Законопроект № 26653-7 О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования рентных отношений
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования рентных отношений" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 сентября 2014 г. № Пр-2159 относительно совершенствования правового регулирования рентных отношений и разработки механизмов государственного контроля в этой сфере в целях защиты прав граждан пожилого возраста.
Учитывая, что правила о государственной регистрации ряда сделок с недвижимым имуществом, в том числе правило, содержащееся в статье 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключенным после 1 марта 2013 г. (часть 8 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), предлагается исключить из данной статьи указание на необходимость государственной регистрации договора, предусматривающего отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. В соответствии с данным правилом и для обеспечения всеобщего доступа к сведениям об обременении рентой недвижимого имущества предлагается дополнить статью 586 Гражданского кодекса Российской Федерации правилом о том, что такое обременение подлежит государственной регистрации с включением в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сведений о виде ренты (постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание
с иждивением) и о сроках (периодичности) ее выплаты.
С целью защиты прав получателей пожизненной ренты на ее непосредственное получение, а также исключения злоупотреблений при заключении и реализации договоров пожизненной ренты, предусматривающих отчуждение имущества за символическую плату, что приводит к обходу правила о минимальном размере пожизненной ренты по договору пожизненной ренты, предусматривающему отчуждение имущества бесплатно, законопроектом предлагается закрепить правило о том, что плата за передачу отчуждаемого под выплату ренты имущества получателя ренты в собственность плательщика ренты должна составлять не менее двадцати процентов от кадастровой стоимости отчуждаемого недвижимого имущества, а в случае ее отсутствия - рыночной стоимости такого имущества, определенной независимым оценщиком.
Указанный размер платы обусловлен в том числе средним размером первоначального взноса по ипотечным программам в кредитных организациях.
Также законопроектом приводится в соответствие минимальная стоимость объема пожизненного содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением, предусматривающему отчуждение имущества бесплатно, с минимальным размером пожизненной ренты, установленным договором пожизненной ренты, предусматривающим отчуждение имущества бесплатно, в расчете на месяц. Данное изменение связано с тем, что для многих участников рентных правоотношений установленная минимальная стоимость объема пожизненного содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением представляется завышенной и непосильной, в связи с этим сторонами договоров принимались меры по обходу соответствующих положений закона.
Для предоставления участникам гражданского оборота возможности заключения договора пожизненного содержания с иждивением, допускающего содержание с иждивением в натуральной форме и в форме выплаты периодических платежей, законопроектом вносится изменение в пункт 1 статьи 602 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая возникающую неопределенность в применении статьи 602 Гражданского кодекса Российской Федерации в части объема содержания с иждивением, законопроектом вносится уточняющее изменение пункта 2 данной статьи.
Кроме того, законопроектом вводится ограничение, предусматривающее, что плательщиками ренты по договору пожизненного содержания с иждивением могут быть только физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, или некоммерческие организации.
Данное изменение связано с отсутствием возможности обеспечить необходимый контроль за деятельностью коммерческих организаций в рассматриваемой сфере.
Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций (пункт 41 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии с Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705.
Согласно пункту 5 статьи 32 Федерального закона в отношении некоммерческой организации Минюст России и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;
2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;
5) выводить ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами.
Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее учредительными документами (пункт 1 статьи 32 Федерального закона).
В случае неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных Федеральным законом, Минюст России вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 Федерального закона).
Таким образом, осуществление контроля за деятельностью некоммерческих организаций в сфере рентных отношений позволит обеспечить больший уровень защиты прав граждан старшего поколения.
Положения законопроекта не будут распространяться на договоры, заключенные до вступления его в силу, поскольку в соответствии с общим правилом, закрепленным в статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
5. Гражданско-правовые отношения в области финансов:
· договор займа;
· кредитный договор;
· договор финансирования под уступку денежного требования;
· договор банковского вклада;
· договор банковского счета;
· расчетные обязательства;
· договор условного депонирования (эскроу).
Федеральный закон от 26.07.2017 N 212-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
С 1 июня 2018 г.
Статья 386. Возражения должника против требования нового кредитора
Должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.
Должник в разумный срок после получения указанного уведомления обязан сообщить новому кредитору о возникновении известных ему оснований для возражений и предоставить ему возможность ознакомления с ними. В противном случае должник не вправе ссылаться на такие основания.
Статья 388. Условия уступки требования
4. Право на получение неденежного исполнения может быть уступлено без согласия должника, если уступка не делает исполнение его обязательства значительно более обременительным для него.
Соглашением между должником и цедентом может быть запрещена или ограничена уступка права на получение неденежного исполнения.
Если договором был предусмотрен запрет уступки права на получение неденежного исполнения, соглашение об уступке может быть признано недействительным по иску должника только в случае, когда доказано, что другая сторона соглашения знала или должна была знать об указанном запрете.