Обособленные подразделения банка, особенности их создания и функционирования

Банк имеет право создавать территориально обособленные подразделения, т.е. подразделения, расположенные вне места нахождения головного банка. К таким подразделениям относят­ся филиалы (отделения), представительства, центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.

Банк создает обособленные подразделения для территори­ального расширения сферы деятельности и круга клиентов, привлечения дополнительных финансовых ресурсов и разви­тия новых направлений их размещения, улучшения качества своих услуг путем повышения их доступности и создания более удобных условий обслуживания клиентов.

Обособленные подразделения банка можно классифициро­вать по следующим признакам:

• в зависимости от содержания деятельности:

- выполняющие банковские операции — филиалы (отделе­ния), центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, об­менные пункты и т.д.;

- не выполняющие банковские операции — представитель­ства:

• в зависимости от организации движения средств:

- имеющие самостоятельный баланс — филиалы и отделе­ния;

- не имеющие самостоятельного баланса — центры банков­ских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.;

• в зависимости от характера подчиненности:

- подчиненные только головному банку — филиалы и пред­ставительства;

- подразделения, которые могут быть подчинены как голов­ному банку, так и филиалу— отделения и обособленные подраз­деления, не имеющие самостоятельного баланса (центры банков­ских услуг, расчетно-кассовые центры, обменные пункты и т.д.). 52

Данная классификация приведена на рис. 2.2 и 2.3.

Обособленные подразделения банка, выполняющие бан­ковские операции и имеющие самостоятельный баланс, сос­тоят из филиалов и отделений.

филиал (отделение) банка — это его территориально обо­собленное подразделение, которое осуществляет от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных получен­ными головным банком лицензионными полномочиями.

Выполняющие банковские операции 1
Не выполняющие банковские операции
I
Имеющие самостоятельный баланс
Представительства
U
Филиалы (отделения)

Территориально обособленные подразделения банка
1I

    Т
Не имеющие самостоятельного баланса
     
    Центры банковских услуг
     
    Расчетно-кассовые центры
   
  Расчетно-сберега-тельные центры
     
    Обменные пункты

Рис. 2.2. Виды территориально обособленных подразделений банка

Отделение банка выполняет практически те же задачи и функции, что и филиал. При этом, исходя из территориального принципа, оно может быть подчинено не только головному бан­ку, но также филиалу, который и осуществляет руководство этим отделением (рис. 2.3). Взаимоотношения между данными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными документами банка и разработанным им поло­жением о филиале (отделении).

Число филиалов, которые может открыть один банк, фор­мально ничем не лимитируется. Однако организация их функ­ционирования требует значительных затрат, поэтому с целью снижения расходов банки стремятся оптимизировать сеть сво­их обособленных подразделений. Развитие информационных технологий позволяет банкам применять стратегии многока­нального обслуживания удаленных клиентов и наряду с предо­ставлением услуг в филиалах и отделениях использовать муль­тимедийные каналы их сбыта — через банкоматы, инфокиос-ки, с использованием средств мобильной связи и др.

5.4


 

Подразделения, выполняющие

банковские операции

и не имеющие самостоятельного

баланса

Отделения   Головной     Представительства  
  банк    
         
         
Отделения   Филиалы > Подразделения, выполняющие банковские операции и не имеющие самостоятельного баланса
 
         

Рис. 2.3. Характер подчиненности территориально обособленных подразделений банка

В Республике Беларусь филиал (отделение) банка не являет­ся юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени создавшего его банка на основании типового положения о филиале (отделении), утверждаемого этим банком. Перечень филиалов (отделений) прилагается к уставу банка.

Открыть филиал (отделение) банк может только с согласия Национального банка. Для этого в Главное управление Нацио­нального банка по области, в которой планируется открытие филиала (отделения), нужно представить:

• заявление с перечнем банковских операций, которые пла­нирует осуществлять данный филиал (отделение);

• выписку из решения уполномоченного органа управления банка о создании филиала (отделения), заверенную его руково­дителем;

• положение о филиале (отделении) банка, утвержденное уполномоченным органом банка;

. анкеты кандидатов на должности руководителя и главного бухгалтера филиала (отделения) банка, содержащие сведения об их профессиональной пригодности и деловой репутации;

. перечень создаваемых банком филиалов (отделений), оформ­ленный в виде приложения к уставу банка.

Кроме этого, в отдел лицензирования Национального банка передаются документы, необходимые для внесения соответст­вующих изменений и дополнений в устав банка.

Главное управление Национального банка должно прове­рить, соответствуют ли технические возможности, уровень ква­лификации руководителя и главного бухгалтера филиала (отде­ления), а также положение о филиале (отделении) установлен­ным требованиям. Составленное по результатам проверки зак­лючение передается в отдел лицензирования Национального банка.

Бели заключение Главного управления Национального бан­ка по области является положительным, то Национальный банк производит государственную регистрацию соответствую­щих дополнений и изменений в устав банка, что рассматривает­ся как согласие на создание филиала (отделения) банка.

Национальный банк может отказать банку в создании фили­ала (отделения), если тот не выполняет законодательно уста­новленные требования, касающиеся его финансового состоя­ния, экономические нормативы, порядок создания филиала и др. В то же время мотивом отказа не может выступать нецелесо­образность создания филиала.

В целом процедура рассмотрения заявки банка на создание филиала (отделения) законодательно ограничена 30 днями со дня подачи документов. В случае непринятия Национальным банком решения в установленный срок или отказа в даче согла­сия на создание филиала (отделения), банк может обжаловать его действия в хозяйственный суд.

После принятия положительного решения Национальный банк уведомляет об этом банк и сообщает данные о создании фи -лиала (отделения) в налоговые органы и органы государствен­ной статистики.

Для организации функционирования филиала (отделения) банк передает ему часть своего имущества и назначает руково­дителя, полномочия которого определяются выданной ему в ус­тановленном порядке доверенностью. Руководитель данного подразделения действует от имени банка и представляет его ин­тересы в отношениях с юридическими и физическими лицами, распоряжается имеющими в филиале денежными средствами и имуществом в пределах предоставленных ему прав и т.д. В то же время филиал (отделение) функционирует под непосредст­венным руководством центрального аппарата банка, поскольку его деятельность оказывает непосредственное влияние на лик­видность и прибыльность банка. Задачами филиала (отделения) является выполнение банковских операций в соответствии с ут­вержденным перечнем для удовлетворения спроса клиентов в регионе его местоположения и получение стабильной прибыли.

Перечень операций, которые может совершать филиал (от­деление), устанавливается головным банком исходя из имею­щихся у него лицензионных полномочий, экономической целе­сообразности и уровня рисков, технической оснащенности и квалификации работников данного подразделения и т.д. В свя­зи с этим спектр операций, выполняемых на основании тштово-го положения разными филиалами (отделениями) одного бан­ка, может значительно различаться.

Снижение рисков достигается не только дифференциацией полномочий, делегируемых обособленным подразделениям, но также лимитированием объема их операций. Головной банк до­водит до филиалов (отделений) плановые показатели и лимиты и осуществляет контроль за их выполнением. Планирование и лимитирование деятельности филиалов (отделений) направле­но на реализацию единой депозитной, кредитной и процентной политики банка и обеспечение его устойчивости.

Филиалы (отделения) составляют ежедневный баланс и пе­редают его в головной банк. Кроме того, они представляют дру­гую отчетность, предусмотренную законодательством и локаль­ными нормативными документами банка и входящую в состав сводной отчетности банка.

Деятельность филиала (отделения) может быть прекращена по решению создавшего его банка с письменного согласия На­ционального банка. Закрываемый филиал (отделение) должен выполнить свои обязательства перед вкладчиками и кредитора­ми, перечислить платежи в бюджет и передать свои активы и пассивы на баланс головного банка или другого филиала. Дан­ные подразделения прекращают деятельность также при лик­видации банка.

Банки могут открывать свои филиалы и за пределами Рес­публики Беларусь. Для этого им нужно получить разрешение Национального банка, представив: заявление; решение соот­ветствующего органа банка об открытии филиала за пределами республики; экономическое обоснование открытия филиала; документы, определяющие правовой статус филиала банка; платежный документ, подтверждающий внесение платы за вы­дачу разрешения. Национальный банк в течение 30 дней дол­жен рассмотреть документы и принять решение.

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на открытие филиала банка-резидента за пределами Республики Беларусь являются убыточность банка или невыполнение им экономиче­ских нормативов в течение последних трех месяцев до дня пода­чи документов, необходимых для получения разрешения.

Обособленные подразделения банка, выполняющие бан­ковские операции и не имеющие самостоятельного баланса — это центры банковских услуг, расчетно-кассовые центры, об­менные пункты и др.

Как уже отмечалось, обособленные подразделения, не имею­щие самостоятельного баланса, могут создаваться не только го­ловными банками, но и их филиалами (отделениями) по согла­сованию с центральным аппаратом банка. О создании и закры-56

ции таких подразделений банк должен проинформировать На­циональный банк в пятидневный срок.

Рассматриваемые подразделения в своей деятельности руко­водствуются соответствующими положениями, разработанны­ми головным банком. В этих положениях, как правило, опреде­ляются цели и задачи этих подразделений, функции и обязан­ности их руководителей, банковские операции, которые они имеют право выполнять, и т.д. Перечень операций устанавли­вается исходя из имеющихся у головного банка лицензионных полномочий, целей развития банка, экономической целесооб­разности и других факторов. В связи с этим содержание дея­тельности однотипных обособленных подразделений различ­ных банков может иметь существенные различия.

Права руководителей обособленных подразделений банка, не имеющих самостоятельного баланса, определяются выдан­ной им в установленном порядке доверенностью.

Данные подразделения осуществляют банковские операции в соответствии с основными направлениями деятельности бан­ка, обеспечивая выполнение доводимых до них плановых пока­зателей. При наличии соответствующих полномочий они могут открывать и вести банковские счета физических и юридичес­ких лиц, исполнять их расчетно-кассовое обслуживание, при­влекать их денежные средства во вклады, осуществлять бан­ковское хранение, доверительное управление денежными сред­ствами и ценными бумагами, валютно-обменные операции и другие виды банковской деятельности.

Центр банковских услуг обычно создается в целях ком­плексного обслуживания физических и юридических лиц, предоставления им современных банковских продуктов и услуг высокого качества. Он выполняет широкий спектр операций, ориентируясь на обеспечение наиболее полного удовлетворения спроса клиентов, внедрение новых банковских услуг, в том чис­ле на основе использования современных информационных технологий.

Расчетно-кассовый центр обеспечивает прежде всего рас­четно-кассовое обслуживание юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей и населения. В этих центрах про­изводится открытие и ведение банковских счетов, перевод де­нежных средств в соответствии с полученными платежными инструкциями, выдача наличных денег и другие операции в пределах полномочий, которыми их наделяет головной банк или его филиал.

Обменный пункт представляет собой изолированное и спе­циально оборудованное помещение (кабину), которая располо-

жена вне кассового узла банка (его филиала) и предназначена для проведения валютно-обменных, а также некоторых других банковских операций1.

Открытие обменного пункта и его деятельность осуществля­ются на основании соответствующего приказа банка-резидента, в котором обязательно указываются режим работы этого обмен­ного пункта и перечень совершаемых им валютно-обменных и других операций. При каких-либо изменениях в деятельности обменного пункта соответствующие изменения вносятся и в приказ об его открытии.

В обменном пункте может быть оборудовано одно или нес­колько рабочих мест кассиров. В последнем случае рабочие мес­та изолируются друг от друга, а кассиры ведут отдельный учет выполняемых ими операций.

Обменные курсы для выполнения валютно-обменных опера­ций устанавливаются банком, доводятся до обменного цункта приказом (распоряжением) и изменяются путем издания ново­го приказа или распоряжения. Банк также устанавливает раз­мер аванса и суммы подкрепления обменных пунктов иност­ранной валютой для выполнения операций.

Представительство банка — это его обособленное подраз­деление, представляющее интересы банка и осуществляющее их защиту.

Как правило, банки открывают свои представительства в иностранных государствах, с резидентами которых заинтересо­ваны развивать сотрудничество они сами и их клиенты.

Банк может открыть представительство только после пред­варительного уведомления Национального банка. Одновремен­но с уведомлением банк представляет выписку из решения уполномоченного органа банка об открытии этого обособленно­го подразделения и положение о представительстве, которое не должно противоречить законодательству и уставу банка. Кроме того, банку в установленные сроки необходимо передать в На­циональный банк для государственной регистрации вносимые изменения и дополнения в учредительные документы, касаю­щиеся перечня его обособленных подразделений.

Перечень представительств банка прилагается к уставу банка.

Руководитель представительства руководит его деятельно­стью на основании выданной ему головным банком доверенности.

Представительство не является юридическим лицом и не имеет права осуществлять банковские операции и иную дея­тельность, предусмотренные Банковским кодексом Республики

' В случаях, когда совершение этих операций в обменных пунктах преду­смотрено нормативными правовыми актами Национального банка.

Беларусь. В связи с этим получение прибыли не является целью его функционирования. Данное обособленное подразделение представляет и защищает интересы банка, рекламирует его ус­луги среди потенциальных клиентов и продвигает их на новые рынки. Для этого представительство изучает экономическую ситуацию в стране своего месторасположения, осуществляет посредничество и содействует развитию контактов головного банка с банками и субъектами хозяйствования данной страны, оказывает консультационную поддержку деятельности клиен­тов банка в этом регионе, проводит маркетинговые исследова­ния финансового рынка, организует проведение конференций и выставок и т.д.

Когда банк принимает решение о закрытии представитель­ства, он обязан уведомить об этом Национальный банк, прило­жив выписку из решения уполномоченного органа банка о зак­рытии представительства и пакет документов, необходимых для внесения изменений и дополнений в учредительные доку­менты.

Представительство иностранного банка на территории Республики Беларусь может быть открыто на срок до трех лет после получения разрешения Национального банка. Для полу­чения разрешения нужно представить пакет документов в соот­ветствии с требованиями действующего законодательства.

Национальный банк вправе рассматривать документы в те­чение двух месяцев со дня их представления. По результатам этого рассмотрения принимается решение. Иностранному бан­ку может быть отказано в открытии представительства, если были представлены недостоверные сведения или неполный па­кет документов либо положение о представительстве не соот­ветствует белорусскому законодательству. В случае положи­тельного решения отдел лицензирования Национального банка делает соответствующую запись в книге учета представительств иностранных банков.

Деятельность представительства иностранного банка осуще­ствляется в соответствии с представленным положением о пред­ставительстве. В случае внесения изменений или дополнений в данное положение банк должен согласовать их с Националь­ным банком.

Для продления срока деятельности представительства иност­ранному банку необходимо подать соответствующее ходатай­ство в Национальный банк. Если ходатайство не будет пред­ставлено, то по истечении срока действия разрешения запись об этом представительстве будет исключена из книги учета пред­ставительств иностранных банков.

Закрыть свое представительство в Республике Беларусь ино­странный банк может после уведомления об этом Национально­го банка.

Наши рекомендации