Трансформация механизма исчисления и уплаты ЕСН различными категориями налогоплательщиков, и переход к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды
Основные механизмы исчисления и уплаты страховых взносов, определенные Законами № 212-ФЗ и 213-Φ3, повторяют то, что было записано в НК РФ и, в частности, в гл. 24 НК РФ, а также в старой редакции Федеральных законов от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ряде других. Вместе с тем новое законодательство вносит ряд серьезных изменений, как в механизм начисления и уплаты страховых взносов, так и в порядок их администрирования.
Рассмотрим основные положения нового законодательства.
Плательщиками страховых взносов являются следующие категории страхователей, определенные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования:
- лица, производящие выплаты физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- лица, не производящие выплаты физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если плательщик относится к нескольким категориям страхователей, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.
В целях осуществления контроля за уплатой страховых взносов все плательщики должны пройти регистрацию в качестве страхователей.
Необходимо отметить, что организации, перешедшие на УСН и переведенные на ЕНВД, с 1 января 2010 г. уплачивают страховые взносы в ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС на общих основаниях. За ними сохранено право на уменьшение суммы налога на величину уплаченных страховых взносов, предел суммы вычета остался на прежнем уровне (не более 50% суммы единого налога). Кроме того, на переходный период 2011-2027 гг. ст. 58 Закона № 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных плательщиков страховых взносов, в том числе применяющих режимы УСН и ЕНВД.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовому и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исчислением вознаграждений, выплачиваемых застрахованными лицами), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам о предоставлении права на использование произведений науки, литературы и искусства.
В сравнении со старым законодательством под обложение попали лицензионные договоры, а также расширено содержание выплат по авторским договорам.
Как и ранее, не относятся к объекту обложения выплаты и иные вознаграждения, предметом которых является переход права собственности и иных вещных прав на имущество (имущественные права), за исключением перечисленных выше авторских и лицензионных договоров.
В отличие от старого законодательства объектом обложения стали выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если у плательщиков - организаций они не отнесены к расходам, уменьшающих налоговую базу по налогам на прибыль, а у плательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц также выплаты не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, объектом обложения являются выплаты и иные вознаграждения индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, устраняется возможность уклонения от уплаты страховых взносов за счет применения специальных налоговых режимов и выплат, не учитываемых при налогообложении прибыли организации.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов за расчетный период. Как и ранее, плательщики определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица на 2010 г. была установлена в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются. Установленная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в России, размер которой определяется Правительством РФ.
С 1 января 2011 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов установлена в размере 463 000 руб., а с 1 января 2012 г. - 512 000 руб.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен, указанных (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товара (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - соответствующая сумма акцизов.
Сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при определении базы для начисления страховых взносов в части, касающейся договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора о предоставлении права на использование произведения науки, литературы, искусства, определяется как сумма доходов, полученных по соответствующему договору, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
1. Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
2. Все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:
а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
б) бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
д) увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
е) возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
ж) расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
з) трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации, в связи с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическим лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;
и) выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством РФ российскими судоходными компаниями членами экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международных рейсы.
3. Суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов:
а) физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористического акта на территории РФ;
б) работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
в) работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.
4. Доходы (за исключением оплаты труда работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.
5. Суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством РФ, суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов: по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц, по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством РФ, по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
6. Взносы работодателя, уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого эти взносы уплачивались.
7. Стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
8. Суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов, предусмотренных Конституцией, уставом субъекта РФ, за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных компаний, референдума.
9. Стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ, а также государственным служащим федеральных органов государственной власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в них личном постоянном пользовании.
10. Стоимость льгот на проезд, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников.
11. Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
12. Суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников.
13. Суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальным предпринимателям) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) и приобретение и (или) строительство жилого помещения.
14. Суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, федеральной противопожарной службы, лицами начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания в связи с исполнениями обязанностей военной службы и службы в указанных органах в соответствии с законодательством РФ.
15. Суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.
16. В базу для начисления страховых взносов не включаются суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, судьями федеральных судов и мировыми судьями, в части страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР.
Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
74. Формы налогового контроля, их содержание
Реализация налогового контроля осуществляется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.
Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Основными формами налогового контроля являются:
· проверки;
· получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
· проверки данных учета и отчетности;
· осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных НК.
Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.
Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т.е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных субъектов. Применение определенной формы зависит и от других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; объектов контроля; оснований возникновения налогово-контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т.д. Например, гл. 14.5 ПК установлены особенности налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Налоговый контроль классифицируется по различным основаниям на несколько групп.
По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.