Тема 12.Банковская система России
Зарождение банковской системы (середина XVIII – 1860 г.). Банковская система 1861-1917 гг. Государственный банк и его развитие до 1917 г. Банковская система в период плановой экономики (1917-1991 гг.). Банковская система на современном этапе.
Модуль 6. Осуществление денежно-кредитной политики
Тема 13. Основы денежно-кредитной политики
Понятие денежно-кредитной (монетарной) политики. Стратегическая ДКП и ее носители. Цели и инструменты стратегической ДКП. Текущая ДКП, ее задачи и носители. Разногласия между монетаристами и кейнсианцами по поводу ДКП. Трансмиссионный механизм в кейнсианской версии.
Тема 14. Инструменты денежно-кредитной политики
Регулирующая функция центрального банка. Политика вкладов. Регулирование процентных ставок. Политика «увещевания». Джентльменское соглашение. Политика рефинансирования: учетная (дисконтная политика), ломбардная (залоговая) политика. Политика минимальных резервов. Политика на открытом рынке, количественный тендер, процентный тендер. Внешняя денежно-кредитная политика. Политика валютной интервенции. Валютные резервы.
3.2. Планы практических (семинарских) занятий по дисциплине (по темам)
Тема 1. Сущность и функции денег.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Сущность денег: деньги как особый финансовый актив
2.Деньги и бартер: преодоление деньгами недостатков бартера.
3. Попытки создания безденежной экономики: теоретические прожекты и исторический опыт.
4.Основные функции денег.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
Тема 2. Деньги и бартер.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Деньги и бартер: преодоление деньгами недостатков бартера.
2. Попытки создания безденежной экономики: теоретические прожекты и исторический опыт.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
Тема 3. Формы денег и денежные системы.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Основные формы (типы) денег: товарно-счетная, товарно-весовая, слитковая, сонетная, бумажная и кредитная.
2.Понятие примитивных денег. Различия между примитивными и современными деньгами. Денежные системы (стандарты).
3.Денежное обращение и денежная система. Структура денежной системы.
4.Виды денежных систем (стандартов). Металлический стандарт. Биметаллизм и его виды. Монометаллизм и его виды. Неразменные бумажные деньги.
5. Преимущества и недостатки отдельных денежных систем
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.
Тема4. Развитие денежного обращения в России.
Цель и задачи занятия:
– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;
– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;
– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
Вопросы для обсуждения
1.Денежное обращение России до 1917 года.
2.Денежное обращение в период плановой экономики.
3.Денежное обращение после 1991 года. Дезинтеграция рублевой зоны.
4.Денежная реформа 1992-1993 гг. Деноминация 1997 года.
5. Современный денежный ряд России.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.
2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.
3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.