Правовое регулирование открытия, реорганизации и ликвидации банков.
Коммерческий банк (КБ) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом, только при условии ее государственной регистрации и при наличии лицензии Банка России. Порядок регистрации и лицензирования банков в Российской Федерации определяется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» от 23 июля 1998 г. № 75-И.
Правовое регулирование деятельности банков осуществляется на основании Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О банке и банковской деятельности», «О ЦБ РФ», «О валютном регулировании», «О несостоятельности и банкротстве КО».
Основанием для начала деятельности банка является получение лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций и регистрация в Книге государственной регистрации КО ЦБ.
КБ образуются на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью).
КБ совершает банковские операции на основе лицензии, выданной Банком России. Банк России регистрирует КБ и ведет книгу государственной регистрации КБ (за регистрацию КБ взимается сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 % от объявленного уставного капитала КБ).
Лицензия выдается после государственной регистрации и полной оплаты объявленного уставного капитала.
Учредителями могут быть лица, участие которых в КБ не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации, т. е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала.
Учредители — юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном порядке, действовать в течение трех лет, иметь устойчивое финансовое положение, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года, располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.
Учредитель — юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, должен иметь прибыль и своевременно выполнять обязательства перед бюджетом в течение последних шести месяцев. Для определения достаточности средств учредителя для взносов в уставный капитал КБ учитываются показатель чистых активов и коэффициент текущей ликвидности предприятия.
Наличие задолженности у юридического лица перед бюджетом независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате является основанием для отказа в приеме такого юридического лица в состав учредителей кредитной организации.
Для регистрации и лицензирования КБего учредители не позднее чем через месяц после подписания учредительных документов в соответствии со ст. 14 Закона «О банках и банковской деятельности» представляют в территориальное учреждение Банка Росси следующие документы:
заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
учредительный договор;
устав кредитной организации;
протокол общего собрания учредителей;
свидетельство (копия платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
нотариально удостоверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за три последние года деятельности, а также подтверждения налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетом за последние три года;
декларации о доходах учредителей — физических лиц, заверенные органами налоговой службы и подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации;
анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
список учредителей кредитной организации.
КБ также могут расширять свою деятельность за счет получения дополнительных лицензий.
Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций определен Положением Банка России «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в РФ» от 2 апреля 1996 года № 264, новая редакция которого введена 10 марта 1999 года Указаниями № 509-У.
Решение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций принимается Комитетом банковского надзора Банка России на основании ходатайств главных управлений (национальных банков). Согласно ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» лицензия может быть отозвана в случаях:
установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
задержки начала осуществления банковских операций более чем на год со дня выдачи лицензии;
установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности;
осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;
неисполнения федеральных законов и нормативных актов Банка России, регулирующих банковскую деятельность, если в течение года к КБ неоднократно применялись меры воздействия за подобные нарушения;
неспособности КБ удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к КБ в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда — МРОТ (это признаки банкротства);
неоднократного в течение года неисполнения требований, содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов КБ при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) этих лиц.
Лицензия аннулируется при прекращении деятельности КБ по добровольному решению ее участников в порядке, предусмотренном Указанием Банка России «О порядке представления в Банк России ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций при прекращении деятельности в порядке ликвидации КБ на основании решения ее учредителей (участников)» от 1 марта 2000 года № 749 -У.
Инструкция № 75-И определяет порядок реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. При реорганизации КБ с созданием новой КБ Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные КБ; за регистрацию КБ, созданной в результате реорганизации, взимается сбор в размере 0,01 % от размера ее уставного капитала.
Слияние — создание нового КБ с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких КБ и прекращением деятельности последних.
Присоединение — прекращение деятельности одного или нескольких КБ с передачей всех их прав и обязанностей другому КБ.
Разделение — прекращение деятельности КБ с передачей всех прав и обязанностей вновь созданным обществам.
Выделение — создание одного или нескольких КБ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемой КБ без прекращения деятельности последней.
Преобразование — изменение организационно-правовой формы КБ.
Процессы слияния и присоединения банков регламентируются Положением Банка России «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения» от 30 декабря 1997 года № 12-П.
Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и нормы деятельности, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер его собственных средств (капитала) должен составлять не менее 1 млн евро; требования относительно минимального размера уставного капитала, установленные для вновь создаваемых банков, не применяются.
Слияние или присоединение банков происходит в следующей последовательности:
1.Подготавливается договор о слиянии или присоединении.
2. Уведомляется территориальное учреждение Банка России опредстоящем слиянии или присоединении (не позднее чем за 30 днейдо проведения общего собрания участников), ему передаются проекты договора, бизнес-плана, передаточных актов, устава, сводногобаланса вновь образующегося банка.
Банку, образовавшемуся в результате слияния, выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять каждый из сливающихся банков, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.
При присоединении банка он сохраняет лицензии, на основании которых действовал до реорганизации, или ему выдается новая лицензия на осуществление банковских операций (включая Генеральную лицензию) в случае, если присоединяемый банк имел Генеральную лицензию либо имел право осуществлять банковские операции, которые не содержались в лицензии присоединяемого банка.
Договор о слиянии или присоединении может предусматривать разные способы конвертации акций (долей) реорганизуемых банков в акции (доли) нового банковского образования.