Управление контрактным хозяйством.

Основные понятия

Материальные, нематериальные и не совсем ма­териальные сущности.

Юридическая служба.

Разработка макетов.

Работа по зак­лючению контрактов.

Контрактный учет.

Контрактный мо­ниторинг.

Работа по удержанию исполнения.

Работа по судебной защите.

Любое предприятие представляет собой некоторую со­вокупность материальных, нематериальных и не совсем ма­териальных сущностей.

Материальными являются такие сущности, как маши­ны, оборудование, здания, материалы и т.д. Нематериаль­нойсущностью является, например, название этого самого предприятия.

Под не совсем материальными сущностями понимаются объекты несомненно материальной природы, имеющие и физический вес, и физический объем, но не предполагаю­щие непосредственного физического использования. Эти объекты, как правило, связаны с какими-либо правами, но не тождественны им. Например, таким объектом является билет в театр. Право на проход в театр, как и любое другое право, безусловно нематериально и возникает с момента оплаты стоимости просмотра спектакля. Однако сам проход в здание театра связан не с правом, а с наличием или от­сутствием этого самого билета. Таким образом, потенциаль­ный зритель приобретает в кассе театра не право на про­смотр спектакля, а право на билет.

Такую же не совсем материальную природу имеет бланк лицензии на занятие чем-либо. Право на нужную деятель­ность появляется с момента принятия соответствующим упол­номоченным органом решения о выдаче лицензии и закан­чивается с момента ее отзыва либо с истечением срока ее действия. Однако вместе с тем определенные события и Действия связаны не с наличием или отсутствием права на Деятельность, а с наличием или отсутствием этого самого бланка.

Такую же не совсем материальную природу имеют цен­ные бумаги и деньги. Всю совокупность подобных не совсем Материальных объектов, подавляющая часть которых вы­полнена из бумаги, мы для простоты будем называть доку­ментами (хотя, например, для списка внутренних телефо­нов здания или металлического рубля это некорректно).

Главное, что можно сказать о любом документе, так это то, что абсолютно каждый имеет отношение к некото­рому объекту, что он связан с этим объектом.

Теперь рассмотрим совокупность всех документов предприятия.

Какая-то их часть неразрывно связана с материально-технологическими объектами предприятия (инструкция на станок, трудовые книжки, больничные листы и т.д.), какая-то — с деятельностью (техническая и технологическая. Документация, накладные, путевые листы), какая-то — с результатами деятельности (гарантийные талоны, упаковоч­ные описи). Каждый вид документации сосредоточен в том Подразделении предприятия, которое работает с объектом, Соответствующим документу: трудовые книжки — в отделе кадров, больничные листы — в бухгалтерии, техническая Документация — у главного инженера, технологическая — у технолога, накладные — на складе, путевые листы — в гараже и т.д.

Но среди всей документальной массы предприятия вы­деляется некоторая совокупность документов, которые свя­заны с весьма специфическим объектом. Этим объектом яв­ляется само предприятие! Следовательно, это документы, имеющие отношение к взаимодействию предприятия с вне­шним миром, а также по взаимному положению и взаимо­действию структурных подразделений предприятия.

В силу того, что ни одно подразделение предприятия «с данному объекту не имеет никакого отношения, для работы с документами этого типа на предприятии создается еще одно вспомогательное подразделение — юридическая служба.

Из всей совокупности документов, с которыми данная служба работает, выделим документы по взаимодействию предприятия с внешним миром, а из них, в свою очередь, — документы, имеющие отношение к осуществляемым пред­приятием сделкам. (Именно к сделкам, а не к обязатель­ствам предприятия, т.е., например, вексель предприятия, безусловно относимый к обязательствам, мы рассматривать не будем.)

Именно эту совокупность выделенных нами документов мы и будем называть контрактным хозяйством(особо отме­тим, что непосредственно сами контракты составляют ма­лую часть всей массы документов). А зачем же этим хозяй­ством надо как-то специально управлять?

Дело в том, что образующие данное хозяйство доку­менты существенно отличаются от всех других документов предприятия. Во-первых, практически все остальные доку­менты являются вторичными по отношению к событиям и объектам, с которыми связаны. Сначала существует станок, а потом — инструкция по его использованию, сначала су­ществует груз — а потом накладная на него. Документы же из контрактного хозяйства первичны по отношению к по­рождаемым состояниям: сначала документ — потом действие.

Во-вторых, в отличие практически от всех других до­кументов контракты связаны с объектами сугубо нематери­альной природы.

В-третьих, контракты объединяются в конгломераты (посвященные конкретным контрактам) и вне рамок этих конгломератов не имеют никакого смысла.

И наконец, в-четвертых, контрактные документы, как никакие другие, связаны со всем предприятием целиком. Какой-нибудь технологический документ находится только в одном подразделении предприятия и не распространяет свое действие на другие подразделения. Если же в рамках исполнения заключенного контракта предприятию будет поставлен некачественный товар, то первым об этом узнает кладовщик, который сообщит о недолжном исполнении кон­тракта в юридическую службу, которая, в свою очередь, сообщит в бухгалтерию о необходимости приостановки оп­латы этого товара и в транспортный отдел — о приостанов­лении встречной отгрузки и т.д. Иными словами, контракт в любом исполнении (надлежащем или нет) затрагивает все подразделения предприятия.

Все это диктует необходимость создания специального структурного подразделения по работе с данной докумен­тацией.

Как же конкретно юридическая служба предприятия управляет контрактным хозяйством?

Разработка макетов

Разработку макетов контрактов мы уже изучали в пре­дыдущей главе. Здесь лишь еще раз подчеркнем: предвари­тельная разработка макетов — основа основ профессиональ­ной промышленной контрактной работы.

Заключение контрактов

Работа по заключению контрактоввключает преддоговорную рабо­ту по выработке договоренностей и на деятельность по не­посредственному фиксированию достигнутых договорен­ностей.

Преддоговорная работа заключается в проверке юриди­ческих перспектив предлагаемых сторонами схем будущей сделки и схем предполагаемых систем контрактов. После достижения договоренностей они фиксируются.

Данный этап может занять некоторое время, необходи­мое, во-первых, для составления взаимоприемлемых доку­ментальных текстов, а во-вторых, для визирования доку­ментов соответствующими службами предприятия. В случае, когда контрактные документы приобретают силу не непос­редственно после подписания, а после определенных собы­тий (например, после государственной регистрации), в рам­ках данного этапа необходимо добиться (дождаться) наступ­ления данных событий.

Контрактный учет

Учет контрактного хозяйствасостоит в составлении ка­лендаря контрактных событий — хронологического списка всех фактов и состояний, которые должны иметь место в будущем при запланированном развитии событий и в акти­ровании происходящих контрактных событий.

Актирование производится в виде составления докумен­тов, юридически подтверждающих факт наступления ука­занных событий.

Контрактный мониторинг

После начала исполнения сторонами обязательств по сделке на юридическую службу предприятия ложится зада­ча мониторинга процесса исполнения сделки. Мониторинг заключается в скрупу­лезном сборе и систематизации заранее известных доку­ментов, фиксирующих процесс исполнения сделки.

Если стороны исполняют свои обязательства в полном объеме, собираемые по исполнению сделки документы по­мещаются в архив для возможного использования в буду­щих спорах (например, документы по сделке приобретения какого-нибудь изделия обязательно потребуются в будущем арбитражном процессе в случае обнаружения в этом изде­лии скрытых недостатков).

Контрактный мониторинг отличается от контрактного учета тем, что представляет собой не проверку наличия происходящих событий в контрактном календаре, а проверку соответствия параметров происходя­щих событий параметрам, запланированным для данных событий.

Целью такой проверки является своевременное об­наружение несоответствия запланированных и реальных фактов. Как мы уже отмечали выше (в случае с кладовщи­ком), данная проверка производится не только сотрудника­ми юридической службы, но и (под их руководством) други­ми работниками предприятия. Если в процессе исполнения сделки возникают какие-нибудь неожиданности, юридичес­кая служба должна приступить к полному контролю и фик­сированию всего происходящего. Последнее чрезвычайно важно.

Если нарушения допущены самим предприятием, зада­чей юридической службы будет такое подтвержденное до­кументами развитие событий, при котором вероятное в пос­ледующем взыскание контрагентом с предприятия штраф­ных санкций станет для контрагента максимально затруд­нено. Например, если с контрагентом непосредственно в мо­мент нарушения или даже немного ранее будет заключено какое-нибудь соглашение, меняющее ранее достигнутые договоренности, для контрагента будет затруднено доказа­тельство в арбитражном процессе факта нарушения. Если же нарушения допущены контрагентом, на юридическую службу ложится задача документирования факта наруше­ния для последующего использования этих документов в процессе по взысканию штрафных санкций.

При обнаружении (и, естественно, актировании) несо­ответствия фактических параметров запланированным юри­дическая служба начинает работу по отработке данного со­бытия. Целью данной отработки является избежание либо минимизация ущерба, причиняемого нарушением условий контракта (так как только в результате этих условий может появиться несоответствие).

Отработка аварийного события производится в виде удержания исполнения и судебной защиты.

Удержание исполнения

Под удержанием исполненияпонимаются действия по избежанию и минимизации ущерба, совершаемые (лучше не явно) в рамках (без нарушения) существующего контракта. Например, если (как мы уже рассматривали) кладовщик обнаружит несоответствие параметров товара запланирован­ным, можно мягко обратиться с соответствующим запросом к контрагенту и до получения ответа, но опять же в рамках контрактных условий, приостановить (затянуть) оплату это­го товара.

На этапе удержания исполнения до тех пор, пока не будет окончательно установлена дальнейшая судьба контрак­та (исполняем или судимся), юридическая служба должна одновременно и обеспечивать безопасную возможность уре­гулирования инцидента с продолжением исполнения, и ин­тенсивно готовиться (путем сбора и подготовки соответству­ющих документов) к потенциально возможному конфликту с его последующим судебным разрешением.

Судебная защита

При обострении конфликта и исчерпании возможности его внесудебного разрешения функции юридической служ­бы сводятся к подготовке и осуществлению судебной проце­дуры защиты.

Опять же стоит отметить, что при грамотной и акку­ратной работе юридической службы на этапе контрактного мониторинга и удержания исполнения выгодность судебного решения многократно возрастает.

Например, в нашем любимом случае с кладовщиком, при невозможности мирного урегулирования спора, выгод­нее без оплаты полученного вовремя товара до истечения срока оплаты самим подать иск о расторжении контракта, нежели, оплатив товар, подавать иск о возврате уплачен­ных средств, либо же вообще выступать в качестве ответ­чика по иску поставщика о неоплате.

Слайд

Заключение контрактов за рубежом

Основные понятия

Международный контракт

Правовое регулирование

Структура внешнеторгового контракта

«Инкотермс»

Толлинговых контракт

СВОП контракт

Оговорки в международных договорах

Наши рекомендации