Разработка калькуляции единицы продукции

Расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции или работ осуществляется посредством калькулирования по установленным статьям затрат. Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. Плановая калькуляция отражает планируемые затраты на изготовление продукции на предстоящий период. Нормативная калькуляция включает затраты, исчисленные на базе установленных (как правило, оптимальных, желаемых для достижения) норм материальных и трудовых затрат и смет по обслуживанию производства. Сметные калькуляции разрабатываются на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием, которая требует разработки соответствующей нормативной базы. Фактическая калькуляция – это отчетная калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство и реализацию продукции.

При разработке калькуляции на единицу продукции затраты, как известно, подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты можно сразу же отнести на себестоимость единицы каждого вида изделий: сырье, материалы, энергия технологическая, заработная плата основных рабочих и т.д.

Прямые материальные затраты включаются в себестоимость на основе установленных норм расхода и цен на данный вид ресурса. Основная заработная плата производственных рабочих определяется исходя из действующих норм труда (выработки, времени) и сдельных расценок (при сдельной оплате труда), или нормативных ставок оплаты (при повременной оплате труда).

После определения возможного набора прямых затрат все остальные затраты относятся к косвенным и распределяются между всеми видами продукции пропорционально выбранной базе. Так, дополнительная оплата труда и отчисления на социальные нужды распределяются пропорционально основной заработной плате. Цеховые и общепроизводственные расходы могут быть разделены либо в соотношении прямых затрат, либо по доле расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Иногда расходы по содержанию оборудования невозможно отнести на определенную продукцию. Тогда их учитывают в составе цеховых расходов и соответственно распределяют.

Для определения объема косвенных затрат предварительно разрабатываются сметы вспомогательных и обслуживающих цехов, расходов на управление и др. На их основе планируются затраты по комплексным статьям калькуляции: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общепроизводственные расходы, расходы на подготовку нового производства. Эти затраты планируются в сметном и калькуляционном разрезе и используются как для определения себестоимости единицы изделий, так и всей товарной и валовой продукции.

Расчет себестоимости на основе установленных норм прямых затрат и разработки плановых комплексных статей принято называть методом норм, или методом прямого счета. Надежность расчетов обеспечивается экономически обоснованной системой норм и нормативов затрат. Несмотря на высокую трудоемкость расчетов, этот метод планирования себестоимости является основным на предприятиях.

При предварительных расчетах и на ранних стадиях разработки бизнес-планов используется метод расчетов по технико-экономическим факторам, или аналитический. Его сущность заключается в определении влияния отдельных факторов в плановом периоде на установленный базовый показатель – уровень затрат на рубль продукции. В качестве основных факторов, как правило, принимаются: изменение спроса на продукцию и объема производства, сдвиги в ассортименте продукции, повышение технического уровня производства, совершенствование организации производства, труда, управления и проч. Учитывается влияние и внешних факторов.

При разработке перспективных бизнес-планов калькулирование себестоимости может производиться параметрическим методом, устанавливающим взаимосвязи между динамикой себестоимости изделий и изменениями их базовых качественных характеристик: надежности, долговечности, мощности, веса, скорости и проч. Этот метод требует достаточной информации, обоснованного выбора параметров продукции, применения достоверных экономико-математических моделей и программ.

В условиях перехода к рыночной экономике предприятия самостоятельно выбирают плановые периоды, методы и формы планирования затрат и себестоимости. С 1997 г. предприятия определяют два варианта себестоимости: один – для целей бухгалтерского учета, другой – для целей налогообложения. В себестоимость продукции возможно включать все фактически произведенные затраты, что позволяет установить их достоверный уровень, определить реальную себестоимость продукции, прибыль и рентабельность. Фактический объем затрат необходим для ценообразования, для планирования финансовых результатов. Для целей налогообложения фактическая себестоимость корректируется с учетом утвержденных норм, нормативов и лимитов, устанавливаемых государством по отдельным лимитируемым элементам затрат. Так, расходы на командировки, рекламу, оплату процентов по кредитам банков, по бюджетным ссудам и т.д. включаются в себестоимость в суммах фактических затрат, а для целей налогообложения они учитываются только в установленных пределах либо вообще не принимаются в расчет (например, проценты по просроченным ссудам, ускоренная амортизация, использованная не по назначению и т.п.). Вместе с тем значительный круг затрат по-прежнему принимается в обоих вариантах в пределах установленных нормативов. Так, платежи за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах допустимых норм включаются в себестоимость продукции, а за выбросы свыше этих норм – покрываются из прибыли. С 1996 г. предприятиям разрешено включать в себестоимость затраты на создание страховых фондов (резервов) в размере не более 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг). Лимитируется стоимость бесплатно выдаваемой одежды, затрат на горюче-смазочные материалы и т.д.

В перспективе предполагается, что предприятия всех видов собственности и организационно-правовых форм будут представлять в государственные органы в качестве открытой финансовой отчетности только сумму затрат на валовую продукцию в разрезе элементов сметы. Калькуляция себестоимости единицы изделий и товарного выпуска продукции, относимая к системе управленческого (производственного) учета, будет использоваться только внутри предприятия ограниченным кругом руководителей.

При планировании себестоимости предприятие кроме калькуляции и сметы затрат на производство разрабатывает сводную шахматную таблицу затрат на производство и реализацию продукции, отражающую взаимосвязи экономических элементов и калькуляционных статей затрат.

Основными плановыми и отчетными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции, являются:

• себестоимость единицы продукции в рублях (тыс. руб.), рассчитываемая на основе плановых и отчетных калькуляций;

• затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации, показывающее величину затрат в каждом рубле товарной продукции;

• процент снижения затрат по сравнимой товарной продукции (к сравнимой относится продукция, которая выпускалась предприятием в предшествующем году).

Расчет себестоимости обычно предполагает разработку плана снижения себестоимости товарной продукции.

Сущность, содержание и методика разработки финансового плана

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Основными целями этого процесса является установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовый план следует рассматривать как одну из реальных форм проявления распределительного характера финансов организаций. Финансовый план организации выступает в виде балансовых форм, сгруппированных в них статей доходов и расходов, планируемых к получению и финансированию в предстоящем периоде. Степень детализации плана зависит от принятой в организации формы документов. Форма финансового плана вместе с методологией составления и методикой разработки показателей не тождественна одной из форм финансовой отчетности — бухгалтерскому балансу.

Финансовые планы подразделяются на долгосрочные, текущие и оперативные.

Вдолгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. Втекущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.Оперативныйфинансовый план включает в себя краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Объектами финансового планирования являются движение финансовых ресурсов; финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов; стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.

Финансовое планирование как инструмент управления финансами организаций отличается разнообразием форм и показателей, отражающих многообразие форм собственности, различия в видах и способах ведения бизнеса.

Финансовое планирование в организации призвано решить следующиезадачи:

§ выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;

§ эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

§ увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;

§ обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.

Значение финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой одну из составных функций управления. Оно тесно связано с планированием всей хозяйственной деятельности организации. В условиях рыночной экономики роль планирования не только не снижается, но и многократно возрастает. Убедительным аргументом, подтверждающим целесообразность планирования, является практика зарубежных коммерческих компаний, где бизнес-планы разрабатываются повсеместно и на постоянной основе.

Без бизнес-плана невозможно эффективно управлять не только крупным, но и сравнительно небольшим предприятием. Будущее любой организации без него неопределенно и непредсказуемо. Поэтому управленческому персоналу необходимо уметь составлять бизнес-план.

Бизнес-план — это документ, который дает описание основных аспектов будущего коммерческой организации, анализирует все риски, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения возможных проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят затраты.

Обычно бизнес-план включает следующие разделы:

§ обзорный раздел (резюме);

§ описание организации (предприятия);

§ описание продукции (товаров, работ, услуг);

§ анализ рынка;

§ производственный план;

§ план сбыта (маркетинговые мероприятия);

§ финансовый план;

§ анализ чувствительности проекта;

§ экологическая и нормативная информация;

§ приложения.

Таким образом, финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана, который может составляться как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления всей текущей и стратегической деятельностью организации. Финансовый план можно рассматривать как задание по отдельным показателям, а также как финансовый документ, обеспечивающий увязку показателей развития организации с имеющимися для этого финансовыми ресурсами.

Финансовое планирование как составная часть бизнес-планирования направлена, с одной стороны, на предотвращение ошибочных действий в сфере финансов, с другой — на выявление резервов и мобилизацию неиспользованных возможностей. Наличие бизнес-плана является важным фактором при решении вопроса о предоставлении финансовой поддержки организации от внешних инвесторов.

Основными задачами финансового планирования в организации являются:

§ обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами деятельности предприятия;

§ определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

§ выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

§ установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и контрагентами;

§ соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

§ контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

Значение финансового планирования для организации состоит в том, что оно:

§ воплощает выработанные стратегические пели в форму конкретных финансовых показателей;

§ обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

§ предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;

§ служит инструментом получения финансовой поддержки у внешних инвесторов.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия. Следует отметить, что никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Более того, финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочной перспективе.

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности на предприятии. Общепризнанными являются следующие принципы финансового планирования на предприятии:

§ финансовое соотношение сроков («золотое банковское правило») — получение и использование средств должно происходить в установленные сроки. Капитальные вложения на длительный срок целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

§ платежеспособность- финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах деятельности;

§ оптимальность капитальных вложений — для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие эффекта финансового рычага;

§ сбалансированность рисков — наиболее рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников:

§ соответствие условий и потребностей рынка — для предприятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на изменения на рынке;

§ предельная рентабельность — целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:

§ расчетно-аналитический;

§ метод оптимизации плановых решений;

§ балансовый:

§ нормативный;

§ метод экономико-математического моделирования.

Расчетно-аналитический метод основан на прогнозировании

финансовых показателей на основе анализа их достигнутой величины. Метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов. При использовании данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Расчет планируемой величины финансовых показателей можно отразить в следующем виде:

Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru

§ ФПпл — планируемая величина финансового показателя;

§ ФПотч — отчетное значение финансового показателя;

§ I — индекс изменения финансового показателя.

Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов расчетов, из которых выбирают один. При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии:

§ максимальная рентабельность вложенного капитала;

§ максимальное значение прибыли;

§ максимальная оборачиваемость капитала;

§ оптимальное соотношение заемных и собственных средств предприятия;

§ минимальное значение приведенных затрат и т.д.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

§ федеральные;

§ региональные;

§ местные;

§ отраслевые:

§ групповые;

§ внутренние (нормы и нормативы предприятий).

При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Примером групповых нормативов являются льготные налоговые ставки, установленные для малых предприятий, особые возможности начисления амортизации: в акционерных обществах — это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в других случаях.

Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими.

Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru

§ у - планируемый финансовый показатель;

§ хi — i-й фактор, i = 1, ..., n.

Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов:

Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru

§ a0, a1,...,аn - параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются из статистических данных;

§ у — среднее значение финансового показателя;

§ x1, ..., хn - факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.

Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода гоже чреват определенными неточностями в прогнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день считается период в 1-2 года.

Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.

Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки». Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и, соответственно, уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.

Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации или метода процента от продаж.

Процедура этого метода основана на следующих предположениях:

§ основные средства организации задействованы на полную мощность и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;

§ предприятие работает стабильно и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);

§ изменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации. Алгоритм расчетов методом процента от продаж.

Выявляются те статьи баланса, которые изменяются пропорционально объему продаж. Как правило, к ним относят затраты, включаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, коммерческие расходы, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).

Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при росте объема продаж, а определяются, например, финансовыми решениями, переносятся в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.

Определяется нераспределенная прибыль прогнозного года: к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов на этой итерации расчетов принимается на уровне отчетного года).

Выявляется потребность в дополнительном финансировании и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источников и т.д.

Формируется вариант второго приближения с учетомэффекта обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).

В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, следует провести еще несколько итераций, на каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.

Сложившиеся подходы российских предприятий к разработке финансовых планов, описанные выше, не позволяют эффективно и в полной мере решать задачи и достигать целей, определенных в финансовой стратегии развития предприятия. Финансовое планирование, как правило, оторвано от маркетинговых исследований и опирается на план производства, а не сбыта, что ведет к существенному отклонению фактических показателей от плановых. Процесс финансового планирования затянут во времени, при планировании преобладает затратный механизм ценообразования, отсутствует разделение затрат на постоянные и переменные, не используется понятие маржинальной прибыли, не проводится анализ безубыточности, не оценивается эффект операционного рычага и не рассчитывается запас финансовой прочности.

Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам финансового планирования на предприятии. Многие проблемы внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством применения новых современных технологий планирования. Для организации наиболее эффективного финансового планирования в отечественной практике все чаще используется система бюджетирования.

Планирование доходов и поступлений

Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы:

· анализ финансового положения предприятия;

· планирование доходов и поступлений;

· планирование расходов и отчислений;

· проверку финансового плана (баланс доходов и расходов).

Рассмотрим содержание указанных этапов.

Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Расчет планового движения денежных средств в планируемом периоде имеет целью обеспечить контроль за денежными потоками предприятия в ходе осуществления им хозяйственной деятельности. Денежные потоки позволяют определять и планировать размеры избытка или недостатка денежных средств, определять на этой основе размеры привлечения в оборот кредитных ресурсов, а также сроки и суммы их погашения, выплаты процентов по кредитам.

Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются:

прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

амортизационные отчисления;

устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия);

средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой;

паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц;

долгосрочные банковские кредиты;

займы;

пожертвования и благотворительные взносы;

поступления от долевого участия в строительстве;

финансовые ресурсы, мобилизируемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве.

Рассмотрим методику планирования основных источников доходов и поступлений.

1. Прибыль

План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущими планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане.

Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль.

Конечным финансовым результатом как объектом планирования являетсябалансовая прибыль. Она включает следующее:

прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;

прибыль от прочей реализации, в частности, основных фондов и другого ненужного имущества предприятия;

финансовые результаты от внереализационных операций.

Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по следующей формуле:

Пб = Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru (ВРi – Нкосвi – Сi), (8.1)

где ВРi выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия, млн.р.;

Нкосвi – косвенные налоги, включаемые в отпускную цену i-й продукции, млн.р.;

Сi— полная себестоимость i-й реализуемой продукции, млн.р.;

n – количество видов продукции.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию.

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле:

Пб = Пб0 ·Iи, (8.2)

где Пб0 — фактическая прибыль, полученная в отчетном году;

Iи — прогнозируемый индекс инфляции в год.

Если планируемый уровень инфляции на сырье и готовую продукцию предприятия не совпадает, что имеет место в условиях государственного регулирования уровня цен, то при расчете прибыли от реализации авторы книги “Финансовые планы предприятий” [9] рекомендуют применять дифференцированные поправочные коэффициенты инфляции. Расчет выполняется по формуле:

Пб = (ВРi – Нкосвi) · (1+m)12 – Сi · (1+n)12, (8.3)

(1 + m)12 — коэффициент роста инфляции на продукцию предприятия;

(1 + n)12 — коэффициент роста инфляции на сырье, используемое предприятием.

Балансовая прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции, включает также прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций.

Под прибылью от прочей реализации понимается финансовый результат от реализации: основных фондов; сырья; материалов; нематериальных активов в виде лицензий, патентов, торговых марок; ценных бумаг; иностранной валюты и прочего имущества предприятия. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену.

Внереализационные прибыли (убытки) характеризуют дополнительные возможности предприятия получать доходы в рыночных условиях. Перечень источников таких доходов достаточно широк. К ним можно отнести следующие:

доходы от сдачи имущества в аренду и лизинг;

доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (приобретение акций и долевое участие в деятельности других предприятий, покупка облигаций, предоставление займов другим хозяйствующим субъектам);

сальдо уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций в расчетах с госбюджетом и внебюджетными фондами);

прочие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде; доходы от дооценки товаров; проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах предприятия).

При планировании внереализационных операций важно учесть не только прибыль, но и убытки, которые могут иметь место в плановом периоде. Основными источниками таких убытков могут быть следующие:

убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, которые необходимо погасить в планируемом периоде;

убытки от уценки товаров;

убытки от списания дебиторской задолженности, истребовать которую не представляется возможным;

затраты по аннулированным заказам;

судебные издержки.

2. Планирование амортизационных отчислений

Амортизационные отчисления после прибыли являются вторым источником финансовых ресурсов предприятия. Они предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов (здания, сооружения, рабочие машины, оборудование и др.) и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году по формуле:

Оаn = Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru , (8.4)

где Оаn — плановая сумма амортизационных отчислений, млн.р.;

На — средняя фактически сложившаяся норма амортизационных отчислений по отчету за год, предшествующий планируемому, процент;

СОФn — среднегодовая плановая стоимость амортизируемых основных фондов, млн.р.

Средняя норма амортизации (На) рассчитывается делением суммы фактически начисленной амортизации по отчету за предшествующий плановому год (Оаф) на фактическую среднегодовую стоимость амортизируемых основных фондов (СОФф) по формуле

На = Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru . (8.5)

Следует иметь в виду, что в случае применения метода ускоренной амортизации средняя фактически сложившаяся норма амортизации по предприятию может быть увеличена не более чем в два раза. Имеются также особенности в начислении амортизации на малых предприятиях и по арендованным основным производственнымфондам.

3. Финансовые ресурсы строительства

Финансовые ресурсы, мобилизуемые в строительстве, планируются при выполнении работ хозяйственным способом в условиях внутрихозяйственного расчета. В этом случае структурному подразделению предприятия, выполняющему ремонтно-строительные работы, доводятся финансовые показатели: плановые накопления; задания по снижению себестоимости работ; норматив оборотных средств.

К источникам финансовых ресурсов относятся следующие:

мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве;

плановые накопления и экономия в строительстве.

Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве (Соб) может быть результатом сокращения потребности строительного комплекса предприятия в оборотных средствах или ускорения их оборачиваемости и рассчитывается по формуле

Соб = (Он – Ок) – (Кн – Кк), (8.6)

где Он — оборотные активы стройки на начало планового периода, млн р.;

Ок— потребность стройки в оборотных активах на конец года, млн р.;

Кн, Кк — кредиторская задолженность стройки на начало и конец планового периода соответственно, млн р.

В случае, если потребность в оборотных средствах на конец планируемого годабольше их наличия на начало, необходимо увеличивать объем финансирования капитального строительства.

Плановые накопления (Нn) по строительным работам, выполняемым хозспособом, рассчитываются по формуле

Нn = Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru , (8.7)

где У — планируемый объем строительно-монтажных работ в сметных ценах, млн р.;

П — планируемый процент накоплений.

Экономия в строительстве может быть достигнута за счет снижения себестоимости строительно-монтажных работ. Задания по снижению себестоимости устанавливаются в процентах (Пс) и в абсолютном выражении (Зс). Расчет экономии ведется по формуле

Зс = Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru . (8.8)

4. Планирование устойчивых пассивов

К устойчивым пассивам относятся средства, не принадлежащие предприятию но по условиям расчетов постоянно находящиеся в его обращении. Предприятие может до момента погашения задолженности распоряжаться ими по своему усмотрению. Поскольку такое положение может носить систематический характер, постольку устойчивые пассивы являются объектом планирования. В качестве финансовых ресурсов планировать их целесообразно в минимальных размерах.

К устойчивым пассивам относятся следующие средства:

задолженность по заработной плате рабочим и служащим предприятия;

отчисления во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда, а также резерв предстоящих платежей по отпускам работающих;

задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам, авансовым платежам клиентов.

При составлении финансового плана в качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов. Для расчета этой величины первоначально определяются устойчивые пассивы на конец планируемого года. Затем методом сравнения устойчивых пассивов на конец планируемого года с устойчивыми пассивами, учтенными на начало планового периода, определяется величина изменения задолженности.

Минимальная задолженность по заработной плате работникам предприятия (Зз) рассчитывается как произведение среднесуточного расхода заработной платы (Рзс), определенного делением фонда заработной платы 4 квартала на 90 плановых дней или годового фонда на 360 дней, на число дней минимального разрыва (Др) между днем выплаты заработной платы и последней датой месяца, за который она выплачивается:

Зз = Рзс · Др. (8.9)

Устойчивые пассивы по отчислениям во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда (Упфот), планируются исходя из суммы задолженности по заработной плате (Зз) и действующего суммарного процента (П) отчислений во внебюджетные фонды:

Уnфот = Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru . (8.10)

Резерв предстоящих платежей (Зотп) по отпускам работающих планируется в размере минимального остатка по этому счету за последние 12 месяцев, предшествующих планируемому году, с учетом предполагаемого изменения фонда оплаты труда в плановом периоде. Расчет ведется по формуле

Зотп = Зотп min · Iфот, (8.11)

где Зотпmin — минимальные остатки по счету предстоящих платежей, млн р.;

Iфот — индекс изменения фонда оплаты труда в планируемом периоде.

Задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам планируется в размере 50% от минимальной задолженности, числящейся по балансу за год, предшествующий планируемому. В условиях инфляции данную величину можно скорректировать на индекс роста цен на материалы.

5. Прочие доходы

В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые (членские) взносы членов трудового коллектива предприятия.

Доходы от выпуска ценных бумаг планируются исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении предприятия ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж. При планировании доходов от ценных бумаг важно рассчитать оптимальную их структуру, т.е. соотношение между отдельными видами ценных бумаг.

40.Планирование расходов и отчислений

Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют раздел 2 финансового плана.

В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:

отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

свободная амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия;

прочие расходы;

итого расходов и отчислений;

превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (–).

Таким образом, в данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворение социально-культурных и бытовых потребностей трудового коллектива, и прочие расходы, финансируемые за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия.

Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие в соответствии с действующим законодательством определяет самостоятельно. Это является результатом стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей.

Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономикипредприятие должно иметь три фонда: фонд накопления, фонд потребления; резервный (страховой) фонд.

Фонд накопления предназначен для:

финансирования капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

уплаты процентов по долгосрочным кредитам.

Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:

вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год;

оказание единовременной помощи членам трудового коллектива;

премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий;

культурно-бытовое обслуживание работников предприятия;

строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений;

дотации на питание членам трудового коллектива и др.

Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным отношением между ними по размеру направляемой в них прибыли будет следующее: фонд накопления — 60%; фонд потребления — 40%.

Резервный фонд (страховой) предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану.

Рассмотрим методику планирования основных расходных статей финансового плана.

1. Капитальные вложения

Капитальные вложения составляют значительную часть инвестиций, направляемых на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Объем и структуру капитальных вложений предприятие планирует самостоятельно. Однако необходимо иметь в виду, что инвестиционная деятельность регулируется государством, что может вносить некоторые ограничения в план. Например, капитальное строительство относится к лицензируемым видам деятельности. Для его ведения необходима государственная экспертиза проектов, декларация объемов и источников финансирования. Основанием для планирования капитальных вложений является наличие проектно-сметной документации, гарантирующей освоение денежных средств: лицензии, решение органа государственной власти об отводе земельного участка, договоров подряда.

Источником финансирования капитальных вложений могут быть собственные и заемные финансовые ресурсы. При планировании их состава и структуры необходимо придерживаться определенной очередности привлечения средств. Так, в первую очередь на финансирование направляются собственные средства: средства, мобилизуемые в процессе строительства, осуществляемого хозспособом; амортизация; прибыль, а также средства долевого участия в строительстве. Во вторую очередь — кредит и другие заемные средства.

2. Прирост собственных оборотных средств

Основой для планирования инвестиций в расширение собственных оборотных средств служат расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года. Сравнение полученной величины с нормативом на начало планового периода даст изменение норматива (его рост или сокращение).

Норматив оборотных средств — это объем финансовых ресурсов, предназначенных для формирования не снижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения (сырья, материалов, топлива, готовой продукции на складе и т.д.).

По сырью, основным и вспомогательным материалам, топливу норматив определяется как произведение нормы запаса в днях и однодневного расхода по соответствующему элементу согласно смете затрат на производство.

Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основных материалов включает:

транспортный запас — время пребывания оплаченных материальных ценностей в пути (разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота);

технологический запас — время разгрузки, складирования и подготовки к производству;

время пребывания материалов в текущем, складском запасе (50% среднего интервала между поставками);

страховой запас (50% текущего запаса).

По незавершенному производству и готовым изделиям на складах норматив исчисляется как произведение нормы запасов в днях и однодневных затрат, рассчитанных соответственно исходя из себестоимости валовой продукции и производственной себестоимости товарной продукции.

Норма оборотных средств по незавершенному производству исчисляется умножением длительности производственного цикла на коэффициент нарастания затрат (К).

Коэффициент нарастания затрат всегда меньше 1. Он рассчитывается как отношение себестоимости незавершенного производства к общей сумме плановых затрат по формуле:

К = Разработка калькуляции единицы продукции - student2.ru , (8.12)

где Зе — единовременные затраты, производимые в начале производственного цикла (сырье, материалы);

ЗП — последующие затраты до окончания процесса производства (зарплата, другие расходы).

По запасным частям, малоценным и быстроизнашивающимся предметам норматив рассчитывается как произведение нормы оборотных средств и тех показателей, по отношению к которым исчислены эти нормы (стоимость производственного и силового оборудования, численность работников).

Норматив запасов готовой продукции (Нгп) рассчитывается по формуле:

НГП = Зс(И0 – Вд), (8.13)

где Зс — среднесуточные затраты на производство продукции, тыс. р.;

И0 — интервал отгрузки готовой продукции, дней;

Вд — время на оформление платежных документов, дней.

Общий норматив собственных оборотных средств по предприятию определяется как сумма нормативов по отдельным элементам.

3. Проценты по долгосрочным кредитам

Расходы по обслуживанию долгосрочных банковских кредитов планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведений банков о возможных изменениях в размере процентной ставки и методики расчета суммы процентов. Планируемая сумма процентов за пользование кредитами может быть рассчитана следующими методами:

методом простых процентов, когда проценты начисляются и выплачиваются ежегодно в установленном размере;

методом сложных процентов. В этом случае ежегодно начисляемые проценты не выплачиваются в течение всего срока пользования кредитом, а присоединяются к сумме задолженности по кредиту и в последующие периоды сами приносят кредитору проценты;

методом снижающихся процентов, когда сумма уплачиваемых ежегодно процентов снижается, а сумма подлежащих уплате процентов начисляется от уменьшающегося остатка долга.

4. Расходы по смете фонда потребления

При планировании данных расходов необходимо исходить из принятых в коллективном договоре, уставе предприятия и отраслевых тарифных соглашениях обязательствах по социальной защите членов трудового коллектива предприятия. При расчете отдельных статей затрат необходимо учитывать следующие факторы: численность работающих; уровень средней заработной платы на предприятии; условия труда и быта сотрудников; расположение предприятия.

5. Платежи в бюджет

В финансовом плане предприятия отражаются не только те платежи в бюджет, источником которых является прибыль. К ним относятся: налог на недвижимость; налог на доходы, налог на прибыль. Все другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды в плане отражаются за балансом “Справочно”. Расчеты сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, выполняются в соответствии с действующими методическими рекомендациями Государственного налогового комитета, доведенными лимитами и нормативами.

Наши рекомендации