальный банк уведомляет об этом банк и сообщает данные о создании фи -лиала (отделения) в налоговые органы и органы государственной статистики.
Для организации функционирования филиала (отделения) банк передает ему часть своего имущества и назначает руководителя, полномочия которого определяются выданной ему в установленном порядке доверенностью. Руководитель данного подразделения действует от имени банка и представляет его интересы в отношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжается имеющими в филиале денежными средствами и имуществом в пределах предоставленных ему прав и т.д. В то же время филиал (отделение) функционирует под непосредственным руководством центрального аппарата банка, поскольку его деятельность оказывает непосредственное влияние на ликвидность и прибыльность банка. Задачами филиала (отделения) является выполнение банковских операций в соответствии с утвержденным перечнем для удовлетворения спроса клиентов в регионе его местоположения и получение стабильной прибыли.
Перечень операций, которые может совершать филиал (отделение), устанавливается головным банком исходя из имеющихся у него лицензионных полномочий, экономической целесообразности и уровня рисков, технической оснащенности и квалификации работников данного подразделения и т.д. В связи с этим спектр операций, выполняемых на основании тштово-го положения разными филиалами (отделениями) одного банка, может значительно различаться.
Снижение рисков достигается не только дифференциацией полномочий, делегируемых обособленным подразделениям, но также лимитированием объема их операций. Головной банк доводит до филиалов (отделений) плановые показатели и лимиты и осуществляет контроль за их выполнением. Планирование и лимитирование деятельности филиалов (отделений) направлено на реализацию единой депозитной, кредитной и процентной политики банка и обеспечение его устойчивости.
Филиалы (отделения) составляют ежедневный баланс и передают его в головной банк. Кроме того, они представляют другую отчетность, предусмотренную законодательством и локальными нормативными документами банка и входящую в состав сводной отчетности банка.
Деятельность филиала (отделения) может быть прекращена по решению создавшего его банка с письменного согласия Национального банка. Закрываемый филиал (отделение) должен выполнить свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами, перечислить платежи в бюджет и передать свои активы и пассивы на баланс головного банка или другого филиала. Данные подразделения прекращают деятельность также при ликвидации банка.
Банки могут открывать свои филиалы и за пределами Республики Беларусь. Для этого им нужно получить разрешение Национального банка, представив: заявление; решение соответствующего органа банка об открытии филиала за пределами республики; экономическое обоснование открытия филиала; документы, определяющие правовой статус филиала банка; платежный документ, подтверждающий внесение платы за выдачу разрешения. Национальный банк в течение 30 дней должен рассмотреть документы и принять решение.
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на открытие филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь являются убыточность банка или невыполнение им экономических нормативов в течение последних трех месяцев до дня подачи документов, необходимых для получения разрешения.
Обособленные подразделения банка, выполняющие банковские операции и не имеющие самостоятельного баланса — это центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др.
Как уже отмечалось, обособленные подразделения, не имеющие самостоятельного баланса, могут создаваться не только головными банками, но и их филиалами (отделениями) по согласованию с центральным аппаратом банка. О создании и закры-56
ции таких подразделений банк должен проинформировать Национальный банк в пятидневный срок.
Рассматриваемые подразделения в своей деятельности руководствуются соответствующими положениями, разработанными головным банком. В этих положениях, как правило, определяются цели и задачи этих подразделений, функции и обязанности их руководителей, банковские операции, которые они имеют право выполнять, и т.д. Перечень операций устанавливается исходя из имеющихся у головного банка лицензионных полномочий, целей развития банка, экономической целесообразности и других факторов. В связи с этим содержание деятельности однотипных обособленных подразделений различных банков может иметь существенные различия.
Права руководителей обособленных подразделений банка, не имеющих самостоятельного баланса, определяются выданной им в установленном порядке доверенностью.
Данные подразделения осуществляют банковские операции в соответствии с основными направлениями деятельности банка, обеспечивая выполнение доводимых до них плановых показателей. При наличии соответствующих полномочий они могут открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц, исполнять их расчетно-кассовое обслуживание, привлекать их денежные средства во вклады, осуществлять банковское хранение, доверительное управление денежными средствами и ценными бумагами, валютно-обменные операции и другие виды банковской деятельности.
Центр банковских услуг обычно создается в целях комплексного обслуживания физических и юридических лиц, предоставления им современных банковских продуктов и услуг высокого качества. Он выполняет широкий спектр операций, ориентируясь на обеспечение наиболее полного удовлетворения спроса клиентов, внедрение новых банковских услуг, в том числе на основе использования современных информационных технологий.
Расчетно-кассовый центр обеспечивает прежде всего расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения. В этих центрах производится открытие и ведение банковских счетов, перевод денежных средств в соответствии с полученными платежными инструкциями, выдача наличных денег и другие операции в пределах полномочий, которыми их наделяет головной банк или его филиал.
Обменный пункт представляет собой изолированное и специально оборудованное помещение (кабину), которая располо-
жена вне кассового узла банка (его филиала) и предназначена для проведения валютно-обменных, а также некоторых других банковских операций1.
Открытие обменного пункта и его деятельность осуществляются на основании соответствующего приказа банка-резидента, в котором обязательно указываются режим работы этого обменного пункта и перечень совершаемых им валютно-обменных и других операций. При каких-либо изменениях в деятельности обменного пункта соответствующие изменения вносятся и в приказ об его открытии.
В обменном пункте может быть оборудовано одно или несколько рабочих мест кассиров. В последнем случае рабочие места изолируются друг от друга, а кассиры ведут отдельный учет выполняемых ими операций.
Обменные курсы для выполнения валютно-обменных операций устанавливаются банком, доводятся до обменного цункта приказом (распоряжением) и изменяются путем издания нового приказа или распоряжения. Банк также устанавливает размер аванса и суммы подкрепления обменных пунктов иностранной валютой для выполнения операций.
Представительство банка — это его обособленное подразделение, представляющее интересы банка и осуществляющее их защиту.
Как правило, банки открывают свои представительства в иностранных государствах, с резидентами которых заинтересованы развивать сотрудничество они сами и их клиенты.
Банк может открыть представительство только после предварительного уведомления Национального банка. Одновременно с уведомлением банк представляет выписку из решения уполномоченного органа банка об открытии этого обособленного подразделения и положение о представительстве, которое не должно противоречить законодательству и уставу банка. Кроме того, банку в установленные сроки необходимо передать в Национальный банк для государственной регистрации вносимые изменения и дополнения в учредительные документы, касающиеся перечня его обособленных подразделений.
Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.
Руководитель представительства руководит его деятельностью на основании выданной ему головным банком доверенности.
Представительство не является юридическим лицом и не имеет права осуществлять банковские операции и иную деятельность, предусмотренные Банковским кодексом Республики
' В случаях, когда совершение этих операций в обменных пунктах предусмотрено нормативными правовыми актами Национального банка.
Беларусь. В связи с этим получение прибыли не является целью его функционирования. Данное обособленное подразделение представляет и защищает интересы банка, рекламирует его услуги среди потенциальных клиентов и продвигает их на новые рынки. Для этого представительство изучает экономическую ситуацию в стране своего месторасположения, осуществляет посредничество и содействует развитию контактов головного банка с банками и субъектами хозяйствования данной страны, оказывает консультационную поддержку деятельности клиентов банка в этом регионе, проводит маркетинговые исследования финансового рынка, организует проведение конференций и выставок и т.д.
Когда банк принимает решение о закрытии представительства, он обязан уведомить об этом Национальный банк, приложив выписку из решения уполномоченного органа банка о закрытии представительства и пакет документов, необходимых для внесения изменений и дополнений в учредительные документы.
Представительство иностранного банка на территории Республики Беларусь может быть открыто на срок до трех лет после получения разрешения Национального банка. Для получения разрешения нужно представить пакет документов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Национальный банк вправе рассматривать документы в течение двух месяцев со дня их представления. По результатам этого рассмотрения принимается решение. Иностранному банку может быть отказано в открытии представительства, если были представлены недостоверные сведения или неполный пакет документов либо положение о представительстве не соответствует белорусскому законодательству. В случае положительного решения отдел лицензирования Национального банка делает соответствующую запись в книге учета представительств иностранных банков.
Деятельность представительства иностранного банка осуществляется в соответствии с представленным положением о представительстве. В случае внесения изменений или дополнений в данное положение банк должен согласовать их с Национальным банком.
Для продления срока деятельности представительства иностранному банку необходимо подать соответствующее ходатайство в Национальный банк. Если ходатайство не будет представлено, то по истечении срока действия разрешения запись об этом представительстве будет исключена из книги учета представительств иностранных банков.
Закрыть свое представительство в Республике Беларусь иностранный банк может после уведомления об этом Национального банка.