Мероприятия по снижению рисков

Важным элементом системы управления рисками является разработка мероприятий по их снижению. Выделяют следующие мероприятия по снижению рисков компании:

§ нормативный метод (лимитирование);

§ создание страховых (резервных) фондов;

§ страхование риска;

§ страхование процентного риска;

§ хеджирование;

§ диверсификация.

Нормативный метод - это установление определенных нормативов, лимитов, ограничений на проведение определенных действий, а именно: установление предельного объема выпуска продукции, предельного объема отгрузки продукции в кредит (с учетом финансового положения потребителей), лимитов на привлечение заемных средств, лимитов на объем инвестиций в определенную сферу деятельности (по конкретным структурным подразделениям, уровням ответственности и т. д.) и др.

Создание страховых (резервных) фондов включает, в частности, формирование резервных фондов запасов сырья, материалов и готовой продукции, резервного остатка денежных средств на расчетном счете предприятия, резервного фонда для выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям и др. Однако нужно иметь в виду, что создание резервных фондов замедляет оборачиваемость капитала, а следовательно, ведет к снижению эффективности производства.

Основными формамистрахования риска является страхование работников от несчастных случаев, имущественное страхование (грузов, транспорта, имущества и т.д.), страхование финансовых рисков, страхование ответственности. Конечно, неплохо бы застраховать все риски, но где найти предприятию свободные финансовые средства.

Длястраховании процентного риска, который возникает при выпуске компанией купонных облигаций и связан с возможностью убытков от снижения процентных ставок, используется досрочное погашение облигаций, установление переменного (плавающего) купона и т. п.

Хеджирование связано с возможным изменением цен на сырье, материалы готовую продукцию, колебаниями валютного курса и т. п. Процедуры хеджирования сводятся к заключению срочных контрактов на покупку (продажу) продукции или валютных ценностей по фиксированным иенам в будущем. Основными видами хеджирования являютсяфорвардные контракты, предусматривающие взаимные обязательства сторон по купле-продаже продукции в будущем по ценам, указанным в контракте, а также форвардные контракты на валюту и валютныеопционы.

Диверсификация - расширение технологически разнородных сфер деятельности предприятия. Она включает диверсификацию выпускаемой продукции, когда предприятие выпускает разнообразные виды продукции, отдельные из которых не связаны со специализацией производства и требуют часто разработки новой технологии; диверсификацию капитальных вложений по регионам и видам производства; диверсификацию финансовых активов — приобретение различных видов ценных бумаг.

Диверсификация — важный фактор снижения риска и вероятности банкротства предприятий, однако она требует гибкости производства и больших затрат.

На практике компании используют совокупность способов снижения рисков, а менеджеры на основе предыдущего опыта формулируют правила рискового менеджмента:

§ нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

§ нужно думать о последствиях риска;

§ нельзя рисковать многим ради малого;

§ решение об инвестициях принимается лишь при отсутствии сомнений;

§ при наличии сомнений такое решение не принимается;

§ не следует исходить из того, что всегда присутствует только одно решение. Возможно, есть и другие варианты решений.

Внутренние механизмы нейтрализации финансовых рисков представляют собой методы минимизации их негативных последствий, выбираемых и осуществляемых в рамках самого предприятия.

Объекты использования внутренних механизмов нейтрализации — это все виды допустимых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также нестрахуемые катастрофические риски, если они принимаются предприятием в силу объективной необходимости.

Преимуществом использования внутренних механизмов нейтрализации рисков является высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих от других субъектов хозяйствования. Они исходят из конкретных условий осуществления деятельности предприятия и его возможностей, позволяют в наибольшей степени учесть влияние внутренних факторов на уровень рисков в процессе нейтрализации их негативных последствий.

Финансовое планирование на предприятии

Основные вопросы: Сущность и значение финансового планирования. Методы и этапы планирования. Перспективное финансовое планирование. Текущее финансовое планирование (бюджетирование). Оперативное финансовое планирование.

Сущность и значение финансового планирования

Финансовое планирование — процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы предприятия.

Финансовое планирование является важнейшей частью используемого на предприятиях финансового механизма.

Основные задачифинансового планирования деятельности организации:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, степени рационального его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:

· воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

· обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

· предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

· служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Следует отметить, что никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Более того, финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочной перспективе.

Принципы финансового планирования:

1. Принцип соответствия состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

2. Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах сводится к тому, что в планируемом балансе предприятия сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидный» баланс.

3. Принцип избытка денежных средств предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины в случае, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж.

4. Принцип рентабельности капиталовложений. Заемный капитал выгодно привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается положительное действие эффекта финансового рычага.

5. Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств.

6. Принцип приспособления к потребностям рынка — для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

7. Принцип предельной рентабельности — целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Финансовое планирование (в зависимости от содержания, назначения и задач) можно классифицировать на:

1. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.

2. Текущее финансовое планирование (бюджетирование) рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Текущий финансовый план составляется на год.

3. Оперативное планирование — разработка и доведение до исполнителей бюджетов платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности (месяц, квартал, до года).

Все подсистемы финансового планирования на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является перспективное финансовое планирование и прогнозирование основных направлений финансовой деятельности организации.

Наличие лишь одного финансового плана в большинстве случаев негативно сказывается на эффективности финансового планирования в целом. Опыт известных зарубежных компаний свидетельствует о том, что наиболее разумным является применение всей системы финансовых планов, различающихся по своим срокам и целям.

Методы и этапы финансового планирования.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, коэффициентный, балансовый, оптимизации плановых решений, экономико-математического моделирования.

Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов (месяцев, лет).

Содержание нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образования. К таким нормативам относятся ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.

Коэффициентный метод основывается на коэффициентах, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, с помощью которых рассчитываются предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Однако такой порядок имеет ряд существенных недостатков.

Использование балансового метода для определения будущей потребности предприятия в финансовых средствах основывается на балансовой увязке поступления средств и их расходования на определенную дату в перспективе.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов.

Балансовый метод применяется при планировании поступлений и выплат из денежных фондов предприятия, при составлении плана доходов и расходов, планового баланса, платежного календаря.

Метод оптимизации плановых решений – его использование сводится к составлению нескольких вариантов (сценариев) плановых расчетов с целью выбора оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора, в качестве которых могут выступать:

• минимальная величина средневзвешенной стоимости капитала;

• максимальная величина чистой приведенной стоимости;

• максимальный уровень рентабельности собственного капитала;

• максимальный уровень рентабельности активов и др.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Данная зависимость выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц). В модель при этом включаются только основные (определяющие) факторы. Модель может базироваться на функциональной или корреляционной связи.

Учитывая цели, стоящие перед финансовым планированием на предприятии, это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов:

· анализ финансовой ситуации; разработку общей финансовой стратегии фирмы;

· составление текущих финансовых планов;

· корректировку, увязку и конкретизацию финансового плана;

· осуществление оперативного финансового планирования;

· выполнение финансового плана; анализ и контроль выполнения плана.

Перспективное финансовое планирование

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей организации. В процессе перспективного планирования получают свое экономическое обоснование и уточнение установки, сделанные в стратегическом планировании.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития, она должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. В свою очередь финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия.

Другими словами, в рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели предприятия, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов. Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия.

Выработка стратегии компании осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления.

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов-прогнозов:

1) планового отчета о прибылях и убытках;

2) планового отчета о движении денежных средств;

3) прогноза баланса.

Основная цель построения этих документов — оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта на перспективу. Тем самым перспективный план может быть в значительной степени прогнозным, а расчеты — приобретать приближенный характер и отражать общую динамику процессов. При этом чем продолжительнее плановый период, тем больше финансовый план носит индикативный характер.

Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции), потребность в инвестиционных ресурсах, способы финансирования этих инвестиций. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года с разбивкой по годам с дальнейшей конкретизацией по кварталам и месяцам.

Начинается прогнозирование объемов реализации с анализа сложившихся тенденций за ряд лет, причин тех или иных изменений. Следующим шагом в прогнозировании является оценка перспектив дальнейшего развития деловой активности предприятия с позиций сформированного портфеля заказов, структуры выпускаемой продукции и ее изменений, рынка сбыта, конкурентоспособности и финансовых возможностей предприятия. На этой основе и строится прогноз объемов реализации, точность которого имеет решающее значение, поскольку нереалистическая оценка продаж может привести к искажению остальных финансовых расчетов.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство.

На основе полученных данных разрабатывается прогнозный отчет о прибылях и убытках, который предоставляет следующие возможности: определить объемы производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности; установить размер желаемой прибыли.

Далее разрабатывается план-прогноз движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке прогноза прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. Прогноз движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке прогноза позволяет повысить результативность управления денежными потоками.

Прогноз баланса на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и источников финансирования организации. Целью разработки прогноза баланса является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

Текущее планирование финансовой деятельности организации основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов (бюджетов), которые дают возможность организации определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала на конец планируемого периода.

Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам. Рассматривается текущее планирование как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. В то же время процесс текущего планирования осуществляется в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.

В последнее время организациями все чаще применяется система бюджетирования деятельности структурных подразделений и организации в целом.

По оценкам специалистов, из-за того, что компании не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. Чтобы избежать этих потерь, необходимо постоянно сравнивать бюджет с фактическими данными, анализировать отклонения, усиливать благоприятные и уменьшать неблагоприятные тенденции, совершенствовать процедуры бюджетирования.

Общее назначение бюджетирования:

1. Задать систему координат для развития бизнеса.

2. Выявить сравнительную привлекательность различных направлений бизнеса, скорректировать баланс направлений и проектов.

3. Повысить финансовую обоснованность управленческих решений.

4. Способствовать росту эффективности использования ресурсов и ответственности руководителей.

Бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов, а с другой — технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В одной компании может существовать несколько видов бизнеса. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и организации в целом (рис. 10).

Мероприятия по снижению рисков - student2.ru

Рис. 10. Бюджетирование

Бюджетирование выполняет следующие основные функции:

1. Функция планирования. Оценка финансового состояния предприятия основывается на данных бухгалтерской отчетности. Однако, если выявлены какие-либо проблемы, изменить что-то к лучшему бывает уже поздно. Другими словами, инструменты финансового менеджмента применимы, когда есть сведения об ожидаемом будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия.

2. Функция учета. Бюджетирование — основа для управленческого учета, т.е. разработка системы координат для бизнеса.

3. Функция контроля. Контроль за повышением финансовой устойчивости и улучшением финансового состояния компании в целом и отдельных ее структурных подразделений.

Кроме того, бюджетирование помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций.

При рассмотрении бюджетирования как процесса выделяют три его основные элемента:

1. Организационное обеспечение — касается вопросов внутрифирменной организации подразделений и служб, которые несут ответственность за поддержание процесса бюджетирования, а также предусматривает определение круга лиц, отвечающих за правильное и своевременное выполнение всего процесса.

2. Процесс бюджетирования — разбивается на отдельные процедуры: планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.

3. Технологию бюджетирования — включает формирование и консолидацию бюджетов организации. Для этого разрабатывается финансовая структура, представляющая собой совокупность подразделений (центров ответственности). Для каждого из них отдельно формируются соответствующие бюджеты.

В целях организации бюджетирования рекомендуется создавать сквозную систему бюджетов:

1. Операционные бюджеты. В процессе их подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Операционные бюджеты состоят из:

· бюджета продаж;

· бюджета запасов готовой продукции;

· бюджета производства;

· бюджета прямых материальных затрат;

· бюджета прямых затрат на оплату труда;

· бюджета общепроизводственных расходов

· бюджета коммерческих расходов;

· бюджета управленческих расходов.

2. Финансовые (основные) бюджеты:

· бюджет движения денежных средств;

· бюджет доходов и расходов;

· расчетный баланс.

3. Вспомогательные бюджеты:

· план первоначальных капитальных затрат;

· кредитный или инвестиционный бюджет.

Оперативное финансовое планирование

Для контроля за выполнением плановых финансовых показателей, за поступлением и рациональном расходованием денежных средств в течение года предприятие использует оперативные финансовые планы, которые дополняют текущее планирование.

С помощью оперативных финансовых планов предприятие определяет объем финансовых ресурсов для обеспечения текущей производственно-финансовой деятельности, устанавливает последовательность и сроки осуществления отдельных финансовых операций с учетом наиболее эффективного маневрирования собственными и заемными средствами, осуществляет оперативный контроль за выполнением планов и обязательств по объему производства и реализации продукции, прибыли, платежам в бюджет, отчислениям довольствующим органам, расчетам с учреждением банка.

Оперативное финансовое планирование включает в себя составление:

· платежного календаря;

· кассового плана;

· расчета потребности в краткосрочном кредите.

Платежный календарь является основой организации оперативной финансовой работы на предприятии. В этом документе подробно отражается оперативный денежный оборот через расчетные, текущие, валютные, ссудные и другие счета предприятия. Поступление и расходование средств планируется в конкретной последовательности по срокам, что позволяет своевременно производить расчеты, перечислять платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Платежный календарь составляется на очередной месяц с более подробной разбивкой содержащихся в нем сведений на короткие промежутки времени (как правило, на 15, 10, 5 дней). Сроки составления платежного календаря определяются исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и в безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Составление платежного календаря начинается с его расходной части, в которой отражаются все срочные обязательства предприятия по платежам. Оперативное финансовое планирование заключается в установлении такого соотношения между доходами и расходами, при котором обеспечивалось бы их равенство или даже некоторое превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. Такое возможное превышение будет свидетельствовать о платежеспособности предприятия в будущем. Если возникает дефицит в платежных средствах, то следует пересмотреть очередность по платежам, скорректировать план отгрузки продукции, принять меры по ускорению расчетов и изысканию дополнительных средств.

Платежный календарь позволяет контролировать расходование средств в случае возникновения финансовых затруднений. С его помощью уточняются показатели текущего финансового плана, контролируется исполнение смет затрат, выпуск продукции и ее реализация, финансовые результаты деятельности предприятия.

Кассовый план — это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается для планирования оборота наличных денег на квартал и представляется в учреждение банка, с которым у предприятия заключен договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Кассовый план обеспечивает своевременное получение наличных денег в банке и контроль за их использованием. При этом вводится норматив остатка наличных денег в кассе (лимиты), которые при необходимости могут пересматриваться. Наличность сверх установленных лимитов должна сдаваться в обслуживающие предприятие банки.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер выплат. Правильное составление кассового плана позволяет обеспечить строгий контроль за движением денежной наличности, своевременным ее получением и целевым использованием.

Расчеты потребности в краткосрочном кредите составляются предприятием, если оно испытывает потребность в краткосрочном кредите, и представляются в банк в соответствии с его требованием, после чего заключается кредитный договор. Однако этому должен предшествовать обоснованный расчет размера кредита, а также той суммы, которую, с учетом процентов, необходимо вернуть банку. Эффективность кредитуемого мероприятия или ожидаемая выручка от реализации продукции должна обеспечить своевременный возврат кредита и исключить штрафные санкции.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается важность финансового планирования в организации?

2. Перечислите основные задачи финансового планирования.

3. Какие существуют виды финансового планирования?

4. Какие планы входят в состав перспективного планирования?

5. На какой период осуществляется текущее финансовое планирование?

6. Что является объектом бюджетирования?

7. Какие планы входят в состав оперативного планирования?

8. Какие факторы осложняют финансовое планирование в современных условиях?

Глоссарий

А

Аванс — денежная сумма (или иная имущественная ценность), которая передается в счет исполнения договорного обязательства.

Активы предприятия — имущество предприятия, отражаемое в активе баланса.

Акция — ценная бумага, которая дает право ее владельцу на долю в распределяемой прибыли и в остаточной стоимости акционерного общества, если оно ликвидируется.

Амортизация — это денежное выражение износа объектов основных средств в процессе их функционирования. Амортизация есть одновременно процесс перенесения по частям (по мере физического износа) стоимости объектов основных средств на произведенный с их помощью продукт.

Б

Баланс — форма бухгалтерской отчетности, содержащая информацию о составе имущества организации (актив) и источниках его финансирования (пассив).

Банкротство — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Бюджет — это финансовый план, т. е. выраженное в цифрах запланированное на будущее финансовое состояние предприятия, финансовое, количественно определенное выражение результатов маркетинговых исследований и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

Бюджетирование — это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.

В

Валовая прибыль — разница между выручкой от продажи продукции и себестоимостью проданной продукции.

Выручка — совокупная сумма поступлений за определенный период от продажи продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Г

Государственное регулирование — законодательно оформленная система целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономику в целях обеспечения определенных процессов, изменений экономических явлений или их связей.

Государственное финансирование — метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования.

Д

Дебитор — физическое или юридическое лицо, экономический субъект, имеющий денежную или имущественную задолженность (в противоположность кредитору, которому должны деньги другие).

Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, а также граждан, являющихся их должниками (дебиторами).

Диверсификация производства — переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

Дивиденд — доход, выплачиваемый держателям акций акционерного общества из его прибыли по итогам хозяйственной деятельности (ежеквартально, раз в полгода, раз в год).

Долгосрочные финансовые вложения — финансовые вложения сроком более 12 месяцев.

Доходность акции — отношение величины прибыли на одну обыкновенную акцию к ее рыночной цене.

Доходы организации — увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

З

Заемный капитал — совокупность заемных средств (денежных средств и материальных ценностей), авансированных в предприятие и приносящих прибыль.

Затраты — характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях в данном отчетном периоде.

Затраты переменные — затраты, которые зависят от изменения объема производства (продаж) и пропорционально изменяются при увеличении или снижении объема производства (продаж).

Затраты постоянные — затраты, не зависящие от динамики и объема производства (продаж).

Затраты прямые — это затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на себестоимость конкретного вида продукции.

Затраты косвенные — нельзя непосредственно отнести на себестоимость конкретного вида продукции (содержание, ремонт и эксплуатация оборудования, зданий, сооружений, заработная плата вспомогательных рабочих и др.).

И

Издержки — совокупность затрат на приобретение вводимых факторов производства.

Инвестиции — использование финансовых ресурсов в форме вложений капитала для увеличения активов предприятия и получения прибыли.

Инвестор — юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложения средств.

К

Калькулирование себестоимости — определение затрат, связанных с производством и реализацией единицы продукции.

Калькуляция себестоимости — документ, в котором отражается себестоимость единицы продукции.

Капитал оборотный — часть капитала, направляемая на формирование оборотных средств и возвращаемая в течение одного производственного цикла.

Капитал организации — это стоимость (финансовые ресурсы), авансированная (-ые) в производство (в дело) с целью извлечения прибыли и обеспечения на этой основе расширенного воспроизводства.

Капитал основной — часть капитала, направленная на формирование основных средств.

Капитальные вложения — затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных фондов.

Коммерческий кредит — форма взаимного финансирования (кредитования) организаций (предприятий).

Косвенные налоги — налоги на товары (услуги), устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, полностью оплачиваются конечными потребителями.

Краткосрочные обязательства — обязательства, срок погашения которых наступает в течение 12 месяцев.

Кредит — представленная ссуда в денежной или товарной форме на условиях срочности, платности и возвратности.

Кредиторская задолженность — временно привлеченные предприятием, организацией, учреждением денежные средства, подлежащие возврату кредиторам в установленные сроки.

Курс ценных бумаг — текущая рыночная цена ценной бумаги.

Л

Лизинг — долгосрочная аренда с правом дальнейшего выкупа.

Ликвидность активов — способность активов трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого трансформация может быть осуществлена.

Ликвидность баланса — возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.

Ликвидность предприятия — это способность в срок и полностью рассчитаться по своим обязательствам.

М

Маржинальная прибыль — разница между выручкой и переменными затратами.

Н

Нематериальные активы — принадлежащие организациям ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку. Это ценные бумаги, патенты, технологические и технические новшества, проекты, другие объекты интеллектуальной собственности, называемые неосязаемыми ценностями.

Номинал — исходное значение цены, нарицательная величина стоимости денег и ценных бумаг, обычно указываемая на денежных знаках, ценных бумагах. Номинал называют также номинальной ценой и номинальной стоимостью.

Норматив оборотных средств — это минимальная плановая сумма денежных средств, постоянно необходимых предприятию для организации производственной деятельности и осуществления расчетов.

Нормы оборотных средств — это объем запаса по важнейшим товарно-материальным ценностям, необходимым предприятию для обеспечения нормальной, ритмичной работы.

О

Облигация — ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец внес денежные средства на приобретение ценной бумаги и тем самым вправе предъявить ее затем к оплате как долговое обязательство, которое организация, выпустившая облигацию, обязана возместить по номинальной стоимости, указанной на облигации.

Оборотные средства — это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые, как минимум, однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.

Обыкновенная акция — акция, по которой дивиденды выплачиваются из части прибыли, оставшейся после уплаты дивидендов по привилегированным акциям. Владельцы обыкновенных акций в отличие от обладателей привилегированных акций обладают правом голоса на общем собрании акционеров.

Организация — 1) составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, достижении взаимного соответствия функционирования ее частей; 2) форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; учреждение, призванное выполнять заданные функции, решать определенный круг задач, например, школа, институт, банк, правительственные учреждения.

Основные средства — это активы, срок использования которых предприятием в своей хозяйственной деятельности превышает 12 месяцев или один операционный цикл, если последний превышает 12 месяцев.

Остаточная стоимость — это разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной амортизации.

Отчетный период — определенный период в деятельности предприятия, по результатам которого составляются основные документы финансовой отчетности.

П

Период окупаемости — время, необходимое для того, чтобы сумма, инвестированная в тот или иной проект, полностью вернулась за счет средств, полученных в результате основной деятельности по данному проекту.

Платежеспособность предприятия — способность своевременно производить платежи по своим срочным обязательствам.

Предприятие — являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Прибыль— это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития.

Привилегированная акция — акция, которая дает ее владельцу право на первоочередное получение дивидендов по фиксированной ставке вне зависимости от уровня прибыли, полученной акционерным обществом в данном периоде.

Производственный цикл — это период времени, который начинается с момента поступления материалов на склад и заканчивается в момент отгрузки покупателю готовой продукции, которая была изготовлена из данных материалов.

Проспект эмиссии ценных бумаг — документ, содержащий основную информацию о предстоящем предложении и продаже ценных бумаг, включая используемую эмитентами и гарантами с целью распространения заказов.

Р

Расходы организации — уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Рентабельность — эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на вложенные средства.

С

Самофинансирование — один из методов финансового обеспечения затрат, основанный на использовании субъектами хозяйствования собственных финансовых ресурсов.

Себестоимость продукции (выполнения работ, оказания услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

Т

Точка безубыточности — это такой объем продаж, при котором выручка покрывает все затраты предприятия на производство и реализацию продукции.

У

Устойчивые пассивы — средства, не принадлежащие предприятию, но постоянно находящиеся в его пользовании, в его хозяйственном обороте и потому приравненные к собственным средствам.

Учетная политика организации — принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Ф

Факторинг — разновидность финансовых операций, при которых банк или специализированная компания приобретает денежные требования на должника и сама взыскивает долг в пользу кредитора (продавца) за определенное вознаграждение.

Финансовое планирование — процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Финансовые ресурсы организации (предприятия) — это совокупность источников денежных средств, аккумулируемых организацией в целях осуществления всех видов деятельности.

Финансовый механизм предприятия — это система управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли.

Финансовый цикл — это разрыв между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей (дебиторов).

Финансы организации — экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятия.

Ц

Центр финансового учета (ЦФУ) — структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, поддающихся учету.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) — структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих операции, конечная цель которых — максимизация прибыли, способных оказывать непосредственное воздействие на прибыль.

Ч

Чистая прибыль — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после вычета налогов из прибыли.

Ю

Юридическое лицо — учреждение, предприятие или организация, выступающее в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей. Юридическое лицо имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими организациями.


Наши рекомендации