Финансовая неустойчивость предприятия. Кризис как фактор поиска путей финансового оздоровления предприятия
Финансовые трудности предприятия – достаточно распространённое явление, однако, часто причиной их возникновения, прямо или косвенно, становятся действия руководства. Стратегические промахи и ошибочные решения, связанные с производственным процессом, проецируются на финансы, что приводит к финансовым осложнениям, а иногда и к банкротству. Редко финансовые проблемы являются результатом принятия одного неверного решения. Обычно это комплекс ошибок, последствия которых обнаруживаются не сразу, а спустя какое-то время. Самые первые симптомы возникновения финансовых трудностей можно распознать до того, как они проявлятся в полном объёме, по некоторым признакам, изменениям определённых финансовых или аналитических показателей.
Финансовое оздоровление предприятия является моментом необходимым для предприятия, финансовое состояние которого неустойчиво.
Под финансовым состоянием понимается наличие у предприятия достаточного запаса финансовой прочности для поддержания деловой активности и надежности как экономического партнера по бизнесу, способность предприятия финансировать свою деятельность.
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Именно финансовый кризис ставит вопрос о финансовом оздоровлении предприятия. Рассмотрим более подробно понятие кризис.
В микроэкономике используется понятие "кризис предприятия". В широком смысле оно означает процесс, который ставит под угрозу существование предприятия.
Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании предприятия через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия, которые как минимум для данного предприятия можно характеризовать как катастрофические.
Далее кризис предприятия можно понимать как незапланированный и нежелаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать невозможным функционирование предприятия.
Кризис предприятия представляет собой переломный момент в последовательности процессов событий и действий. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Начало, переломный пункт и конец кризиса на предприятии
Промежутки между началом и завершением кризиса бывают разной длительности. С одной стороны есть, продолжительные, слабо ускоряющиеся кризисные процессы, с другой стороны существуют неожиданно возникающие кризисные процессы, высокой интенсивности и с коротким сроком развития. Кризис может абсолютно неожиданно проявиться во время гармоничного развития предприятия и носить характер непреодолимой катастрофы или возникнуть в соответствии с предположениями и расчетами. Но в редких случаях кризис появляется неожиданно, т.е. без какого-либо предупреждения для специалистов предприятия.
При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса и определяет этим нехватку времени или срочность решения проблем.
Наиболее полное представление признаков кризиса дает нам Винер и Каан. С помощью 12 признаков Винеру и Каану удалось наиболее полно описать понятие кризиса. На их взгляд, кризис:
1. Часто переломный пункт в развивающейся смене событий и действий.
2. Он часто образует ситуацию, при которой огромное значение играет неотложность/срочность действий.
3. Он угрожает целям и ценностям.
4. Его последствия носят тяжелый характер для будущего задействованных в нем участников.
5. Он состоит из событий, которые создают новые условия для достижения успеха.
6. Он привносит неопределенность в оценку ситуации и в разработку необходимых альтернатив для преодоления кризиса.
7. Он снижает контроль над событиями и влиянием на них.
8. Он снижает время на реакцию до минимума, вызывает стресс и страх у участников.
9. Имеющаяся в распоряжении участников информация, как правило, недостаточна.
10. Он вызывает нехватку имеющегося в распоряжении у участников времени.
11. Он меняет отношения между участниками.
Всех перечисленных признаков вполне достаточно для того, чтобы в полной мере охарактеризовать кризис.
В литературе по экономике предприятия виды кризисов излагаются по разному, различными способами и учитывая различные критерии.
Кризисы можно классифицировать по различным критериям.
Возможно использовать следующую классификацию:
- кризис стратегического развития предприятия;
- кризис на стадии жизненного цикла предприятия;
- основные причины кризисов;
- агрегированное состояние кризиса;
- степень угрозы целям предприятия.
Кризис стратегического развития предприятия. Здесь может идти речь о кризисе роста, стагнации или упадка.
Кризис на стадии жизненного цикла предприятия. В этом смысле возможно разделение на кризис основания, роста и старости.
Основные причины кризисов. Здесь возможно грубое разделение причин на экзогенные и эндогенные.
Агрегированное состояние кризиса. Различают латентный и острый кризисы.
Степень угрозы целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального состояния предприятия является:
а) поддержание платежеспособности,
б) исключение обременения предприятия долгами/т.е. превышения пассивов над активами. С учетом системных целей возможно определение видов кризисов как кризисы стратегии, достижений (результатов) и ликвидности.
Далее рассмотрим классификацию по целям предприятия находящимся под угрозой в связи с кризисом.
Это позволит в дальнейшем определить стратегический кризис/кризис стратегий, кризис результатов и кризис ликвидности (рис. 1.2.).
Рис. 1.2. Виды кризисов по целям предприятия, находящимся под угрозой
О кризисе стратегий/стратегическом кризисе речь идет тогда, когда потенциал развития предприятия (инновационного потенциала), который мог бы быть использован в течение продолжительного времени, существенно поврежден, исчерпан и/или нет возможности создать новый. Причины стратегического кризиса различны, к примеру, это упущенное технологическое развитие, или отставание от него, неадекватная изменяющимся требованиям рынка стратегия маркетинга.
Кризис результатов/результативный кризис, или еще возможно его назвать оперативный кризис, описывает состояние, при котором предприятие имеет убытки и из-за постоянного уменьшения собственного капитала движется к ситуации дефицита баланса/превышения пассивов над активами. Примером причин вызывающих кризис результатов могут являться: потери, как последствие отсутствия потенциала развития предприятия (инновационного потенциала), недостаточная эффективность оперативных мероприятий или менеджмента, который не в состоянии в достаточной мере использовать, для повышения доходов потенциал развития предприятия.
При кризисе ликвидности из-за увеличивающихся убытков предприятию грозит потеря платежеспособности или платежеспособность уже отсутствует. В дополнении к этому предприятию грозит опасность дефицита баланса/превышения пассивов над активами.
Банкротство предприятий в основном является результатом неквалифицированного менеджмента. Банкротство – неотъемлемая часть конкурентной рыночной среды. В развитых странах, к примеру, в Германии и Франции судами рассматривается ежегодно 20- 40 тыс. дел о банкротстве должника.
Признаком банкротства для юридического лица считается не способность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Кризис нельзя рассматривать как статическое состояние, его обязательно необходимо рассматривать как процесс.
Нормальное развитие предприятия может иметь различные отклонения, которые быстро могут привести к ошибочному/ нежелательному развитию и поставить под угрозу предприятие или даже само его существование. Если ошибочное развитие было своевременно выявлено, то можно принять адекватную коррекцию курса на нормальное развитие. Для того чтобы можно было разработать правильную коррекцию курса, необходимы четкие знания о процессе кризиса и о этапах развития кризисного процесса.
Процесс представляет собой общее развитие, которое изменяет, разрушает имеющуюся структуру связей/отношений или заново формирует ее.
Кризис предприятия в общем смысле представляет собой ограниченный по времени процесс. Он может быть управляем или как минимум удерживаем в определенных границах, или находится под влиянием как внутрифирменном так и внешнем. Кризисные процессы в зависимости от предприятия, его структуры, инновационного потенциала и т.д. могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести.
Для представления кризиса предприятия как процесса существуют различные исходные установки и точки зрения. Мюллер в своих исследованиях говорит о стратегическом кризисе, кризисе результатов и кризисе ликвидности. При этом между этими кризисами всегда существует временная связь.
Процесс возникновения этих видов кризисов представляет собой следующее: предприятие по мнению Мюллера оперирует понятием потенциал достижения успехов, который заботится о здоровом положении с доходами. Но вот потенциал постепенно исчерпывается и отсутствует новая смена устаревшим продуктам-лидерам дававшим хороший оборот. Такое предприятие находится в состоянии стратегического кризиса. Кризис результатов возникает к примеру тогда, когда снижение оборота по недавно еще бывшему продукту-лидеру приводит к повышению затрат на складирование, что, в свою очередь, принуждает к дополнительным инвестициям, в том числе из внешних источников. Кризис ликвидности возникает в классическом смысле к примеру из-за кредитных ограничений кредиторов, после того как большая процессов на предприятии финансировалось из внешних источников.
Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.
Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению была правопреемником Федерального управления по делам о несостоятельности при Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом.
Российская действительность, к сожалению, такова, что любое успешно работающее предприятие независимо от организационно- правовой формы, численности работающих и надежности «крыши» может подвергнуться, казалось бы, неожиданной, но на самом деле хорошо подготовленной атаке с целью установления контроля над финансовой деятельностью.
Юристы считают, что существует три основных способа завладения чужой собственностью: незаконное банкротство, неправомерное создание параллельных органов управления тем или иным обществом, незаконное применение мер по обеспечению иска.
В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула « Z-счета» Э. Альтмана:
Z = 1,2 х Х1 + 1,4 х Х2 + 3,3 х Х3 + 0,6 х Х4 + 1,0 х Х5 ,
где Х1 – оборотный капитал / совокупные активы;
Х2 – чистая прибыль / совокупные активы;
Х3 – прибыль до налогообложения / совокупные активы;
Х4 – рыночная стоимость акций / суммарная задолженность;
Х5 – выручка от продаж / совокупные активы.
При значении Z = < 1,8 вероятность банкротства очень высока, при Z от 1,9 до 2,7 вероятность банкротства средняя, при Z от 2,8 до 2,9 – невелика, при Z = >3,0 – очень низкая.
В РФ для выявления государственных предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и в целях выявления признаков банкротства используется методика, утвержденная Правительством РФ в 1994 г., в которой разработана система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.
Законодательством РФ устанавливаются основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулируется порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Факторы, которые могут обусловить финансовый кризис на предприятии, заведено разделять на внешних, или экзогенных (которые не зависят от деятельности предприятия), и внутренних, или эндогенных (что зависят от предприятия).
Главными экзогенными факторами финансового кризиса на предприятии могут быть:
* спад конъюнктуры в экономике в целом;
* уменьшение покупательной способности населения;
* значительный уровень инфляции;
* нестабильность хозяйственного и налогового законодательства;
* нестабильность финансового и валютного рынков;
* усиление конкуренции в отрасли;
* кризис отдельной отрасли;
* сезонные колебания;
* усиление монополизма на рынке;
* дискриминация предприятия органами власти и управления;
* политическая нестабильность в стране местонахождения предприятия или в странах предприятий-поставщиков сырья (потребителей продукции);
* конфликты между основателями (владельцами).
Влияние внешних факторов кризиса, как правило, имеет стратегический характер. Они предопределяют финансовый кризис на предприятии, если менеджмент ошибочно или несвоевременно реагирует на них, то есть если отсутствующая система раннего предупреждения и реагирования, одним из заданий которой есть прогнозирование банкротства или такая система функционирует несовершенно.
Можно выделить большое количество эндогенных факторов финансового кризиса. С целью систематизации, их можно сгруппировать в такие блоки:
1. Низкое качество менеджмента.
2. Дефициты в организационной структуре.
3. Низкий уровень квалификации персонала.
4. Недостатки в производственной сфере.
5. Просчеты в отрасли снабжения.
6. Низкий уровень маркетинга и потеря рынков сбыта продукции.
7. Просчеты в инвестиционной политике.
8. Нехватка инноваций и рационализатора.
9. Дефициты в финансировании.
10. Полная нехватка контролинга или неудовлетворительная работа его служб.
В целом все эти причины кризиса создают сложный комплекс причинно-следственных связей. Конечно, исследуя то или другое предприятие, тот или другой случай финансового кризиса, можно выделить определены специфические причины финансовой несостоятельности, но все они, как правило, ограничиваются перечисленными выше.
Типичными последствиями влияния названных причин и факторов на финансово- хозяйственное состояние предприятия является:
* потеря клиентов и покупателей готовой продукции;
* уменьшение количества заказов и контрактов по продаже продукции;
* неритмичность производства, неполная загрузка мощностей;
* рост себестоимости и резкое снижение производительности труда;
* увеличение размера неликвидных оборотных средств и наличие сверхурочных запасов;
* возникновение внутрипроизводственных конфликтов и увеличение текучести кадров;
* рост давления на цены;
* существенное уменьшение объемов реализации и, как следствие, недополучение выручки от реализации продукции.
Выделяют такие виды кризисов:
* стратегический кризис (когда на предприятии разрушен производственный потенциал и недостает долгосрочных факторов успеха);
* кризис прибыльности (перманентные убытки "съедают" собственный капитал и это приводит к неудовлетворительной структуре баланса);
* кризис ликвидности (когда предприятие является неплатежеспособным или существует реальная угроза потери платежеспособности).
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу – в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, а также имеются признаки банкротства.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшееся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом.
Конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местно го самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица – применяются следующие процедуры банкротства:
• наблюдение;
• финансовое оздоровление;
• внешнее управление;
• конкурсное производство;
• мировое соглашение.
Наблюдение – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.
Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. В ходе наблюдения должник вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. При этом он обязан представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2 лет.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными законодательством.
Должник не вправе без согласия собрания кредиторов и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года.
Внешнее управление осуществляется в целях восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более, чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более, чем на шесть месяцев.
Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.
Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей; он распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
В течение срока действия моратория:
• приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям;
• не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств.
Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства сроком на один год. Утверждение отчета конкурсного управляющего производится арбитражным судом.
Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства.
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Экономическая сущность санации предприятия. Разработка плана санации.
Наиболее действующим способом предотвращения банкротства предприятия является финансовая санация. Термин «санация» происходит от латинского «sanare» – оздоровление, выздоровление.
В современных условиях в соответствии с международной практикой и мнением большинства зарубежных и отечественных специалистов под санацией как экономической категорией понимается комплекс последовательных, взаимосвязанных мероприятий финансово-экономического, организационно-правового, производственно-технического, социального характера, направленных на преодоление финансового кризиса на предприятии и возобновление или достижение его прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочном периоде.
Особое место в процессе санации занимают мероприятия финансово-экономического характера. Целью финансовой санации является оптимизация финансовых потоков предприятия: покрытие текущих убытков и ликвидация причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий производственно-технического и организационного характера.
Таким образом, санация – это совокупность всех возможных мероприятий, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению. Экономическое содержание понятия «санация» рассмотрено на рис. 1.1.
Изучение теоретической и практической базы санации предприятий знакомит нас с основными проблемами, которые исследуются зарубежными экономистами в этой сфере. Предметом дискуссий ведущих ученых Германии, Великобритании, США являются вопросы, связанные с прогнозированием банкротства; классификацией финансовых источников санации и последовательностью их мобилизации; формами и размерами государственной финансовой поддержки предприятий; санационными приоритетами; значением самофинансирования для оздоровления предприятий; приватизационными аспектами санации и рядом других.
Финансовая санация осуществляется в несколько этапов и имеет определенный порядок проведения. Целостный взгляд на этапы разработки санационной концепции отдельного предприятия представляет собой так называемая классическая модель санации, которая широко используется в качестве основы для разработки механизма финансового оздоровления субъектов хозяйствования в странах с развитой рыночной экономикой.
В случае возникновения на предприятии кризисной ситуации данная модель предполагает проведение анализа ее причин (причинно-следственный анализ). На основе результатов анализа принимается решение либо о ликвидации предприятия, либо о проведении неотложных санационных мероприятий. В случае решения о санации определяются ее цели, формируется санационная стратегия, разрабатываются санационные мероприятия. Все это оформляется в программу санации, создается ее проект. В соответствии с указанными документами осуществляется реализация, координация и контроль хода санации.
Здесь уместно будет отметить, что в экономической литературе по вопросам санации часто упоминается концепция быстрого обнаружения финансового кризиса и радикальных санационных действий (Primat des Handelns). Однако сторонники этого направления (в основном экономисты-практики) не учитывают того, что в данном случае не остается времени для детального исследования причин возникновения данной ситуации и разработки оптимальной санационной стратегии. Отсутствие такой проработки и санационной программы — предпосылка и основной фактор будущих неудач. Именно поэтому в классической модели санации отдельным аналитическим блоком выделяется формирование стратегических целей и тактики санации.
Неотъемлемым и важнейшим компонентом санационного процесса является координация и контроль проведения запланированных мероприятий. Внутренние контрольные органы должны постоянно выявлять санационные резервы и своевременно подготавливать квалифицированные решения относительно ликвидации возможных препятствий, возникновение которых возможно в процессе проведения оздоровительных процедур.
В основе процесса санации лежит законодательство о банкротстве и финансовом оздоровлении предприятия, которое:
1. предотвращает непродуктивное использование активов предприятий;
2. устанавливает механизмы санации (финансовой реорганизации) предприятий, которые имеют реальный потенциал для успешной финансово-хозяйственной деятельности в будущем;
3. способствует полному удовлетворению требований кредиторов.
Следует также отметить, что в период перехода к рыночной экономике положения законодательства о банкротстве должны быть более лояльными относительно государственных предприятий, чтобы предотвратить большую волну банкротств. В то же время предоставление подобных условий приватизированным предприятиям не представляется целесообразным, поскольку если частные предприниматели не будут в полной мере ограничены законодательством о банкротстве, то может пострадать финансовая дисциплина, а это, в свою очередь, снизит доверие к частному предпринимательству и повлияет на темпы его развития.
В соответствии с российским законодательством санация предприятия-должника осуществляется в форме досудебной санации. Досудебная санация — одно из мероприятий по восстановлению платежеспособности должника и урегулированию взаимоотношений с кредиторами до возбуждения дела в арбитражном суде наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления, хотя ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд. Оно, как правило, удовлетворяется, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.
Досудебная санация может проводиться собственником предприятия-должника, кредитором и инвестором, заинтересованными в данном производстве, путем финансовой поддержки должника. В рамках проведения досудебной санации происходит полное погашение требований по обязательствам и обязательным платежам. Для этого должнику предоставляется финансовая помощь. При этом у должника перед лицами, решившими поддержать его в кризисной ситуации, естественно возникает ряд определенных, в большинстве своем финансовых, обязательств.
В случае, если досудебная санация проводится за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов, условия ее проведения устанавливаются на текущий год законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления согласно действующему закону.
Законодательство многих государств запрещает оказание помощи постоянным должникам посредством финансирования, усматривая в этом противоречие принципу конкуренции и создания равных условий для всех предприятий. Но, исходя из особенностей российской экономики, отличающейся огромным количеством градообразующих и оборонных предприятий, нельзя не признать, что такая поддержка на определенном этапе является спасительной для страны. Важно, чтобы эта политика не стала повседневной нормой, а оставалась бы исключением из правил — причем в случаях, когда иного выхода по достаточно объективным причинам нет.
Для принятия окончательного решения о проведении досудебной санации необходима доскональная проверка финансового состояния должника, с тем чтобы сделать экономически правильный вывод о возможности в течение определенного срока восстановить его платежеспособность, не возбуждая дела о банкротстве в арбитражном суде. Экспертный анализ может проводиться независимой аудиторской или консалтинговой фирмой.
Как свидетельствует практика, показатели, принятые в качестве критериальных, не в полной мере отражают истинное финансовое состояние предприятия и зависят, прежде всего, от его отраслевой принадлежности. Мировой опыт подтверждает, что нормативные значения этих показателей определяются отраслевой принадлежностью и используются для целей анализа, а не для принятия санационных решений.
Традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников:
· слияния предприятия с более мощной компанией;
· выпуска новых ценных бумаг для мобилизации денежного капитала;
· увеличения банковских кредитов и предоставления субсидий;
· уменьшения выплат по облигациям и отсрочки их погашения;
· полной или частичной покупки государством акций предприятия.
Финансовая санация может также осуществляться с помощью
привлечения средств владельцев (пайщиков, акционеров) предприятия; при помощи основных кредиторов; персонала предприятия.
В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается такое понятие, как «чистая санация», которая заключается в том, что убытки покрываются исключительно за счет сформированных на предприятии резервных (страховых) фондов. Использование внутренних финансовых резервов не только позволяет существенно снизить угрозу банкротства, но и в значительной степени уменьшает потребность в привлечении капитала из внешних источников.
Если финансовых ресурсов из децентрализованных источников недостаточно для проведения санации, то в некоторых случаях может быть принято решение о предоставлении предприятию государственной финансовой поддержки. В случае убыточной деятельности предприятий государство, если оно признает их продукцию общественно необходимой, может предоставлять им дотации и другие виды финансовой поддержки.
При принятии решений о содействии конкретному предприятию исполнительная власть должна исходить, прежде всего, из принципа поддержки жизнеспособных производственных структур, которые в состоянии се использовать с максимальной отдачей и обеспечить рост производства и реализации продукции, что увеличивает доходную часть бюджета. Такое решение основывается на ряде критериев, среди которых можно отметить:
· внедрение новых, более экономичных и экологически безопасных технологий;
· экспорт (прирост экспорта) конкурентоспособной продукции;
· замену импорта продукции, сырья, материалов, запчастей и т.д.;
· решение проблемы энергообеспечения народного хозяйства;
· сохранение научно-технического потенциала (исследований и разработок, которые имеют приоритетное значение для экономики страны);
· наличие внутренних и внешних рынков сбыта продукции предприятия;
· высокий уровень менеджмента на предприятии.
Централизованная санационная поддержка может оказываться как
путем прямого бюджетного финансирования, так и непрямыми формами создания благоприятных условий.
Прямое бюджетное финансирование санации предприятий может осуществляться на принципах возвратности (бюджетные ссуды) и невозвратности (субсидии, дотации, полный или частичный выкуп государством акций предприятий, которые находятся на грани банкротства).
Существуют предложения, согласно которым в государственном бюджете должен формироваться специальный фонд финансирования санации и реструктуризации государственных предприятий. В то же время большинство западных исследователей по данному вопросу сделали вывод, что прямое государственное финансирование не только является фактором, стимулирующим бюджетный дефицит, но и вызывает негативные сопутствующие эффекты на макро- и микроуровнях. В экономически развитых странах почти полностью отказались от использования данного метода финансовой поддержки предприятий.
По существующему в России порядку предоставления кредитной поддержки отношения распределения финансовых ресурсов формируются на двух уровнях: централизованном и децентрализованном. Централизованный уровень — это финансовые отношения между государством в лице Банка России и коммерческими банками по вопросу получения на конкурсной основе централизованных кредитных ресурсов для последующей их перепродажи производственным структурам, которые нуждаются в кредитной поддержке. Децентрализованный уровень — это отношения между коммерческими банками и предприятиями, имеющими право на получение кредитной поддержки, по предоставлению финансовых ресурсов для кредитования проектов санации и реструктуризации. Эти отношения базируются на общепринятых принципах кредитования.
Таким образом, можно сделать вывод, что в отсутствие прямых финансовых отношений между государством и предприятием является нецелесообразным рассмотрение вопроса о предоставлении кредитной поддержки конкретным субъектам хозяйствования на уровне санационных органов. Это должно быть прерогативой соответствующих банков, поскольку они берут на себя всю полноту ответственности перед государством за целевое использование предоставленных кредитных ресурсов и их своевременное погашение.
Однако рассмотренный механизм финансовой поддержки себя не оправдывает. Эта проблема связана как с чрезмерно высокими процентными ставками за пользование кредитом (некоторые предприятия сами отказались от санационных кредитов), так и с отсутствием у многих субъектов хозяйствования достаточного кредитного обеспечения, что послужило причиной отказа банков от предоставления данным предприятиям финансовых ресурсов.
Одним из методов государственного финансового содействия предприятиям является санационная поддержка в форме полного или частичного выкупа государством акций тех предприятий, которые находятся в финансовом кризисе. Выступая в роли санатора, государство должно руководствоваться, прежде всего, эффективностью и целесообразностью, противостоять спаду производства и увеличению безработицы. Государство, в случае его участия в капитале, нельзя рассматривать как обыкновенного акционера, поскольку монопольная прибыль, и прибыль вообще, не является первостепенной задачей деятельности государства в качестве санатора. Главной целью государственных инвестиций в данном случае является содействие возобновлению ликвидности и обеспечение жизнеспособности предприятий. Значительная часть государственного сектора в Германии, США, Швеции и других странах сформирована именно за счет бывших частных предприятий, оказавшихся на грани банкротства. Как уже отмечалось, одним из главных факторов ограниченного доступа несостоятельных предприятий к кредитным ресурсам является полное отсутствие или недостаточный размер кредитного обеспечения. Выход на финансовые рынки в данном случае возможен посредством получения санацион- ной поддержки в форме государственных гарантий или поручительств (обязательство государства осуществить погашение долгов данного предприятия в случае его несостоятельности самостоятельно выполнить условия кредитного договора).
Для реализации этого направления финансовой санации следует создать специальные крупные коммерческие акционерные общества с государственным или частно-государственным капиталом, которые занимались бы вопросами государственного страхования и гарантий кредитов; их статус следует определить законом. Эти организации должны будут заниматься отбором предприятий для предоставления им поддержки в форме государственных гарантий, а также нести ответственность за целевое использование кредитов и своевременное их погашение. Возможно, такие организации будут освобождены от налогообложения.
Одним из косвенных методов государственной санационной поддержки предприятий является предоставление им разрешения на нарушение антимонопольного законодательства. В практике проведения санации этот метод используется в исключительных случаях, поскольку предоставление разрешения на монопольные образования может иметь негативные микро- и макроэкономические последствия стратегического характера. Именно поэтому применять его можно только в том случае, если предприятия докажут, что при их слиянии будет наиболее полно использован эффект масштаба, существенно сократится уровень себестоимости продукции, значительно повысятся ее качественные параметры.
Подчеркнем, что слияние возможно только тогда, когда будет доведено позитивное сальдо между хозяйственной выгодой и негативными антиконкурентными последствиями.
В зависимости от экономической политики государства возможно использование санационной поддержки фискального характера в виде списания или реструктуризации налоговых обязательств, налогового кредитования, предоставления целевых налоговых льгот предприятиям, которые непосредственно подлежат санации, а также путем фискальных уступок основным кредиторам данных предприятий с целью активизации их участия в санационных процессах. При этом необходим строгий контроль и система санкций за нарушение сроков погашения реструктуризированной задолженности.
Использование того или иного метода государственной поддержки санации и реструктуризации зависит от конкретных характеристик предприятия, его хозяйственного и регионального значения.
Т.о., целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранения причин их возникновения, возобновления или сохранения ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращения всех видов задолженности, улучшения структуры оборотного капитала и формирования фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мер производственно-технического характера.