Тема 5 Морское страхование. «Страхование морских судов (КАСКО), Страхование ответственности судовладельцев»
Вопросы:
1) Морское страхование- первый и наиболее древний вид страхования.
2) Страхование морских судов (КАСКО). Судно как объект, принимаемый на страхование. Классификация судов.
3) Условия (оговорки) договора страхования судов.
4) Порядок заключения договора страхования судов. Принципы установления тарифных ставок.
Литература: Кодекс торгового мореплавания; Учебное пособие «Теория и практика страхования» Турбина К.Е. стр.354-362;Учебное пособие «Теория и практика страхования» Журавлёв Ю.М. стр.49-52, 59-63.
1)Любое судоходство, как известно, связано с повышенной опасностью. Время года, в которое совершается рейс, тип и техническое состояние судна, род груза и самого судна. В рейсе судно и груз могут быть повреждены и погибнуть в результате шторма, посадки на мель и т.п., что не может быть поставлено в вину судовладельцу. Кроме того, могут возникнуть конфликтные отношения между судовладельцем и другим лицом (ответственность судовладельца), которому первый нанес материальный или физический ущерб. Ответственность судовладельца во многих случаях ограничена, а значит, не обеспечивает полного возмещения причиненного ущерба. Поэтому судовладельцы испытывают потребность в такой системе охраны своих имущественных интересов.
Морское страхование-первый и наиболее древний вид страхования. Можно считать, что оно в зачаточном виде существовало уже в период Левантийской империи (900-700 лет до н.э.), а к 12 веку сложилось как более или менее развитый институт.
Раннее возникновение морского страхования обьясняется тем, что торговля издавна связана с мореплаванием, более всего подверженным воздействию стихии, в то время как морские суда и перевозимые в них грузы отличаются обычно большой ценностью и, следовательно, их гибель или повреждение причиняют владельцам крупные убытки. Все это вынуждало владельцев грузов и судов искать пути и средства компенсации возможных последствий.
Значительное распространение морское страхование получило в середине 14 века в Италии. Первый дошедший до нас полис, датированный 1347 г. , был выдан в Генуе. В начальный период развития для морского страхования было характерно, что один и тот же полис покрывал как груз, так и судно, на котором он перевозился. Купец чаще всего был собственником груза и судна, а потому понятия грузовладелец и судовладелец совпадали.
С развитием торгового мореплавания и торговли грузы чаще стали перевозиться на судах, принадлежащих другим лицам. Это привело к разделению интересов в сохранности судов и грузов, а следственно, и к выделению в морском страховании:
- страхование судов (КАСКО);
-страхование грузов (КАРГО),
-страхование ответственности судовладельцев.
По мере перемещения центра торговли из Средиземноморья в Европу морское страхование распространилось во Франции, Германии, Англии.
Во Франции была принята первая попытка кодифицировать нормы о морском страховании, условия которого получили отражение в Морском Ордонансе (Ordonancedelamarine) 1681 г. Данные условия применялись вплоть до 1967 года.
Со временем наиболее мощным морским страховым рынком стал английский. История развития английского морского страхования связано со словом «Lloyd».
Эдуарду Ллойду принадлежало кафе в Лондоне весьма популярное среди лиц, причастных к морской торговле. Для удобства клиентов Ллойд периодически выпускал бюллетень сведений о движении судов, колебании цен на товары, уровне фрахтовых и страховых ставок.
Контакты между посетителями сначала носили эпизодический характер, постепенно становились все более устойчивыми и в конце концов привели к объединению группы коммерсантов, которые сообща принимали на свою ответственность крупные морские риски за определенную плату. При этом каждый из участников объединения указывал сумму, в пределах которой он соглашался нести ответственность за убытки и подтверждал свое согласие подписью. Отсюда пошло название «андеррайтер» («Underwriter» - в буквальном переводе «подписавший»), в русском понимании – страховщик.
Страховщики Ллойда разработали стандартную форму морского полиса, который и по сей день применяется в морском страховании.
В царской России практически не было своего морского страхования. Русские страховщики предпочитали заимствовать правила, принятые другими государствами.
При Советской власти страхование было объявлено монополией государства. Морским страхованием до 1947 года занималась компания «Госстрах», а с 17.11.1947 года - «Ингосстрах»
В основу правил морского страхования компании «Ингосстрах» были положены Оговорки Лондонского института страховщиков («InstituteofLondonUnderwriters»), используемые андеррайтерами Ллойда.
С развалом СССР и образованием большого числа независимых коммерческих страховых компаний появилось большое количество новых правил. Но в большинстве своем они в точности повторяют правила «Ингосстраха».
В заключение можно сказать, что в настоящий момент самым универсальными и широко используемыми правилами морского страхования (КАСКО) являются правила «InstituteofLondonUnderwriters» для судов, ходящих в международных водах.
СТРАХОВАНИЕ СУДОВ (КАСКО)