Финансовые санкции, их виды и классификация
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий и организаций, учреждений, финансово-банковских структур за надлежащее исполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и финансовых (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.
Финансовые меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.
Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.
Финансовые санкции - это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи-ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюд-жетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей. Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера.
За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ. Однако надо иметь в виду, что в ст. 114 НК РФ в качестве меры ответственности назван только штраф. Это обусловлено неоднозначным пониманием юридической ответственности и, в частности, отождествлением в большинстве случаев юридической ответственности только с карательными санкциями правовых норм. Между тем финансово-правовые санкции как меры ответственности подразделяются на карательные и восстановительные.
За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах на очередной финансовый год. Бюджетный кодекс РФ также в ряде случаев прибегает к финансовым санкциям за нарушение бюджетного законодательства, однако совместно с административными. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в Таможенном кодексе РФ. К финансово-правовым следует отнести и санкции за нарушение порядка ведения кассовых операцийи т.д..
Виды финансовых санкций:
1) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в кратном размере;
2) штрафы по следующим видам нарушений:
а)отсутствие учета объекта налогообложения;
б)ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период не менее чем на 5 % от причитающейся к уплате суммы налога за последний отчетный период;
в)непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
3) пени - установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, налоговый агент или иное обязанное лицо должно внести в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки, в том числе сроки, измененные для исполнения налогового обязательства (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит). Сумма соответствующих пени вносится дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога независимо от применения других форм обеспечения исполнения налогового обязательства. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством по уплате налога дня или дня истечения срока отсрочки, рассрочки, налогового кредита независимо от выставления или невыставления требования об уплате налога и в течение всего срока исполнения налогового обязательства. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если налог уплачивается в российской валюте.
Функции финансовой санкции - предупредительная, восстановительная (компенсационная) и репрессивная.
Финансовые санкции наряду с налоговыми и неналоговыми платежами в бюджет, финансовыми льготами, государственными субсидиями являются важным финансовым регулятором. Финансовые санкции оказывают прямое влияние на ход рыночных процессов, т. е. прямо изменяют уровень доходов субъектов производства и рыночную конъюнктуру.
12. Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности.
Система финансов - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждой сфере функционирования финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.
Сфера финансов предприятий — обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, социальными группами населения. На предприятии финансы функционируют в форме денежных средств (финансовых ресурсов).
Финансовые ресурсы - совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. С их помощью предприятие формирует свои внеоборотные и оборотные активы, выпускает продукцию, создает специализированные фонды накопления и потребления, используя их на цели расширенного воспроизводства, материальное вознаграждение работников и социальное развитие трудового коллектива. Финансы предприятий являются основой финансового потенциала государства, его налоговой и бюджетной системы. Существование и развитие всех других видов и сфер финансовых отношений в обществе, включая финансы домохозяйств, государственные и муниципальные финансы, финансы общественного сектора и социальной сферы, также определяется функционированием данного вида финансов. Это означает, что финансы предприятий являются ключевой категорией в теории и практике организации финансовой системы страны и регионов.
Назначение сферы финансов домохозяйств - это формирование фонда средств жизнеобеспечения населения. Стоимостную основу этого фонда составляют доходы населения, которые являются сложной экономической категорией. Они создаются в процессе производства и формируются в ходе распределения и перераспределения национального дохода, включают большую часть прибавочного продукта. Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - самостоятельное звено финансов государства.
Государственные и муниципальные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.