Тема 11. Понятие банковской системы. Банковские системы зарубежных стран.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Понятие банковской системы.
2.Уровни банковской системы.
3.Примерная модель современной банковской системы
4.Центральный банк: его статус и функции.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
Тема 12.Банковская система России.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Зарождение банковской системы (середина XVIII – 1860 г.).
2.Банковская система 1861-1917 гг.
3. Государственный банк и его развитие до 1917 г.
4.Банковская система в период плановой экономики (1917-1991 гг.).
5.Банковская система на современном этапе.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
Тема 13. Основы денежно-кредитной политики.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Понятие денежно-кредитной (монетарной) политики
2. Стратегическая ДКП и ее носители.
3.Цели и инструменты стратегической ДКП.
4.Текущая ДКП, ее задачи и носители.
5. Разногласия между монетаристами и кейнсианцами по поводу ДКП. Трансмиссионный механизм в кейнсианской версии.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
Тема 14. Инструменты денежно-кредитной политики.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Регулирующая функция центрального банка. Политика вкладов.
2. Регулирование процентных ставок.
3.Внешняя денежно-кредитная политика.
4. Политика валютной интервенции.
5. Валютные резервы.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
Планирование практических занятий
№ п/п | № модуля дисциплины | Наименование тем практических занятий | Количество часов Очн./заочн. |
Тема 1. Сущность и функции денег. | |||
Тема 2. Деньги и бартер | 4/2 | ||
Тема 3. Формы денег и денежные системы | 4/2 | ||
Тема4. Развитие денежного обращения в России | 4/2 | ||
Тема 5. Сущность кредита и его свойства | 2/2 | ||
Тема 6. Сущность процента и виды процентных ставок | |||
Тема 7. Предложение на рынке денег | 2/2 | ||
Тема 8. Спрос на рынке денег | |||
Тема 9. Механизм равновесия на рынке денег | |||
Тема 10.инфляция | |||
Тема 11. Понятие банковской системы. Банковские системы зарубежных стран. | 2/2 | ||
Тема 12.Банковская система России | |||
Тема 13. Основы денежно-кредитной политики | 2/2 | ||
Тема 14. Инструменты денежно-кредитной политики | |||
Итого | 36/14 |
Образовательные технологии
Образовательная технология(технология в сфере образования) – это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения запланированных результатов в области образования. Применение конкретных образовательных технологий в учебном процессе определяется спецификой учебной деятельности, ее информационно-ресурсной основы и видов учебной работы.
Контактная работа обучающихся с преподавателем по данной дисциплине включает в себя занятия лекционного типа, занятия семинарского типа, групповые консультации, а при необходимости – индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся.
Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.
В процессе преподавания дисциплины предусмотрено применение инновационных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (интерактивные лекции, групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги, анализ ситуаций и имитационных моделей и т.д.) с учетом профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей.
1.Традиционные образовательные технологииориентируются наорганизацию образовательного процесса, предполагающую прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения). Учебная деятельность студента носит в таких условиях, как правило, репродуктивный характер.
Примеры форм учебных занятий с использованием традиционных технологий:
Информационная лекция – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя).
Семинар – эвристическая беседа преподавателя и студентов, обсуждение заранее подготовленных сообщений, проектов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы.
Практическое занятие – занятие, посвященное освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму.
2.Технологии проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирование активной познавательной деятельности студентов.
Примеры форм учебных занятий с использованием технологий проблемного обучения:
Проблемная лекция – изложение материала, предполагающее постановку проблемных и дискуссионных вопросов, освещение различных научных подходов, авторские комментарии, связанные с различными моделями интерпретации изучаемого материала.
Лекция «вдвоем» (бинарная лекция) – изложение материала в форме диалогического общения двух преподавателей (например, реконструкция диалога представителей различных научных школ, «ученого» и «практика» и т.п.).
Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
3.Игровые технологии – организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.
Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:
Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.
Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.
4.Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.
Основные типы проектов:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
5.Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает субъект-субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
Примеры форм учебных занятий с использованием специализированных интерактивных технологий:
Лекция «обратной связи» – лекция-провокация (изложение материала с заранее запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия.
Семинар-дискуссия – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе.
6.Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.
Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:
Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.
По дисциплине для формирования соответствующих компетенций при реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:
1. Традиционные:
– устный опрос (УО);
– письменное задание (ПЗ).
2. Активные:
– диалоговая лекция (ДЛ);
– текущее компьютерное задание (КЗ).
3. Интерактивные:
– Ролевая игра (РИ);
– компьютерная презентация (КП).
5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов