Правовое регулирование открытия, реорганизации и ликвидации банков.

Коммерческий банк (КБ) имеет право осуществлять банков­ские операции, предусмотренные законом, только при условии ее го­сударственной регистрации и при наличии лицензии Банка России. Порядок регистрации и лицензирования банков в Российской Феде­рации определяется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельнос­ти» от 23 июля 1998 г. № 75-И.

Правовое регулирование деятельности банков осуществляется на основании Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О банке и банковской деятельности», «О ЦБ РФ», «О валютном регулировании», «О несостоятельности и банкротстве КО».

Основанием для начала деятельности банка является получение лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций и регистрация в Книге государственной регистрации КО ЦБ.

КБ образуются на основе любой формы собственности как хо­зяйственное общество (акционерное общество, общество с огра­ниченной или дополнительной ответственностью).

КБ совершает банковские операции на основе лицензии, вы­данной Банком России. Банк России регистрирует КБ и ведет кни­гу государственной регистрации КБ (за регистрацию КБ взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 % от объявленного уставного капитала КБ).

Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.

Учредителями могут быть лица, участие которых в КБ не запре­щено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации, т. е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала.

Учредители — юридические лица должны быть зарегистрирова­ны в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федера­ции и местными бюджетами за последние три года, располагать сред­ствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесе­ния их в уставный капитал кредитной организации.

Учредитель — юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, должен иметь прибыль и своевременно выполнять обязательства перед бюд­жетом в течение последних шести месяцев. Для определения доста­точности средств учредителя для взносов в уставный капитал КБ учитываются показатель чистых активов и коэффициент текущей лик­видности предприятия.

Наличие задолженности у юридического лица перед бюджетом независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате является основа­нием для отказа в приеме такого юридического лица в состав учре­дителей кредитной организации.

Для регистрации и лицензирования КБего учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов в со­ответствии со ст. 14 Закона «О банках и банковской деятельности» представляют в территориальное учреждение Банка Росси следующие документы:

заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

учредительный договор;

устав кредитной организации;

протокол общего собрания учредителей;

свидетельство (копия платежного поручения) об уплате госу­дарственной пошлины за регистрацию кредитной организа­ции;

нотариально удостоверенные копии свидетельств о государ­ственной регистрации учредителей — юридических лиц, ауди­торские заключения о достоверности их финансовой отчетно­сти с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждения налоговых органов о выполнении обязательств перед бюдже­том за последние три года;

декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверен­ные органами налоговой службы и подтверждающие источни­ки происхождения средств, вносимых в уставный капитал кре­дитной организации;

анкеты кандидатов на должности руководителей исполнитель­ных органов и главного бухгалтера;

список учредителей кредитной организации.

КБ также могут расширять свою деятельность за счет получе­ния дополнительных лицензий.

Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осу­ществление банковских операций у банков и иных кредитных орга­низаций в РФ» от 2 апреля 1996 года № 264, новая редакция кото­рого введена 10 марта 1999 года Указаниями № 509-У.

Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских опе­раций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений (национальных бан­ков). Согласно ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» лицензия может быть отозвана в случаях:

установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;

установления фактов недостоверности отчетных данных, задер­жки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчет­ности;

осуществления, в том числе однократного, банковских опе­раций, не предусмотренных лицензией;

неисполнения федеральных законов и нормативных актов Банка России, регулирующих банковскую де­ятельность, если в течение года к КБ неоднократно приме­нялись меры воздействия за подобные нарушения;

неспособности КБ удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с на­ступления даты их исполнения, если требования к КБ в сово­купности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда — МРОТ (это признаки банкротства);

неоднократного в течение года неисполнения требований, со­держащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) кли­ентов КБ при наличии денежных средств на счетах (во вкла­дах) этих лиц.

Лицензия аннулируется при прекращении деятельности КБ по добровольному решению ее участников в порядке, предусмотренном Указанием Банка России «О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельно­сти в порядке ликвидации КБ на основании решения ее учредите­лей (участников)» от 1 марта 2000 года № 749 -У.

Инструкция № 75-И определяет порядок реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения, разделения, выделе­ния и преобразования. При реорганизации КБ с созданием новой КБ Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых ли­цензий на осуществление банковских операций. При этом прини­маются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные КБ; за регистрацию КБ, созданной в результате реорганизации, взимается сбор в размере 0,01 % от размера ее устав­ного капитала.

Слияние — создание нового КБ с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких КБ и прекращением деятельности последних.

Присоединение — прекращение деятельности одного или несколь­ких КБ с передачей всех их прав и обязанностей другому КБ.

Разделение — прекращение деятельности КБ с передачей всех прав и обязанностей вновь созданным обществам.

Выделение — создание одного или нескольких КБ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой КБ без прекраще­ния деятельности последней.

Преобразование — изменение организационно-правовой формы КБ.

Процессы слияния и присоединения банков регламентируются Положением Банка России «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» от 30 декабря 1997 года № 12-П.

Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, воз­никший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и нормы дея­тельности, в том числе норматив достаточности капитала. Мини­мальный размер его собственных средств (капитала) должен состав­лять не менее 1 млн евро; требования относительно минимального размера уставного капитала, установленные для вновь создаваемых банков, не применяются.

Слияние или присоединение банков происходит в следующей последовательности:

1.Подготавливается договор о слиянии или присоединении.

2. Уведомляется территориальное учреждение Банка России опредстоящем слиянии или присоединении (не позднее чем за 30 днейдо проведения общего собрания участников), ему передаются проекты договора, бизнес-плана, передаточных актов, устава, сводногобаланса вновь образующегося банка.

Банку, образовавшемуся в результате слияния, выдаются ли­цензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять каждый из сливающихся банков, либо Ге­неральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.

При присоединении банка он сохраняет лицензии, на основании которых действовал до реорганизации, или ему выдается новая ли­цензия на осуществление банковских операций (включая Генераль­ную лицензию) в случае, если присоединяемый банк имел Генераль­ную лицензию либо имел право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяемого банка.

Договор о слиянии или присоединении может предусматривать разные способы конвертации акций (долей) реорганизуемых банков в акции (доли) нового банковского образования.

Наши рекомендации