Территориальная справедливость
«...Ответственность за установление размера и своевременную выплату зарплат
большинству бюджетников лежит на властях регионов.
И нужно выстраивать межбюджетные отношения таким образом,
чтобы субъекты Российской Федерации также имели возможность
повышать заработную плату в бюджетной сфере опережающими темпами».
Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 25 апреля 2005 года
Одной из важнейших задач федеральных органов власти является выравнивание финансовых возможностей регионовпо реализации закрепленных за ними полномочий, прежде всего — в сфере социальной политики и социального развития.
Общий объем финансовой помощисубъектам Российской Федерации из федерального бюджета в 2006 году по сравнению с 2005 годом возрастет в 1,17 раза.
Как и в предыдущие годы, основная часть этих средств будет распределяться между регионами через 5 фондовпо единым методикам.
Наиболее значимый из них — Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации-регионов (ФФПР). Из-за неравномерного размещения по территории страны производственного и ресурсного потенциала различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого Фонда всем регио
Достойная жизнь для граждан Устойчивый рост для экономики Уверенность в будущем для страны
нам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня, при этом существенное повышение бюджетной обеспеченности охватит 1/3 населения России (таблица 3).
Таблица 3
Доля населения, проживающего в регионах с разным уровнем бюджетной обеспеченности (% к общей численности населения России)
2005 2006
Уровень бюджетной обеспеченности (% к среднему по России) до после до после
выравнивания выравнивания выравнивания выравнивания
Критически низкий (менее 64%) | 34.2% | - | 30.0% | - |
Низкий (от 64% до 70%) | 4.3% | 30.1% | 7.9% | 27.2% |
Ниже среднего (от 70% до 75%) | 7.3% | 8.4% | 10.8% | 7.7% |
Средний (от 75% до 100%) | 19.0% | 26.2% | 13.3% | 27.0% |
Выше среднего (от 100% до 150%) | 23.9% | 23.9% | 24.7% | 24.7% |
Высокий (более 150%) | 11.4% | 11.4% | 13.4% | 13.4% |
Целевые субсидии из Фонда софинансирования социальных расходовбудут направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориальных бюджетов (социальную защиту ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплаты детских пособий, адресных жилищных субсидий населению). С 2006 года труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий, будет предоставлено право присоединяться к части социального пакета, предоставляемого гражданам, социальная поддержка которых обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Задачей Фонда регионального развитияявляется оказание помощи регионам в развитии социальной инфраструктуры — строительстве школ, больниц, других объектов. Будет продолжена реализация отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ, поддерживаемых из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Уровень бюджетной обеспеченности в регионах России в 2006 г. до и после распределения трансфертов ФФПР (% к среднему уровню)
11
Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций, средства которого передаются регионам в виде целевых субвенций на реализацию делегированных федеральных полномочий, прежде всего, по предоставлению льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, чернобыльцам. В 2006 году объем этого Фонда возрастет в 2,2 раза, что позволит полностью компенсировать расходы региональных и местных бюджетов по предоставлению этих льгот.
С учетом прогнозируемого в 2006–2008 годах роста налоговых доходов бюджетов регионов планируемые объемы и формы предоставления финансовой помощи позволят полностью обеспечить выполнение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления возложенных на них полномочий и функций, в том числе — по установлению и выплате заработной платы учителям, врачам, работникам учреждений культуры и других региональных и муниципальных учреждений, социальной защите ветеранов труда и тружеников тыла, предоставлению услуг образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.
Результатом проводимой бюджетной и социальной политики будет устойчивый рост доходов бюджетников, военнослужащих, пенсионеров, повышение уровня социальной защищенности граждан, доступности и качества бюджетных услуг — как за счет прямых расходов на эти цели из федерального бюджета, так и выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, поддержки государственных внебюджетных фондов.
Уровень бедности уменьшится с 15,8% в 2005 году до 13,5% в 2006 году и до 9,7% к 2008 году. Это означает, что за 3 года число наших граждан, доходы которых превышают прожиточный минимум, возрастет почти на 9 млн. человек.
Значительный вклад в повышение уровня жизни внесет реализуемая в 2006–2008 гг. программа последовательного роста оплаты труда бюджетников, военнослужащих, государственных служащих.
Сроки индексации оплаты труда за счет средств федерального бюджета
Работники бюджетной сферы | Военнослужащие и приравненные к ним лица | Государственные служащие | Судьи, прокуроры | |
2006 год: | 1 марта 1 сентября | 1 января | 1 января | 1 июля |
2007 год: | 1 мая | 1 января 1 ноября | 1 января 1 ноября | 1 июля |
2008 год: | 1 мая | 1 сентября | 1 сентября |
БЮДЖЕТ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ
«...Стабильность бюджетной и налоговой политики является важнейшим фактором развития экономики».
Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года
Главный способ формирования действительно надежной основы для решения социальных проблем — обеспечение высокого и устойчивого экономического роста. Бюджетная политика играет крайне важную роль в этом процессе, помогая созданию экономики, способной выдержать жесткую конкуренцию в условиях глобализации и стремительного развития информационных технологий.
СНИЖЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ
«Обеспечение макроэкономической устойчивости остается важнейшей задачей бюджетной политики. В 2006-2008 годах необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции».
Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации, 24 мая 2005 года
Для экономического роста, в первую очередь, необходима макроэкономическая стабильность: низкий уровень инфляции, прогнозируемый курс национальной валюты, общая финансовая устойчивость. Только в таких условиях бизнес имеет возможность планировать и развивать свою деятельность, создавать новые рабочие места, привлекать долгосрочные кредиты. Создание и поддержание таких условий — главный вклад бюджетной политики в экономическое развитие страны.
В 2006–2008 годах прогнозируется сохранение высоких цен на нефть. С одной стороны, это создает стабильные и достаточно благоприятные предпосылки для развития экономики. В то же время в этих условиях повышается «инфляционное» давление на экономику.
Для его снижения необходимо продолжить аккумулирование части доходов от высоких цен на нефть в Стабилизационном фонде.
Начиная с 2006 года появится возможность, не подвергая риску макроэкономическую стабильность, увеличить долю доходов от экспорта нефти, направляемую в федеральный бюджет (рис. 9).
Рис. 9. Использование доходов от экспорта нефти в 2005–2008 годах
В то же время в среднесрочной перспективе следует сдерживать рост бюджетных расходов, сохраняя его на уровне, не превышающем 16,5–17% ВВП.
Только такая, взвешенная и ответственная, бюджетная политика в сочетании с ограничением темпов роста контролируемых государством тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, жилищно-коммунальные услуги в пределах 5–8% в год позволит к 2008 году снизить уровень инфляции до 4–5,5%, а в перспективе — до 3%при сохранении стабильности и предсказуемости курса рубля (рис. 10).
Решение этой задачи обеспечит рост реальных доходов и сбережений граждан, приведет к снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и населения, улучшит инвестиционный климат и, следовательно, создаст благоприятные условия для устойчивого экономического роста.