Методы деятельности органов местного самоуправления

Планирование - это основной метод осуществления муниципальными органами присвоенной им хозяйственно-организаторской функции. Планирование разделяется на следующие последовательные стадии:1)разработка плана;

2) организация осуществления плана;3) контроль за выполнением составленного плана (здесь вступает в силу метод контроля в деятельности муниципальных органов).Значение метода планирования в становлении и развитии системы местного самоуправления трудно переоценить. Единый план деятельности органов местного самоуправления позволяет органам местного самоуправления гармонично развиваться и совершенствоваться, действуя в одном направлении, руководствуясь единой целью. Планирование может иметь место во всех сферах муниципальной системы: обслуживании населения муниципального образования, бюджетном процессе, науке и культуре, использовании финансовых, трудовых и иных ресурсов.Планирование - это определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов, пропорций, темпов и конкретных количественных и качественных показателей той или иной управляемой деятельности.Инспектирование - это целый комплекс организационных отношений, подразумевающий подотчетность одного субъекта управленческого отношения (инспектируемого) другому (инспектирующему). Инспектирование проводится по наиболее ответственным и финансово сложным направлениям развития муниципального образования. Инспектирование- это способ обеспечения оптимального исполнения органами местного самоуправления доверенных им полномочий. Инспектирование проводится в целях соблюдения муниципальными органами принципов законности, независимости, субординации и т. п. Инспектирование отличается от контролирующих методов деятельности своей направленностью. Если контроль направлен на выявление правонарушений в сфере местного самоуправления и привлечение ответственных лиц к мерам взыскания, то инспектирование - это отслеживание процесса реализации муниципальными органами собственных полномочий.Метод координации - это согласование органами местного самоуправления между собой либо между муниципальными органами и органами государственной власти РФ и субъектов РФ собственных действий, решений и принципов деятельности. Метод координации- главный метод в области сотрудничества всех управленческих субъектов.Координация может иметь место во взаимоотношениях муниципальных органов с различными органами государственной власти - налоговыми органами, органами таможенной службы, иными правоохранительными органами, органами по управлению земельными ресурсами, иными природными ресурсами. Большое значение координация действий и решений имеет в сфере образовательного процесса, культурного развития и иных социально-культурных областях.На территории муниципального образования зачастую необходимо согласовывать действия главы администрации и главы муниципального образования (мэра) с действиями структурных подразделений местной администрации.В сфере муниципальных отношений успешно используется множество иных (обеспечительных) методов работы, характерных для всех видов организаторской деятельности. Метод прогнозирования имеет место практически во всех сферах местного самоуправления (бюджетный процесс, социальное обеспечение граждан, культурно-просветительская, образовательная область и т. д.).Прогнозирование- это предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, практической и научной.Для любой управленческой деятельности характерен такой метод работы, как организация управляющей и управляемой подсистем (например, создание исполнительных и выборных органов местного самоуправления, определение их функций, подчиненности, прав и обязанностей, подбор и расстановка кадров и т. д.). Соблюдение принципа законности и гласности в деятельности муниципальных органов приводит к необходимости использования метода правового регулирования.Правовое регулирование- это установление правового режима какой-либо деятельности и функционирования соответствующих муниципальных структур. В рамках управленческой деятельности органов местного самоуправления четко прослеживаются два метода работы - общее руководство и оперативно-распорядительная работа. Эти два метода деятельности всегда следуют рядом и используются в совокупности. Например, глава администрации муниципального образования может быть наделен обязанностью руководить и координировать деятельность местной администрации. Местная администрация обладает оперативно-распорядительными полномочиями в отношении структурных подразделений. Частным методом исполнительно-распорядительной деятельности является учет людских, материальных, денежных и иных средств (ресурсов) для осуществления оперативно-распорядительной работы и ее конечных результатов. Важную роль в работе органов местного самоуправления играет информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа, методическое руководство, кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и иные методы управленческой деятельности.Перечисленные методы деятельности характерны для работы органов местного самоуправления как при осуществлении собственных полномочий, так и при решении вопросов, делегированных органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Выбор того или иного метода деятельности - право муниципального органа или выборного должностного лица муниципального образования. Государственные органы власти и управления вправе рекомендовать органам местного самоуправления использование конкретного метода деятельности, наиболее оптимального для решения поставленных задач.Только комплексное использование различных методов муниципальной деятельности может привести к практически значимому результату работы органов местного самоуправления, а, следовательно, к благополучию населения муниципального образования

Метод управления - это способ достижения целей управления.

Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.

В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

· методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;

· методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);

· методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

По содержанию выделяют следующие методы муниципального управления:

1. Экономические методы. Существуют прямые и косвенные экономические методы. Прямые экономические методы муниципального управления - бюджетное финансирование, централизованные капиталовложения, установление тарифов и цен на услуги и товары (например, на услуги жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и т.д.). К косвенным экономическим методам муниципального управления относятся - местные налоги, платежи за пользование природными ресурсами, аренда муниципальной собственности.

2. Организационно-административные методы управления. Организационно-административное воздействие в системе муниципального управления осуществляется в нескольких основных формах.

Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (решение представительного органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции). Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ (распоряжение). Он обязывает подчиненных (руководителей муниципальных предприятий и организаций, а также руководителей структурных подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение.

К числу других методов прямого административного воздействия следует отнести также указания, рекомендации, советы. Эти методы позволяют исполнителям самостоятельно выбирать способы реализации задания.

К числу косвенных методов административного воздействия относятся способы регулирования деятельности работников посредством введения определенных правил (нормативное регулирование), конкретизирующих деятельность работников, а также при помощи стандартизации форм документооборота (должностные инструкции, положение об отделах, комиссиях, управлениях и т.д.).

По мере развития системы местного самоуправления сфера действия прямых административных указаний сокращается и расширяется воздействие косвенных методов управления.

Социально-психологические методы управления - это способы воздействия на социальные интересы как населения муниципального образования, так и работников, занятых в сфере муниципального управления.

Применение этих методов, используемых в сфере муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном образовании, как поддержка социально незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д.

Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место "свои" методы или свое особое сочетание методов управления

Наши рекомендации