Страхование ответственности перед органами таможенного контроля

Как уже отмечалось, данный вид страхования профессиональной ответственности носит в РФ обязательный характер и уже имеет ряд особенностей. Иностранные страховщики рассматривают страхование ответственности перед таможней как часть комплексной программы страхования ответственности перевозчика, которое, являясь добровольным видом страхования, тем не менее носит всеобъемлющий характер.

По официальным данным около 50% товаров, пересекающих таможенную границу, не доставляются до места назначения. Многочисленные нарушения обусловлены, отчасти, отсутствием должного контроля за качеством транспортных услуг, оказываемых грузовладельцам. В результате приватизации большое количество транспортных перевозочных средств стало принадлежать частным хозяевам (около половины автопарка страны), что составило ощутимую конкуренцию автохозяйствам в области тарифной политики, и одновременно повысило уровень убыточности при перевозках. Вместе с тем необходимое для допуска товара через границу предварительное внесение его владельцем на счет таможенных органов депозита в размере всех сборов, платежей и акцизов, причитающихся за этот товар, значительно замедляли процесс доставки, отвлекали крупные средства из оборота фирм, осуществляющих международную торговлю, и все равно не обеспечивали поступления в государственную казну таможенных сборов. Решению этих проблем способствовало принятие 18 января 1994 г. ГТК России «Положения о таможенном перевозчике», которое устанавливает порядок лицензирования деятельности транспортных фирм, перевозящих товары, не прошедшие «таможенную очистку».

Таможенный перевозчик - это российское юридическое лицо, осуществляющее транспортно-экспедиторские операции с товарами, на которые распространяется соответствующий таможенный режим и прошедшие лицензирование ГТК. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с Таможенным кодексом и приказами ГТК РФ. Таможенный перевозчик вправе перевозить товары, находящиеся под таможенным контролем, без внесения на депозит причитающихся сумм сборов и пошлин.

Для получения лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика, кроме прочих требований, касающихся оборудования транспортного средства, размеров основных фондов и др., отдельно выделено условие о заключении договора страхования своей профессиональной деятельности. Данное требование содержится также в ст. 165 Таможенного кодекса РФ. Копия страхового полиса одновременно с другими документами, необходимыми для получения лицензии, сдается в ГТК.

Лимит ответственности страховщика при страховании ответственности перед таможенными органами не может быть менее:

а) 1 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, не облагаемых в РФ акцизом;

б) 10 000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в отношении товаров, облагаемых акцизом в РФ.

При осуществлении профессиональной деятельности таможенного перевозчика материальная ответственность возникает в связи с:

нарушением таможенных правил;

нарушениями правил оборудования транспортных средств;

уплатой сборов за возобновление действия лицензии;

причинением вреда отправителю товаров в связи с незаконным использованием сведений, составляющих коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, или конфиденциальную информацию. Кроме того перевозчик может нести расходы, связанные с оплатой юридических расходов по защите своих интересов в суде и иных дополнительных расходов, которые могут возникать в связи с авариями и действием непреодолимой силы.

Ответственность перевозчика наступает также при утрате или недоставлении товара, таможенных и иных документов в таможенный орган или других нарушениях таможенных правил. В первом случае на него возлагается обязанность уплатить таможенные платежи (пошлины, НДС, акцизы, сборы) и штрафы, предусмотренные таможенными правилами. Исходя из этих положений, установлены требования к балансовой стоимости основных фондов перевозчика (10 000, 50 000, 100 000-кратного установленного законом минимального размера заработной платы соответственно для получения зонального, регионального или общероссийского статуса).

Сравнивая требования к размерам основных фондов и лимитам ответственности страховщика, можно сделать вывод о том, что эти лимиты могут покрывать только таможенные платежи при утрате или недоставлении товаров. Исходя из этого, большинство страховщиков покрывают только ответственность за уплату таможенных платежей при утрате или недоставлении грузов в таможенный орган назначения, а также расходы по расследованию обстоятельств страхового случая, юридической защите и уменьшению размера претензий, что не дает полной защиты интересов страхователя. В печати высказываются мнения, в соответствии с которыми считается возможным включение в объем страхового покрытия всех финансовых рисков, которым подвергается перевозчик Подобное расширение покрытия должно, конечно же, вызывать повышение страховых тарифов, но их расчет затруднен отсутствием статистической информации для актуальных расчетов.

Что касается размера страховых взносов, то можно сказать, что у страховщиков еще не выработано единого подхода к порядку их определения. Страховой взнос может составлять несколько процентов от провозной платы, полученной за год, или составлять фиксированную сумму, взимаемую за каждый рейс. Иногда на практике страховщики определяют страховую премию как процент от лимита ответственности. В среднем страховой тариф по данному виду страхования ответственности может составлять от 0,7% до 5% .

Необходимо также отметить, что «Положение о таможенном перевозчике» первоначально принималось для автомобильных перевозчиков. Вместе с тем, в последнее время все больше авиационных предприятий подают заявки на лицензирование в качестве таможенного перевозчика. Режим таможенного перевозчика может применяться для перевозок грузов пассажирскими и грузовыми воздушными судами на регулярных линиях и чартерных полетах.

Количество груза, перевозимого воздушным судном, может быть различно и зависит от его типа, что существенно отличается от характеристик автомобилей. Поэтому стоимость перевозимого груза, а следовательно величина таможенных сборов и ответственности страховщика, сильно возрастают. Как уже отмечалось, лимит ответственности, устанавливаемый Положением, соответствует размеру таможенных сборов, уплачиваемых за груз, исходя из количества груза, перевозимого автомобилем. Поэтому на практике авиационные перевозчики могут обращаться к страховщикам с просьбами о повышении лимита их ответственности.

Аналогично и величина страховых взносов при перевозках грузов различными типами воздушных судов должна зависеть от их грузоподъемности. В то же время на страховые тарифы влияют характер перевозимых грузов и регионы перевозок. В этой ситуации метод определения страховой премии как процента от лимита ответственности страховщика является ошибочным, так как не отражает реально принимаемого риска и не зависит от объема перевозимых грузов.

В заключение отметим, что в настоящее время можно прогнозировать повышение спроса на страхование профессиональной ответственности именно авиационных перевозчиков. В первую очередь это связано с серьезной криминогенной обстановкой и высоким уровнем убыточности по наземным перевозкам. Поэтому для перевозки отдельных категорий дорогостоящих товаров шире применяются воздушные суда.

Наши рекомендации