Конкуренция и ее оценка в маркетинге предприятия
(10) Маркетинг — это деят-ть, способствующая получению предпр-ем прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей потребителей.
Конкуренция — борьба м/у производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия произ-ва и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей, за лучшее удовлетворение треб-й потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных товаров на наиболее выгодных условиях.
Сущность конкуренции полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:
1) расширению предпр-я, масштабов произ-ва, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов произ-ва на единицу продукции, а итак и цены;
2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, фин. и др.);
3) внедрению достижений науки и техники в произ-во, которое предопределяет рост производительности работы;
4) улучшению качества продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей;
5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики;
6) созданию условий для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы;
7) возникновению экон. кризисов;
8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других;
9) монополизации экономики.
Итак, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основными методами:
- ценовая конкуренция.
- неценовая конкуренция.
В первом случае борьба с конкурентами ведется посредством снижения цены на свой товар. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенство произ-ва и снижение себест-ти. Ценовой метод конкурентной борьбы малоэффективен, т. к. конкуренты практически сразу могут предпринять аналогичные ответные шаги. Кроме того, манипулирование ценой исключает возможность какой-либо фин. стабильности, осложняет планир-е и упр-е предпр-ем. В совр. условиях ценовой метод продолжает применяться, особенно при внедрении на новые рынки.
В современных условиях предпочтение отдается неценовой конкуренции. При неценовой конкуренции роль цены не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Для этого конкуренты прибегают к выпуску новых товаров, их усовершенствованию, повышению их качества, рекламе, предоставлению все более разнообразного круга дополнительных услуг и гарантий послепродажного обслуживания. При неценовой конкуренции обеспечивается относительная финансовая стабильность, что позволяет эффективно управлять предприятием. Неценовой метод конкуренции является более эффективным, т.к. конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять ответные шаги. Поэтому неценовую конкуренцию называют еще эффективной конкуренцией. Неценовой метод конкуренции требует больших усилий и финансовых затрат по сравнению с ценовой конкуренцией, но он с лихвой окупается в случае успеха.
Существует 5 составляющих, влияющих на уровень конкуренции (модель Портера): имеющиеся конкуренты; новые конкуренты; товары и услуги-заменители; способность поставщиков торговаться; способность покупателей торговаться.
В первую группу входят предприятия, являющиеся прямыми конкурентами в отрасли. Для укрепления своих позиций на рынке предприятия используют разнообразные приемы и инструменты конкурентной борьбы: качество, цены, дизайн, гарантии, рекламу, стимулирование продаж и т.д.
На уровень конкуренции внутри отрасли влияют различные факторы: емкость рынка по каждому конкуренту; число конкурентов; фин., технологич., труд. и другие возможности конкурентов; объединение, слияние, сговор; темпы роста отрасли; увеличение цены и риска выхода из отрасли.
Предприятия, которые могут завоевать новый для себя рынок, представляют постоянную угрозу для его «старожилов» и будут способствовать усилению конкуренции. Угроза появления новых конкурентов вызвана следующими условиями: эффективным масштабом производства; предпочтениями потребителей; дефицитом капитала; доступом к каналам распределения; ноу-хау в области производства; низкими издержками производства; государственным регулированием.
Появление услуг-заменителей и товаров-заменителей также является угрозой для той же группы потребителей. Угроза может быть двух видов:
1)другая технология, изменяющая отношение «качество-цена» по сравнению существующим товаром (электронная связь вместо традиционных почтовых услуг);
2)товары-подделки, противозаконно имитирующие и дублирующие известные товары, марки, товарные знаки, но имеющие более низкую цену.
Угроза товаров-заменителей тем реальнее, чем больше количество эффективных заменителей производимого товара, объем производства товаров-заменителей, разница в ценах между изделием-оригиналом и товаром-заменителем.
Конкуренция на рынке авиаперевозок идет за клиента, отправителя грузов и пассажира. Необходимо любыми способами заполучить потребителей авиауслуг, предложить им как можно больший набор дополнительных услуг на земле и на борту ВС.
При рассмотрении видов и форм конкурентной борьбы на рынке авиаперевозок необходимо учитывать и различать ценовой и неценовой виды конкуренции.
Ценовая конкуренция - это конкурентная борьба с применением тарифов, различных скидок, льгот и других форм денежного вознаграждения. Ее основой является снижение себестоимости авиаперевозок. Для этого необходимо снижение тарифов на воздушные перевозки, что позволяет в свою очередь повысить спрос на рейсы авиакомпании. Однако авиаперевозчики редко используют методы этого вида конкуренции, т.к. процесс снижения себестоимости авиаперевозок является довольно сложным из-за влияния большого количества факторов внешней среды.
Цена - это ден. сумма, взимаемая за товар. Под ценовой политикой понимают опред-е уровня цен и возможных вариантов их изменения в завис-ти от целей и задач, решаемых фирмой в кратко-срочном плане и в перспективе. Выработка ценовой политики явл-ся одной из осн. ф-ций маркетинга, поэтому в рамках общей ценовой политики реш-я по ценам увязываются с целевым рынком фирмы, образом и структурой маркетинга. Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских реш-й.
При авиаперевозках наиболее удобен метод неценовой конкуренции, который подразумевает предоставление дополнительных услуг на земле и на борту ВС без взимания дополнительной платы. Объектами воздействия этого вида конкурентной борьбы служат: качество авиаперевозок; неавиационная деятельность; авиатехника, а потому неценовая конкуренция включает научно-техническую, качественную и сервисную формы.
Основные виды конкуренции на рынке авиаперевозок :
1.Ценовая (объект воздействия: себестоимость авиперевозок)
2.Неценовая: Научно-техническая (авиатехника) Качественная (уровень качества авиаперевозок) Сервисная (неавиационная деят-ть)
Объектом воздействия научно-технической формы неценовой конкуренции является авиационная техника. Наибольшее внимание здесь уделяется внедрению в эксплуатацию новых типов ВС, что позволяет, с одной стороны, повысить качество авиаперевозок, а с другой, - снизить их себестоимость. На российском рынке авиаперевозок эта форма неценовой конкуренции не получила должного развития из-за несостоятельности в экономической сфере большинства отечественных АК. Более широкое распространение получил лизинг зарубежной авиационной техники.
Не последнюю роль в привлечении пассажиров на свои рейсы играет и качество обслуж-я клиента на борту ВС, а потому высокое качество обслуж-я пассажиров явл-ся одним из условий конкуренто-способности АК. Качественная форма неценовой конкуренции главным образом испол-ся ведущими российскими АК и направлена на повышение спроса на качество авиаперевозок и авиац. услуг.
Основными показателями качества, а соответственно и объектами воздействия методов этой формы неценовой конкуренции явл-ся: безопасность и регулярность полетов; временные показатели обслуж-я пассажиров; удобство расписания движения ВС; сохранность багажа и груза; комфортность среды пребывания пассажиров; внимательность и доброжелательность авиаперсонала; объем и качество дополнительных услуг.
Форма конкуренции, связанная с неавиационной деят-тью авиаперевозчиков, явл-ся абсолютно новой для всей отрасли ВТ в РФ, хотя зарубежные АК значительное внимание уделяют диверсификации - расширению сферы деят-ти АК в других отраслях, не находящихся в прямой связи с транспортным произ-вом. К основным видам неавиационной деят-ти АК относятся:
- организация гостиничного сервиса пассажиров;
- прокат автомобилей в аэропортах «стыковки» рейсов;
- организация и осуществление туристической деятельности;
- доставка пассажиров, грузов в пункты назначения наземным транспортом авиакомпании.