Налог на доходы физических лиц в налоговой системе России, направления совершенствования
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
В России подоходный налог официально называется налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения (статья 209 НК РФ) признается доход, полученный налогоплательщиками:
от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Для совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации можно выделить следующие направления:
- ввести не облагаемый налогом на доходы физических лиц минимум равный величине прожиточного минимума;
- способствовать повышению налоговой культуры через раскрытие информации о направлениях использования уплачиваемых физическими лицами налогов, о порядке предоставления социальных и имущественных вычетов;
- пересмотреть налоговые ставки по налогу на доходы с учетом перехода к прогрессивной шкале налогообложения (с учетом семейного положения и количества детей). Основополагающим условием при установлении шкалы налогообложения должно стать привлечение к уплате налога платежеспособных лиц.
- изменить порядок и упростить процедуру предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов.
- целесообразно изменить подходы к вычетам на детей;
- предусмотреть ежегодную индексацию стандартных налоговых вычетов на уровень инфляции;
- пересмотреть систему предоставления имущественных налоговых вычетов;
- возможно, следует отменить имущественный налоговый вычет по факту покупки или строительства жилья и заменить его бюджетным финансированием посредством субсидий;
- введение практики семейного налогообложения могло бы обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между плательщиками с различным составом семей
60. Налоги в системе финансовых отношений, их социально-экономическое содержание и классификация
В Налоговом Кодексе РФ дается такое юридическое определение налога: - это обязательный индивидуально - безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Основные функции налога: фискальная и регулирующая.
Фискальная характерна изначально для всех государств, с её помощью образуются государственные денежные фонды, обеспечивающие материальные условия для функционирования государства. Эта функция даёт государству возможность вмешиваться в экономические отношения т.е. она обусловливает регулирующую функцию. Последняя означает, что налоги оказывают влияние на воспроизводств, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или умножая платежеспособный спрос населения.
Ещё существуют: контрольная, распределительная, стимулирующая функции.
С помощью налогов государство:
- распределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и осуществляет контроль эффективного использования финансовых ресурсов.
Через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.
Виды налогов можно классифицировать:
по методу установления:
- прямые (взимаются с дохода или имущества). Бывают личные – уплачиваются с действительно получаемого дохода и реальные – взимаются с предполагаемого дохода, напр., налог на недвижимость, налог с владельцев транспортных средств, на операции с ценными бумагами.
- косвенные (включаются в цену товара и оплачиваются потребителем (НДС, налог с продаж, таможенные платежи). Косвенные делятся на индивидуальные акцизы (на реализацию нефтепродуктов), универсальные акцизы (НДС, налог с продаж), таможенные пошлины.
По субъектам налогообложения:
– раскладочные, которые распределяются между налогоплательщиками,
- количественные, учитывают имущественное состояние налогоплательщика.
По месту поступления:
- закрепленные (поступают в определенный бюджет или во внебюджетные фонды;
-регулирующие (поступают в различные бюджеты в пропорциях, установленных законодательством).
По уровню управления: федеральные, региональные, местные.
По цели использования:
-общие (поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий);
- целевые - имеют строго определённые назначения.
По строкам оплаты:
- регулярные
- разовые (налог с имущества).
По объектам налогообложения: налоги на имущества, налоги на доходы, ресурсные налоги, налоги на действия, прочие налоги.
По субъектам - налогоплательщикам:
- налоги с физических лиц (подоходный, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения);
- налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, налог с продаж, акцизы, налог на операции с ценными бумагами);
- смешанные, которые уплачивают как физические лица, так и юридические лица (налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, гос. пошлина и др.).
По форме взимания:
1) взимаемые у источника до получения дохода (с дивидендов юридических лиц, уплачиваемый работодателем с доходов физических лиц);
2) по декларации после получения дохода;
3) по кадастру (на строение, на владельцев автотранспортного средства, земельный);
По источникам налогообложения
1) налоги, включаемые в цену продукции (товара) сверх оптовой цены (акцизы, НДС, с продаж),
2) налоги, включаемые в себестоимость (таможенные пошлины, земельный налог, отчисления во внебюджетные фонды.
3) налоги, относимые на финансовые результаты деятельности (налог на прибыль предприятий и организаций, единый налог на вмененный доход).
4) налоги, относимые на прибыль предприятия до её налогообложения (на имущество предприятий, на рекламу и др.).
5) налоги на прибыль, остающуюся после уплаты налога на прибыль (налог на операции с ценными бумагами, сборы за использование российской символики, местные налоги и сборы).
61. Налоговая политика , ее содержание и основные направления в условиях реализации налоговой реформы
Налоговая политика – совокупность финансовых, экономических и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества путем перераспределения финансовых ресурсов
Налоговую политику во многом определяют формы и методы ее проведения. Формы:
1. политика максимальных налогов – чрезмерный налоговый гнет у хоз. Суб. Нет денег платить налоги и расширять бизнес, происходит массовое уклонение
2. Политика эк. Развития – учитывает фискальные интересы налогоплательщиков но сокращает расходы на соц программы. Цель – увеличение инвестиц. активности за счет благоприятного налогового климата
3. Политика разумных налогов – среднее между 1 и 2 высокие налоги и высокая социальная защита (Швеция, Норвегия, Скандинавия)
"Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы", одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. №8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. Совершенствование налога на прибыль организаций
2. Совершенствование налога на добавленную стоимость
3. Индексация ставок акцизов
4. Совершенствование налога на доходы физических лиц
5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц
6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов