Цель и основные направления Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами
В условиях кризиса субъекты Российской Федерации оказались в ситуации невозможности обеспечения необходимого баланса доходов и расходов. Увеличение безработицы, снижение объёма доступных финансовых ресурсов на проведение капитальных вложений, а также опасность увеличения кредиторской задолженности по обязательствам первоочередного класса фактом своего существования указывают на необходимость решения вопроса о соблюдении баланса доходов и расходов.
В сложившейся ситуации для развития межбюджетных отношений в Российской Федерации и управления процессом бюджетирования в Концепции поставлены следующие задачи:
- установление особенностей организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса;
- создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
- корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;
- дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Очевидна необходимость установления общего порядка использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оставшихся на единых счетах средств субсидий и субвенций на исполнение обязательств расходной части субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Также необходимо предоставить органам власти субъектов Российской Федерации право направление средств, заимствованных из резервных фондов, на покупку государственных ценных бумаг. При этом владельцы этих бумаг должны иметь возможность осуществлять немедленную продажу вышеуказанных активов в течение финансового года во избежание угрозы снижения ликвидности.
Ряд нововведений, представленных Концепцией, касается регулирования налоговыми механизмами обеспеченности бюджетов на муниципальном уровне. Прежде всего, будет введено право субъектов Российской Федерации на создание дополнительных нормативов сверх тех, что уже установлены в БК РФ, отчислений из общего объёма федеральных и региональных налогов в бюджеты муниципальных образований соответственно их типам.
Также существует предложение часть налогов, которые сейчас переходят в распоряжение местных бюджетов, отдавать муниципальным бюджетам, поскольку органы местного самоуправления смогут значительно и на стабильный период изменить их базу в лучшую сторону. В первую очередь это касается налога, уплачиваемого при введении упрощённой системы налогообложения в форме патента, а также при использовании единого сельскохозяйственного налога.
Концепция устанавливает порядок, согласно которому субъекты, в которых доходы исполняются циклично — субъекты с однонаправленной экономикой, где валовой продукт в большинстве своём создается одной отраслью (нефтегазовой, металлургической и т. д.), — обязаны формировать фонды резерва в те года, когда соответствующие отрасли демонстрируют наибольшие темпы роста.
Таким образом, в результате анализа Концепции, её основных положений и предложенных действий, а также при условии, что последние будут исполнены в полном объеме, могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность межбюджетных отношений и качества менеджмента в области государственных и муниципальных финансов будет, несомненно, повышено, хотя более отчётливо это проявится лишь в долгосрочной перспективе;
- субъекты Российской Федерации и муниципальные образования смогут сами для себя снизить негативные последствия экономического и финансового кризиса;
- будет наблюдаться повышение эффективности работы бюджетной системы Российской Федерации на основе комбинирования принципов самостоятельности бюджетов различных уровней и, в то же время, общности их интересов.
55 Государственные доходы, их экономическое содержание, состав, структура
Государственные доходы являются одной из важнейших финансовых категорий. Доходы формируются в результате распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью финансового механизма на основе государственной финансовой политики.
Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе, которых, образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования. В результате распределения национального дохода образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения.
Экономическая природа государственных доходов обусловлена уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Роль государства в формировании государственных доходов: устанавливает долю чистого дохода, централизируемую в бюджете и оставляемую предприятиям, организациям, а также мобилизует часть личных доходов населения и другие средства в обществе. Значительным источником государственных доходов являются доходы от государственной собственности, к которым относятся:
чистый доход государственных предприятий и организаций в виде прибыли, НДС, акцизов, таможенных доходов;
доходы от государственного имущества;
доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями;
специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату, за помещения, доходы подсобных предприятий.
В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:
1. на доходы, формируемые в сфере материального производства, которые выступают основным источником экономического роста, обязаны первичному распределению;
2. доходы, образующиеся в непроизводственной сфере, которые выступают объектом перераспределительных отношений.
По уровню централизации государственные доходы подразделяются на доходы:
1. используемые по месту их образования на государственных предприятиях и организациях;
2. концентрируемые в государственном бюджете и других целевых централизованных фондах денежных средств государства.
Структуру государственных доходов можно представить следующим образом:
1.Общие доходы и полученные официальные трансферты.
2. Общие доходы.
3. Текущие доходы.
4. Налоговые поступления.
- подоходные налоги, налоги на прибыль и прирост капитала;
- отчисления в государственные социальные фонды;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на собственность;
- внутренние налоги на товары и услуги;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
-прочие налоги, сборы и пошлины.
5.Неналоговые поступления:
-доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности (в том числе прибыль центрального банка);
-административные сборы и платежи, доходы от продаж;
-поступления по штрафам и санкциям;
-прочие неналоговые поступления.
6.Доходы от операций с капиталом:
-продажа основного капитала;
-доходы от реализации государственных запасов;
-доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников.
7.Полученные официальные трансферты:
-от нерезидентов;
-от других органов государственного управления (дотации, субвенции и др.)