Изменение диапазона ячеек, используемого для создания диаграммы

1. Выберите изменяемую диаграмму.

2. Выберите команду Исходные данные в меню Диаграмма, а затем выберите вкладку Диапазон данных.

3. Убедитесь, что выделена полностью вся ссылка в поле Диапазон данных.

4. На рабочем листе выберите ячейки, содержащие данные, которые должны появиться в диаграмме.

Чтобы название столбца или строки для новых данных появилось в диаграмме, в выбираемые ячейки нужно включить те, которые содержат это название.

Подписи данных

Для обеспечения подписи данных диаграммы необходимо использовать закладку Ряд второго шага мастера диаграмм. Выбрать нужный ряд и вставить значения ячеек в полях Имя и Значение. Там же производится подпись по оси Х или подпись категорий (для круговой диаграммы). Для удобства работы в строках Имя, Значение и Подписи по оси Х существуют кнопки с красной стрелкой, которые сворачивают окно мастера диаграмм и позволяют выделить ячейки - источники для подписи. Они же позволяют вернуть окно в исходное состояние.

Форматирование диаграммы

Для придания диаграмме нужного вида (использование нужных размеров шрифтов, цветов палитры, изменения формата оси, области построения и др.), необходимо дважды щелкнуть мышью на требуемый элемент диаграммы. После появления диалогового окна, произвести нужные исправления.

Задание к работе № 2

Создать электронные таблицы на трех листах (все таблицы должны иметь одинаковый формат, но разные данные). Ввести данные в эти таблицы, отформатировать ячейки. Установить ссылки между листами. Использовать возможность копирования формул. Таблицы должны содержать функции. На основе данных таблиц построить круговую диаграмму, гистограмму и график.

Варианты

1. Создать таблицы по расчету семейного бюджета на три года со следующими заголовками столбцов: Месяц, Доходы (зарплата, пособие, стипендия, пенсия, премия и др.), Сумма доходов, Расходы (питание, одежда, коммунальные услуги, развлечения, образование и др.), Сумма расходов, Итоговый баланс месяца, Счет в банке. Заголовки строк: Месяцы (январь, февраль и т. д.), Итог месяца.

2. Создать таблицу прибыли магазина игрушек за три месяца (в трех листах). Заголовки столбцов: Наименование игрушки, Артикул, Дата изготовления, Закупочная цена, Количество, Общая стоимость закупки, Продажа оптом (оптовая цена продажи, количество проданного по оптовой цене, стоимость оптовых продаж), Розничная продажа (цена продажи, количество, общая стоимость), Прибыль. Заголовки строк: Виды игрушек, Итоги. На четвертом листе создать сводную таблицу по трем месяцам на основе первых трех листов.

3. Создать таблицы финансовой деятельности предприятия на три года. Заголовки столбцов: Месяц, Расходы (материалы, оборудование, арендная плата, расходы на электричество, транспорт, реклама, зарплата, налоги и др.), Общие расходы, Доходы (Цена продукции, Количество реализованного продукта, Общая стоимость реализованной продукции), Прибыль, Счет в банке. Заголовки строк: Месяцы (январь, февраль и т. д.)

4. Создать таблицы расчета зарплаты за текущий год для трех человек. Заголовки столбцов: Месяц, Расчет зарплаты (основная зарплата (оклад), замещение, ночные, отпускные, больничные), Всего начислено, отчисления (подоходный, налог малосемейным, исполнительные листы, пенсионный фонд, страховые взносы, прочие), Всего удержано, Аванс, Сумма к выдаче. Заголовки строк: Месяцы (январь, февраль и т. д.), Итоги. На четвертом листе создать сводную таблицу по трем сотрудникам на основе первых трех листов.

5. Создать таблицы расчета потребляемой электроэнергии по месяцам на три года. Заголовки столбцов: Месяц, Освещение, Обогреватели, Телевизоры, Микроволновая печь, Электродуховка, Электрочайник, Кофеварка, Компьютер, Другие потребители, Суммарный расход электроэнергии, Стоимость квтч элетроэнергии, Суммарная плата. Для каждого потребителя предусмотреть столбцы Мощность и Время работы потребителя. Заголовки строк: месяцы года (январь, февраль и т.д.) Итоги. На четвертом листе создать итоговую таблицу потребления по годам на основе предыдущих трех листов.

6. Создать таблицы динамики цен на компьютерное оборудование по трем фирмам. Заголовки столбцов: Материнская плата, Процессор, Память, Винчестер, Видеокарта, Накопитель на компакт дисках, Корпус, Клавиатура, Мышь, Монитор, Принтер), Стоимость основных устройств, Общая стоимость компьютера. Заголовки строк: Месяцы года, Итоги (минимальное, среднее, максимальное значения). На четвертом листе показать среднегодовые значения цен на комплектующие по фирмам.

7. Составить таблицы продажи канцтоваров за три года. Заголовки столбцов: Месяц, Не менее 4 видов наименований (цена, количество, общая стоимость без НДС, с учетом НДС), Итоговая стоимость всего товара. Заголовки строк: Месяцы (январь, февраль, и т. д.), Итоги. На четвертом листе создать сводную таблицу по трем годам на основе первых трех листов.

8. Составить таблицы стоимости турпоездок в три страны по месяцам. Заголовки столбцов: Месяц, Стоимость гостиницы, Авиабилеты, Экскурсии, Общая стоимость услуг (сумма предыдущих трех столбцов), Виза, Загранпаспорт, Страховка, Общая стоимость оформления (сумма предыдущих трех столбцов), Общая стоимость путевки, Отклонение от среднегодового значения стоимости путевки. Заголовки строк: Месяцы учебного года (сентябрь, октябрь и т. д.), Среднее значение. На четвертом листе составить таблицу среднегодовых значений стоимостей услуг по странам.

9. Составить таблицу закупки спортивного инвентаря. Заголовки столбцов: Месяц, Виды спорта (не менее 5), по каждому виду спорта указать несколько наименований инвентаря, Суммарный расход по видам спорта, Итоги (среднее значение, общая сумма). Заголовки строк: Месяцы (январь, февраль и т. д.), Итоги. На четвертом листе создать сводную таблицу по трем годам на основе первых трех листов.

10. Составить таблицу расчета арендной платы за офис на три года. Заголовки столбцов: Месяц, Плата за свет (тариф, расход, общая стоимость), Плата за телефон (ежемесячная плата, междугородние переговоры, общая сумма), Плата за офис (стоимость 1 кв. м, количество метров, общая сумма), Охрана, Уборка, Ремонт, Суммарная оплата. Заголовки строк: Месяцы (январь, февраль и т. д.), Итоги. На четвертом листе создать сводную таблицу по трем годам на основе первых трех листов.

Требования к отчету

Представить преподавателю полностью оформленную таблицу, уметь объяснить любые действия по заполнению и оформлению таблиц.

Контрольные вопросы

1. Как вызвать справку Excel?

2. Что такое ссылка на лист?

3. Как использовать формулы?

4. Как скопировать формулы?

5. Что такое круговая диаграмма, гистограмма?

6. Что такое формат ячеек?

7. Что такое денежный формат?

8. Как задать имя ячейке?

Лабораторная работа 3
СОЗДАНИЕ БАЗ ДАННЫХ С ПОМОЩЬЮ СУБД АССЕSS

Цель работы

Изучить принципы построения баз данных. На практике осуществить создание баз данных, научиться ими управлять.

Методические указания

Microsoft ACCESS является системой управления реляционными базами данных. Данная работа направлена обучить студентов рационально распределять данные между таблицами. С этой целью каждую конкретную разновидность информации мы будем хранить в отдельной таблице, чтобы избавиться от «избыточности» данных. Так как данные при таком распределении не дублируются, а хранятся только в одном месте, то внесение изменений существенно упрощается, уменьшается риск ошибки. При работе с данными из нескольких таблиц, между ними устанавливаются связи.

При создании новой базы данных ACCESS предлагает окно для создания таблиц, запросов, форм, отчетов, макросов, модулей. Принцип работы с каждым типом объектов один и тот же. Для этого используются три кнопки: Создать, Открыть, Конструктор. Создать используется для создания новых объектов, Открыть – для просмотра данных, Конструктор – для изменения структуры объекта.

Работа с таблицами

Данные базы хранятся в таблицах, которые можно создавать мастером и конструктором. В процессе создания задаются свойства данных, определяются их типы, имена. То есть определяются структура таблицы.

Тип данных определяет, какого вида данные допускается вводить в поле. Например, недопустим ввод текста в поле денежного типа. Выбор соответствующего типа обеспечивает ввод данных в правильной форме для сортировки, вычислений и других операций. Чтобы определить или изменить тип данных, выберите столбец Тип данных, нажмите в поле кнопку со стрелкой и выберите тип данных из списка.

Каждое поле имеет свойства, изменяя которые, можно управлять сохранением, обработкой и отображением данных поля. Например, при задании свойству Формат (Format) значения Денежный для поля с числовым или денежным типом данных автоматически добавляется разделитель групп разрядов и символ рубля (1 234р.). Для задания свойства поля выберите его в верхней части окна конструктора таблиц и в нижней части окна введите значение этого свойства или выберите его из списка. Набор доступных свойств определяется типом данных поля.

Значения любого поля можно индексировать с допущением или не допущением совпадений. Это свойство используется в дальнейшей работе для установки связи между таблицами.

После создания структуры таблицы можно начать ее заполнение. Для этого необходимо выбрать в закладке Таблица кнопку Открыть. Если потребуется изменить структуру, можно нажать кнопку Конструктор.

В результате должна получиться таблица, по столбцам которой расположены поля, а по строкам записи.

Например,

Количество комнат Тип Район Улица
бр ДП Касимовское шоссе
бр Центр  
хр Центр Лермонтова
ул/пл ДП Шереметьевский проезд
ул/пл ДП Зубковой
ул/пл Шлаковый Полиграфистов

В таблицах можно вводить, удалять, изменять записи.

Связь между таблицами

Access – реляционная СУБД, в которой различные таблицы могут быть взаимно связанными. Связь между данными можно пояснить на примере.

Автоматизируя работу школы, создаем базу данных, состоящую из таблиц: учителя, учащиеся, классы, кружки, предметы и др. В работе может потребоваться информация из разных таблиц, например, адреса учащихся занимающихся в спортивных кружках или список учителей ведущих определенный предмет. Благодаря созданию отношений между таблицами, появляется возможность установления соответствия между данными разных категорий. Использование связей дает множество преимуществ: конкретная разновидность информации хранится только в одной базе данных, данные не повторяются, а хранятся в одном месте, поэтому упрощается ввод изменений. Наличие связей существенно ускоряет процедуры поиска, сбора и обработки взаимосвязанной информации. Реляционная база данных делает это автоматически.

Для установления взаимосвязи между таблицами в обеих таблицах должны быть предусмотрены поля, имеющие одинаковые тип, ширину. В основной таблице поле для связи должно быть индексировано без совпадений. В связанной таблице в соответствующем поле индексации нет.

Например, имеем две таблицы: данные об учащихся (Фамилия, имя, отчество, адрес, дата рождения, родители, название класса) и класс (название класса, количество учащихся, староста, классный руководитель). Для связи используем общее поле название класса. Одна таблица должна рассматриваться как главная, а другая как подчиненная. В рассматриваемом примере в качестве главной будет выступать таблица класса. В данном случае рассматривается отношение один ко многим, т. е. одному классу соответствует несколько учащихся, а не наоборот.

Для правильного установления связи, необходимо, чтобы, данные поля «название класса» таблицы класс были уникальными. Обеспечить это условие позволяет задание в свойствах поля индексации без совпадений.

Все связи таблиц должны быть реальными, то есть необходимо выполнять требование наличия ссылочной целостности. То есть в обеих таблицах должны присутствовать ссылки на вторую таблицу через значение поля связи.

Связь таблиц осуществляется в Схеме данных. Для наших таблиц будем создавать связь Один ко многим, что означает: одной записи основной таблицы соответствует несколько записей подчиненной таблицы.

Для установки связи необходимо зайти в Схему данных, добавить нужные таблицы. Соединить линией с помощью мыши соответствующие поля двух таблиц. После чего на экране появляется окно, определяющее тип связи один ко многим. Если он не определен, значит, таблицы не подготовлены правильно. Либо тип не соответствует, либо не установлена индексация.

Работа с запросами

Для поиска и отбора данных, удовлетворяющих определенным условиям, создается запрос. Запросы позволяют также обновить или удалить одновременно несколько записей, выполнить встроенные или специальные вычисления.

Чтобы упростить создание запросов, которые можно выполнить независимо, либо использовать как базовые для нескольких форм или отчетов, пользуйтесь мастерами запросов. Мастера запросов автоматически выполняют основные действия в зависимости от ответов пользователя на поставленные вопросы. Если было создано несколько запросов, мастера можно также использовать для быстрого создания структуры запроса. Затем для его наладки переключитесь в режим конструктора.

Если мастер не удовлетворяет требованиям запроса, то можно создать его вручную с помощью конструктора.

ACCESS предлагает создавать различные типы запросов: простые, перекрестные, на выборку.

Рассмотрим пример создания запроса на выборку без использования мастера (конструктором).

1. В окне базы данных перейдите к вкладке Запросы и нажмите кнопку Создать.

2. В диалоговом окне Новый запрос выберите команду Конструктор и нажмите кнопку OK.

3. В диалоговом окне Добавление таблицы перейдите к вкладке, которая включает объекты, содержащие требуемые данные.

4. Для добавления объектов в запрос дважды щелкните кнопкой мыши на имени каждого, а затем нажмите кнопку Закрыть.

5. Если запрос содержит несколько таблиц или запросов, убедитесь, что между собой их соединяет линия. Для Microsoft Access это означает, что данные связаны. Если же линий нет, создайте их.

6. Добавьте поля в запрос, перемещая их имена с помощью мыши из списка полей в бланк запроса. Для получения дополнительных сведений о добавлении полей нажмите кнопку.

7. Внесите в запрос необходимые усовершенствования: определите условие отбора, порядок сортировки, создайте вычисляемые поля (для вычисления суммы, среднего значения, пересчета и других действий с данными), либо измените структуру запроса.

8. Для сохранения запроса нажмите кнопку Сохранить на панели инструментов. Введите имя, соответствующее соглашениям об именах объектов Microsoft Access, и нажмите кнопку OK.

9. Для просмотра результатов запроса нажмите кнопку Вид на панели инструментов, режим таблицы.

Перекрестный запрос

Перекрестный запрос вычисляет сумму, среднее значение, число элементов и значения других статистических функций, группируя данные и выводя их в компактном виде, напоминающем электронную таблицу.

Перекрестный запрос создается с помощью соответствующего мастера или в конструкторе запросов. В бланке запроса указывается, значения каких полей будут использоваться в вычислениях или в качестве заголовков строк и столбцов.

Пример перекрестного запроса, показывающего количество квартир, сгруппированных по районам и типам. Во втором столбце показывается суммарное значение строки.

Тип квартиры Итоговое значение Количество комнат ДП Канищево Московский Приокский Роща
брежневка
гостинка        
м/с      
общеж        
сталинка      
ст/фонд        
ул/план
хрущевка      

Работа с формами

Для просмотра, ввода или изменения данных прямо в таблице применяются формы. Форма позволяет отобрать данные из одной или нескольких таблиц и вывести их на экран, используя стандартный или созданный пользователем макет.

Использование форм наиболее эффективно, когда они встроены в прикладной модуль. Формы могут содержать полный набор средств для работы с записями, оформленный в виде совокупности управляющих элементов (кнопок, списков и др.).

Пользователь имеет возможность создать форму самостоятельно или воспользоваться мастером. Мастер форм ускоряет процесс создания формы, так как автоматически выполняет всю основную работу. При использовании мастера Microsoft Access выдает приглашение на ввод данных, на основе которых создается форма. В созданных формах мастер можно использовать для быстрого создания элементов управления в форме. Для настройки формы следует переключиться в режим конструктора.

 
  Изменение диапазона ячеек, используемого для создания диаграммы - student2.ru

При создании формы в режиме конструктора в распоряжении пользователя есть набор инструментов, которые помогут ввести необходимые элементы управления: поля, надписи, кнопки и другие управляющие элементы (рис. 5).

Инструментальное меню с пиктограммами чаще располагается в левой части экрана.

Для вставки элемента в экранную форму просто нужно выполнить щелчок мышью в инструментальном меню, затем перевести указатель мыши в ту позицию окна, в которой должен располагаться элемент. В большинстве случаев после этого открывается диалоговое окно, которое позволяет подробно определить свойства элемента. Можно, нажав правую кнопку мыши на объекте вызвать контекстное меню и далее осуществить настройку свойств. Для вывода содержимого полей в свойствах должна быть заполнена строка источник данных, где требуемое поле выбирается из списка. Через контекстное меню можно настроить цвет, размер, фон выводимого объекта.

Иногда возникает необходимость создания сложных форм, то есть форм выводящих в себе другие формы или отчеты. Для создания таких элементов используется кнопка Подчиненная форма/отчет. В свойствах объекта указывается Объект источник данных.

Примечание: При автоматическом создании формы управляющие элементы для полей берутся из описания полей в таблице. Если в таблице не указан управляющий элемент формы, его можно добавить вручную в режиме конструктора формы.

Кнопочная форма

При создании базы данных с помощью мастера кнопочная форма создается автоматически. Она помогает перемещаться по базе данных. На кнопочную панель помещаются кнопки, при нажатии которых открываются формы или отчеты (или открываются другие кнопочные формы, с помощью которых открываются другие формы или отчеты), осуществляется выход из Microsoft Access или изменяется сама кнопочная форма. Диспетчер кнопочных форм позволяет создавать кнопочные формы, подобные тем, что создает мастер баз данных.

Пользователь имеет возможность создавать кнопочную форму самостоятельно с помощью конструктора форм или диспетчера кнопочных форм.

Рассмотрим работу с диспетчером кнопочных форм.

1. Выберите в меню Сервис команду Надстройки и подкоманду Диспетчер кнопочных форм.

2. Если выводится приглашение подтвердить создание кнопочной формы, нажмите кнопку Да.

3. В диалоговом окне Диспетчер кнопочных форм нажмите кнопку Изменить.

4. В диалоговом окне Изменение страницы кнопочной формы введите имя в поле Название кнопочной формы и нажмите кнопку Создать.

5. В диалоговом окне Изменение страницы кнопочной формы введите текст подписи для первой кнопки и выберите команду в поле со списком Команда. Например, введите текст Просмотр заказов, а затем выберите в поле Команда команду Открытие формы в режиме редактирования.

6. Для большинства выбранных команд под полем Команда открывается новое поле со списком. При необходимости, выберите нужный элемент в этом поле. Например, если выбрана одна из команд работы с формами, то в поле со списком Форма следует выбрать имя открываемой формы.

7. Повторите шаги с 4 по 6 для создания всех нужных кнопок кнопочной формы. Чтобы изменить или удалить какую-либо из созданных кнопок, выберите имя этой кнопки в списке Элементы данной кнопочной формы и нажмите кнопку Изменить или Удалить. При необходимости изменить порядок кнопок в списке выберите элемент и нажмите кнопку Вверх или Вниз.

8. Закончив создание кнопочной формы, нажмите кнопку Закрыть.

Примечания: Диспетчер кнопочных форм позволяет создавать кнопочную форму, кнопки которой открывают другие кнопочные формы. С помощью описанных выше действий могут быть созданы несколько кнопочных форм. Для того чтобы сделать кнопочную форму стартовой кнопочной формой, которая открывается по умолчанию при запуске базы данных, выберите имя кнопочной формы в диалоговом окне Диспетчер кнопочных форм и нажмите кнопку По умолчанию. Для того чтобы открыть из кнопочной формы другую кнопочную форму, выберите на шаге 5 команду Переход к кнопочной форме и укажите имя кнопочной формы, на которую требуется перейти.

При создании кнопочной формы с помощью диспетчера кнопочных форм Microsoft Access создает таблицу Элементы кнопочной формы, содержащую описания кнопок, выводящихся в форме, и выполняемых ими действий. Попытка изменить кнопочную форму в режиме конструктора формы, может привести к тому, что приложение перестанет работать. Если требуется внести в кнопочную форму существенные изменения, рекомендуется создать кнопочную форму заново, а затем указать новую форму в качестве стартовой формы.

Можно создавать кнопки в конструкторе, для этого необходимо использовать инструментальное меню: выбрать объект Кнопка, поместить в область формы. Чтобы кнопка выполняла какое-либо действие, следует создать макрос или процедуру обработки события и связать их со свойством кнопки Нажатие кнопки. Мастер кнопок позволяет создавать кнопки более 30 разных типов. При создании кнопки с помощью мастера для нее определяется процедура обработки события. Текст надписи на кнопке задается в качестве значения свойства Подпись. Чтобы поместить на кнопку рисунок, следует указать его в свойстве кнопки Рисунок.

Работа с отчетами

Для анализа данных или распечатки их определенным образом используется отчет. Например, можно создать и напечатать отчет, группирующий данные и вычисляющий итоги, или отчет для распечатки почтовых наклеек.

Задание к лабораторной работе № 3

Создать базу данных для двух таблиц, установить между ними связь одна ко многим. Заполнить базу данных, используя не менее 5 записей для основной таблицы, не менее 15 – для связанной (подчиненной).

Создать запросы согласно заданиям по вариантам.

Представить данные в формах, созданных с помощью мастера и вручную. А также выводящих все данные обеих таблиц. То есть создать не менее трех форм.

Создать меню обработки базы данных в виде кнопочной формы.

Варианты заданий:

* * *

Продуктовая база

Таблица1. Продукты

Наименование продукта

Срок годности

Масса

Дата поставки

Фирма-изготовитель

Цена

Упаковка

Наличие на базе

Таблица2. Продавцы

Ф.И.О.

Дата приема на работу

Адрес продавца

Зарплата

Предусмотреть поле для связи один продавец - несколько продуктов

Задания для запросов:

Вывести:

а) все продукты без упаковки, упорядоченные по алфавиту,

б) продукты с истекшим сроком годности,

в) сколько продуктов у каждого продавца,

г) фамилию продавца, у которого больше всего продуктов.

* * *

Автомобили

Таблица1. Автомобили

Марка

Стоимость

Цвет

Номер двигателя

Мощность двигателя

Максимальная скорость

Пробег

Дата выпуска

Б/У (да, нет)

Таблица2. Фирмы, торгующие автомобилями

Название фирмы

Директор

Адрес фирмы

Контактный телефон

Предусмотреть поле для связи одна фирма - несколько автомобилей.

Задания для запросов:

Вывести:

а) список машин, бывших в употреблении, по алфавиту,

б) машины, дороже какой-либо суммы,

в) сколько машин в ассортименте у каждой фирмы,

г) у какой фирмы самый большой ассортимент.

* * *

Видеотека

Таблица1. Видеофильмы

Название фильма

Актеры

Дата выхода

Продолжительность

Стоимость

Страна

Наличие лицензии (да, нет)

Таблица2. Режиссеры

Ф.И.О. режиссера

Дата рождения

Страна

Количество Оскаров

Предусмотреть поле для связи один режиссер - несколько фильмов

Задания для запросов:

Вывести:

а) фильмы, вышедшие позднее какой-либо даты,

б) лицензионные фильмы, по алфавиту,

в) сколько фильмов снял каждый режиссер,

г) фамилию режиссера, снявшего больше всех фильмов.

* * *

Спортивный клуб

Таблица1. Спортсмены

Ф.И.О.

Вид спорта

Разряд

Травмы

Дата рождения

Адрес

Кол-во золотых медалей

Участие в международных соревнованиях (да, нет)

Таблица2. Тренеры

Ф.И.О. тренера

Вид спорта

Стаж

Категория

Кол-во мастеров спорта

Предусмотреть поле для связи один тренер - несколько спортсменов

Задания для запросов:

Вывести:

а) участников международных соревнований по алфавиту,

б) у кого самый высокий разряд (или количество медалей),

в) сколько спортсменов у каждого тренера,

г) фамилию тренера, у которого больше всего спортсменов.

* * *

5. Отдел кадров студентов

Таблица1. Студенты

Ф.И.О.

Дата рождения

Адрес

Телефон

Номер зачетной книжки

Номер читательского билета

Средний балл

Стипендия

Льготы (да, нет)

Таблица2. Группы

Номер группы

Курс

Факультет

Староста

Предусмотреть связь одна группа - несколько студентов

Задания для запросов:

Вывести:

а) студентов льготников по алфавиту,

б) студентов старше какого-либо возраста,

в) количество человек в каждой группе,

г) номер группы, которая является самой многочисленной.

* * *

Телефонный каталог

Таблица1. Телефоны.

Номер телефона

Район

Дата подключения

Цифровая АТС (д/н)

Ответственный за телефон

Номер договора

Дополнительные услуги

Текущий счет

Таблица2. Фирма.

Наименование фирмы

Адрес

Директор

Гл. бухгалтер

Предусмотреть поле для связи одна фирма – несколько телефонов.

Задания для запросов:

Вывести:

а) телефоны цифровых АТС по возрастанию,

б) телефоны, подключенные до определенной даты,

в) наименования фирм с количеством телефонов каждой,

г) какая фирма лучше телефонизирована.

* * *

Книга рецептов ресторана

Таблица 1. Фирма

Название фирмы

Направление деятельности

Директор (Ф.И.О)

Адрес

Телефон

Таблица 2. Автомобили

Тип автомобиля

Гос. номер

Пробег

Год выпуска

Дата последнего техосмотра

Возможность перевозки пассажиров

Водитель (Ф.И.О)

Предусмотреть поле для связи одна фирма – несколько автомобилей.

Задания для запросов:

Вывести:

а) водителей автомобилей для перевозки пассажиров

б) автомобили, не прошедшие техосмотр

в) какая фирма имеет больше всего автомобилей

г) какая фирма сколько автомобилей имеет.

* * *

Наши рекомендации